СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Признаки текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает на уроках развития речи при работе над понятием "текст". Рассматриваются признаки текста, даны небольшие упражнения, а также дается понятие о цепной и папраллельной связи в тексте.

Просмотр содержимого презентации
«php2Ax010_Ponyatie-o-tekste.---5klass.pptx_0»

Текст. Понятие и основные признаки.

Текст.

Понятие и основные признаки.

Роль текста в жизни человека

Роль текста в жизни человека

  • Мы живем а мире текстов. Назовите ситуации, в которых мы встречаемся с текстом.
  • Например:
  • А) объявление в газете
  • Б) план к сочинению
  • В) Г) Д) Е) Ж) З) И)
  • К) Л) М) Н)
Прочитайте определения текста.

Прочитайте определения текста.

  • 1) Текст-это речевое произведение, части которого объединены темой и основной мыслью.
  • 2) Текст-это несколько (два и более) предложений, связанных по смыслу и грамматически.
  • 3) Текст –это группа предложений, которые расположены в определенной последовательности, связаны по смыслу и с помощью языковых средств. Текст обычно имеет заголовок.
К основным признакам текста относятся Единство темы Логическая связь частей текста Наличие главной мысли Смысловая и грамматическая связь Относительная законченность

К основным признакам текста относятся

Единство темы

Логическая связь частей текста

Наличие главной мысли

Смысловая и грамматическая связь

Относительная законченность

Я думаю, что это текст, потому что…

Я думаю, что это текст, потому что…

  • В трудную минуту вспомните о русской сказке, прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому, голосу. Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов. Смысл её – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все естество родной природы: и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов.
  • ( По И. Ильину)
По моему мнению, эти предложения можно считать текстом, так как….

По моему мнению, эти предложения можно считать текстом, так как….

  • Как научиться правильно говорить? Во-первых, нужно вслушиваться в речь окружающих людей. Во-вторых, почаще заглядывать в «Орфоэпический словарь русского языка». Он поможет узнать правильное произношение слова, предупредить и исправить ошибку в произношении.
  • ( По И.Треповой)
Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

  • Вдали заблистали в нежном тумане изумрудных лугов знакомые дали. Полились красные, золотые потоки горячего света. Все утро я ловлю рыбу.
Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

  • Необыкновенно нарядными деревья становятся осенью. На глинистых склонах оврагов, на косогорах, лесных опушках уже в середине апреля раскрываются навстречу солнцу желтые соцветия мать-и-мачехи. Свистит косая метель – белая метла дороги метет.
Типы речи .

Типы речи .

  • Умение правильно строить различные тексты – одно из самых важных владений речью.
  • Одни тексты содержат описание, другие – повествование, третьи – рассуждение . Описание, повествование и рассуждение могут объединятся в одном тексте.
Виды связи слов в тексте

Виды связи слов в тексте

  • Цепная ( последовательная).
  • При цепной связи вместо одного из самостоятельных слов предыдущего предложения в последующем употребляется местоимение, синоним, близкое по значению слово.
  • Параллельная.
  • Самостоятельные предложения, входящие в текст, имеют параллельное строение.
Виды связи цепная Роса была холодная , обильная – настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку.  (К. Паустовский) параллельная

Виды связи

цепная

  • Роса была холодная , обильная – настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку.
  • (К. Паустовский)

параллельная

  • Я хорошо помню его . Волосы прямые в скобку. Лицо небольшое, незначительное, старинно русское, суздальское. Глаза под большими сонными веками – ястребиные.
  • ( И. Бунин)
Исправьте ошибки в следующих предложениях.

Исправьте ошибки в следующих предложениях.

  • 1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.
  • 2. На середину вышел его близкий приближенный.
  • 3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.
  • 4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.
Сочините текст, соблюдая следующие условия:

Сочините текст, соблюдая следующие условия:

  • 1. Заголовок текста: Скоро зима.
  • 2 . Первый абзац текста : Лесные жители серьёзно готовились к зиме.
  • 3. Во втором абзаце речь должна идти о медведе , в третьем – о белке, в четвертом –о зайце.
  • 4. Работая над текстом, используйте синонимы к слову готовиться (запасать, припрятывать, позаботиться о…,набивать закрома) и к слову серьёзно (ответственно, со знанием дела, не упуская из виду)

Просмотр содержимого презентации
«Понятие о тексте. 5класс»

Текст. Понятие и основные признаки.

