СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» .

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Повторение сложного предложения с разными видами связи. Подготовка к ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» .»

Урок русского языка.

9 класс

Тема: «Сложные предложения с разными видами связи» .

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями СП. Подготовка к ОГЭ. Разбор заданий 13, 12, 11, 8.

Задачи урока

Обучающая – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

Развивающая – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;

Воспитательные: воспитание ответственного отношения к процессу обучения и подготовке к ОГЭ на текстах, затрагивающих чувство прекрасного, воспитание любви к «малой родине».



На уроке, который является интегрированным, поскольку основан на межпредметных связях (русский язык и литература), учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений, совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, на этом уроке используются мультимедийные средства обучения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным для сдачи ОГЭ . Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться. Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число, классная работа.

2. Разминка




А тему и цель нашего урока попробуем определить сами. Для этого нам нужно посмотреть на экран и выполнить задание.
«Лингвистический кроссворд» (Слайд № 3)




-Итак, ребята, у нас получились ключевые слова , зачитайте их.

- В какую категорию лингвистических понятий мы можем отнести данные слова?

Синтаксис

Таким образом, тема нашего урока «Сложные предложения с разными видами связи».

- А эпиграфом к нашему уроку послужат эти строки.

(слайд № 6)
- Кто сможет объяснить, почему именно этот эпиграф я выбрала для нашего урока?
(все тексты урока будут посвящены нашей «малой родине» Северной Осетии

- Попробуем сформулировать цель нашего урока.
(-уметь применять на практике различные виды сложных предложений;
-развивать творческую активность;
-вести подготовку к ОГЭ;
-воспитание чувств патриотизма, любви к «малой родине») Слово учителя:

Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Орфоэпическая разминка

Расставить ударение в словах, спроецированных на интерактивной доске: баловать, документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить.



2. Воспроизведение теоретической части по блоку (методика «полетного» повторения по В.Ф. Шаталову).(3м.)

Задание 2. Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет – "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где  подчинительные?
    2. Определение не отвечает на вопрос чей?
    3. Предложение – это синтаксическая единица?
    4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
    5. Союз однако – подчинительный?
    6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
    7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
    8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
    9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
    После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».



2.Работа в группах.


V. Исследовательская работа по группам

Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представит себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст, записать, объяснить знаки препинания.

Ученики работают самостоятельно, в группах.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо так тихо………………..по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело……………….. ущелье за ним и впереди нас …………….. вершины гор………………..покрытые слоями снега рисовались на………………….. небосклоне еще сохранившем………….…….. отблеск зари. На ………….. небе начинали мелькать звёзды……………….. странно мне казалось…………….….. они гораздо выше чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали ………….……..камни кой-где из-под снега выглядывали кустарники …….………….. ни один ………………….. листок не шевелился…….………….. весело было слышать среди этого………………... сна природы фырканье …………. почтовой тройки…….…….. побрякивание …………….. колокольчика.



Проверка: представитель группы читает восстановленный текст, затем на экране появляется оригинал (слайд), комментируют знаки, указывают тип предложения.

- Как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?



КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕКСТА

До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранившем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика.



11.



10. Подведение итогов урока (2м.)

Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (эпиграф на интерактивной доске)

(Ученик читает вслух)

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?

12. Оценки.


11. Домашнее задание (1м.)

Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, но не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

  • .
    13. Рефлексия (10 мин) (Слайд № 18)
    Что нового я узнал на уроке?

  • Каковы основные результаты моей деятельности на уроке?

  • Что было главное?

  • Что у меня получилось лучше всего?

  • Как я оцениваю свою работу на уроке?