Урок русского языка.
9 класс
Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» .
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями СП. Подготовка к ОГЭ. Разбор заданий 13, 12, 11, 8.
Задачи урока
Обучающая – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
Развивающая – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;
Воспитательные: воспитание ответственного отношения к процессу обучения и подготовке к ОГЭ на текстах, затрагивающих чувство прекрасного, воспитание любви к «малой родине».
На уроке, который является интегрированным, поскольку основан на межпредметных связях (русский язык и литература), учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений, совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, на этом уроке используются мультимедийные средства обучения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным для сдачи ОГЭ . Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.
2. Разминка
А тему и цель нашего урока попробуем определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание.
«Лингвистический кроссворд» (Слайд № 3)
-Итак, ребята, у нас получились ключевые слова , зачитайте их.
- В какую категорию лингвистических понятий мы можем отнести данные слова?
Синтаксис
Таким образом, тема нашего урока «Сложные предложения с разными видами связи».
- А эпиграфом к нашему уроку послужат эти строки.
(слайд № 6)
- Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока?
(все тексты урока будут посвящены нашей «малой родине» Северной Осетии
- Попробуем сформулировать цель нашего урока.
(-уметь применять на практике различные виды сложных предложений;
-развивать творческую активность;
-вести подготовку к ОГЭ;
-воспитание чувств патриотизма, любви к «малой родине») Слово учителя:
Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.
Задание 1. Орфоэпическая разминка
Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.
2. Воспроизведение теоретической части по блоку (методика «полетного» повторения по В.Ф. Шаталову).(3м.)
Задание 2. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет – "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».
2.Работа в группах.
V. Исследовательская работа по группам
Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представит себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.
Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.
Ученики работают самостоятельно, в группах.
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.
Проверка: представитель группы читает восстановленный текст, затем на экране появляется оригинал (слайд), комментируют знаки, указывают тип предложения.
- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА
До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.
11.
10. Подведение итогов урока (2м.)
Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (эпиграф на интерактивной доске)
(Ученик читает вслух)
- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?
12. Оценки.
11. Домашнее задание (1м.)
Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.
.
13. Рефлексия (10 мин) (Слайд № 18)
Что нового я узнал на уроке?
Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?
Что было главное?
Что у меня получилось лучше всего?
Как я оцениваю свою работу на уроке?