Текст.

Понятие и основные признаки.

Роль текста в жизни человека

Роль текста в жизни человека

  • Мы живем а мире текстов. Назовите ситуации, в которых мы встречаемся с текстом.
  • Например:
  • А) объявление в газете
  • Б) план к сочинению
  • В) Г) Д) Е) Ж) З) И)
  • К) Л) М) Н)
Прочитайте определения текста.

Прочитайте определения текста.

  • 1) Текст-это речевое произведение, части которого объединены темой и основной мыслью.
  • 2) Текст-это несколько (два и более) предложений, связанных по смыслу и грамматически.
  • 3) Текст –это группа предложений, которые расположены в определенной последовательности, связаны по смыслу и с помощью языковых средств. Текст обычно имеет заголовок.
К основным признакам текста относятся Единство темы Логическая связь частей текста Наличие главной мысли Смысловая и грамматическая связь Относительная законченность

К основным признакам текста относятся

Единство темы

Логическая связь частей текста

Наличие главной мысли

Смысловая и грамматическая связь

Относительная законченность

Я думаю, что это текст, потому что…

Я думаю, что это текст, потому что…

  • В трудную минуту вспомните о русской сказке, прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому, голосу. Она – как цвет незаметных и неведомых полевых цветов. Смысл её – как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все естество родной природы: и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов.
  • ( По И. Ильину)
По моему мнению, эти предложения можно считать текстом, так как….

По моему мнению, эти предложения можно считать текстом, так как….

  • Как научиться правильно говорить? Во-первых, нужно вслушиваться в речь окружающих людей. Во-вторых, почаще заглядывать в «Орфоэпический словарь русского языка». Он поможет узнать правильное произношение слова, предупредить и исправить ошибку в произношении.
  • ( По И.Треповой)
Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

  • Вдали заблистали в нежном тумане изумрудных лугов знакомые дали. Полились красные, золотые потоки горячего света. Все утро я ловлю рыбу.
Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

Объясните, можно ли приведенные ниже предложения считать текстом. Почему?

  • Необыкновенно нарядными деревья становятся осенью. На глинистых склонах оврагов, на косогорах, лесных опушках уже в середине апреля раскрываются навстречу солнцу желтые соцветия мать-и-мачехи. Свистит косая метель – белая метла дороги метет.
Типы речи .

Типы речи .

  • Умение правильно строить различные тексты – одно из самых важных владений речью.
  • Одни тексты содержат описание, другие – повествование, третьи – рассуждение . Описание, повествование и рассуждение могут объединятся в одном тексте.
Виды связи слов в тексте

Виды связи слов в тексте

  • Цепная ( последовательная).
  • При цепной связи вместо одного из самостоятельных слов предыдущего предложения в последующем употребляется местоимение, синоним, близкое по значению слово.
  • Параллельная.
  • Самостоятельные предложения, входящие в текст, имеют параллельное строение.
Виды связи цепная Роса была холодная , обильная – настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку.  (К. Паустовский) параллельная

Виды связи

цепная

  • Роса была холодная , обильная – настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку.
  • (К. Паустовский)

параллельная

  • Я хорошо помню его . Волосы прямые в скобку. Лицо небольшое, незначительное, старинно русское, суздальское. Глаза под большими сонными веками – ястребиные.
  • ( И. Бунин)
Исправьте ошибки в следующих предложениях.

Исправьте ошибки в следующих предложениях.

  • 1. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.
  • 2. На середину вышел его близкий приближенный.
  • 3. Исследуемый вопрос уже был исследован французскими учеными.
  • 4. Идеал русской женщины поэтически воспроизвел в образе Татьяны поэт Пушкин.
Сочините текст, соблюдая следующие условия:

Сочините текст, соблюдая следующие условия:

  • 1. Заголовок текста: Скоро зима.
  • 2 . Первый абзац текста : Лесные жители серьёзно готовились к зиме.
  • 3. Во втором абзаце речь должна идти о медведе , в третьем – о белке, в четвертом –о зайце.
  • 4. Работая над текстом, используйте синонимы к слову готовиться (запасать, припрятывать, позаботиться о…,набивать закрома) и к слову серьёзно (ответственно, со знанием дела, не упуская из виду)