СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии 6 класс

Тема: Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

(слайд№1)

 

 

Учебно – воспитательные цели:

  1. Называть и показывать причины образования облаков, осадков.
  2. Определять виды облаков, относительную влажность.
  3.  Объяснять особенности образования тумана.
  4. Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.
  5. Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.

 

Планируемые результаты.

Знать:

Представления об относительной и абсолютной влажности, устройстве гигрометра, представление об условиях образования облаков, атмосферных осадках. Основные формы облаков

Уметь:

Распознавать основные формы облаков. Работать с климатическими картами.

Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный - беседа с целью активизации опорных знаний;

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный конспект – презентация; текст игры « Узнай слово», выставка научной и художественной литературы по теме.

План урока.

  1. Постановка цели и задач.
  2. Повторение и проверка домашнего задания в форме игры

Изучение новой темы:

А) водяной пар;

Б) облака;

В) атмосферные осадки.

  1. Закрепление новой темы.
  2. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Целеполагание. (слайд№2)

  • Вспомни!  ( ветер, причины его образования, типы ветров, циклоны и антициклоны)
  • Узнай!  (виды облаков, причину их образования; относительную и абсолютную влажность)
  • Научись! ( по климатическим картам определять количество осадков на разных территориях)

II. Повторение и проверка изученного материала.

Вспомни!  (ветер, причины его образования, типы ветров, циклоны и антициклоны

Проверка домашнего задания в виде игры « Узнай слово».

Условие игры: на карточках для каждого ученика, написаны высказывания. Каждое высказывания имеет букву. Учащиеся выбирают правильное высказывание, тем самым открывают букву. Если дети примут правильное решение, то получится высказывание.

1. Ветер – это перемещение воздуха в вертикальном направлении.                     К

2. Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении                  Д

3. Ветер всегда дует из области ВД в область НД                                                  Е

4. Ветер всегда дует из области НД в область ВД                                                  Р      

5.Чем больше разница давления, тем ветер слабее                                                М

6. Скорость ветра определяется с помощью прибора анемомерта                        Р      

7.В северном полушарии ветер откланяется вправо, а в Южном  - влево           Ж        

8. Ветер очищает воздух                                                                                            А 

9.  Ветер изменяет формы рельефа                                                                            Т

10. Существует 12-бальная шкала скорости ветра, а в Америке 17-бальная        Ь

11. Штиль дует со скоростью 0-0,2 м\с – это 0 баллов                                           Н

12. Самое ветреное место на Земле в Антарктиде                                                  О

13. Бризы относятся к местным ветрам, меняющий свое направление 2 раза в год                                                                                                                                К

14. Бризы образуются на побережьях водоемов, рек , озер, водохранилищ из-за резкого контраста t суши и воды                                                                               С

15. Районы распространения пассатов – тропики, а направление – Ю-В, С-В    П

16. Стоковые ветры дуют на Антарктиде от центра материка к периферии        О   

17. Ветры западного переноса распространены в экваториальных широтах       Т

18. В горных системах господствует ветер под названием « Фен»                       В

19. Властелин пустынь – самум                                                                                Е

20. Самая ясная погода бывает при тропических циклонах                                  М

21. Шкалу силы ветров предложил адмирал Бофорт                                              Т

22. По шкале  Бофорта ураган получил 12 баллов                                                   Р

23. Давление в центре антициклона - высокое                                                        У

( ответ : Держать нос по ветру) (слайд№3)

 

2. Изучение нового материала.

Мотивация  на урок.

(Перед уроком учитель просит одного ученика намочить тряпку и вытереть ею классную доску)

  • Узнай!  (виды облаков, причину их образования; относительную и абсолютную влажность)

1.Водяной пар.

На то,  чтобы намочить классную доску ушло 10 грамм воды. Но прошло несколько минут – и доска  сухая. Куда же делась вода? Испарилась.

Правильно ! Она превратится в невидимые капельки пара.  И такого пара невидимого пара в земной атмосфере  огромное море. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе.

Демонстрация опыта.

Можно сделать вывод:

 Водяной пар – невидим, обнаруживает себя только при охлаждении. (слайд№4). Приведите пример. ( туман, роса)

Количество водяного пара в граммах в 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью воздуха. (слайд№5)

Абсолютная влажность воздуха непостоянна, летом лужи высыхают быстрее, почему?  Чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара он содержит. Воздух, содержащий   водяной пар называют насыщенным, над сухой и теплой поверхностью водяного пара мало и такой воздух называют ненасыщенный.

Вода всегда выделяется при охлаждении воздуха, насыщенного водяным паром. Относительная влажность насыщенного воздуха равна 100%.

Относительной влажностью называется отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре. (слайд№6,7)

Найдите пример на стр. 121. Для измерения относительной влажности используют прибор гигрометр. (слайд№8)

Что же образуется при охлаждении поднимающегося воздуха? ( облака)

  1. Облака. (Работа в группах) слайд№9

Прочитать стихотворение:

В вышине облака величаво Бороздят океаны небес. Солнце в ярких кудряшках играет, Вслед верхушками машет им лес. Вы плывите за дальние дали, Посмотреть, как Земля хороша, Как рассвет, закаты сияют. И блестит ранним утром роса

Облачность слайд№10

1 группа ( девочки). Задание  составить классификацию облаков и занести в таблицу их характеристику ( используя раздаточный материал) ( слайд№11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:                                                                                             

Виды облаков

Высота образования

Особенности

  1. Кучевые

а)

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Слоистые

а)

 

 

 

 

 

 

б)

 

 

 

 

 

  1. Перистые

а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа.(мальчики). При рассказе мальчиков использовать слайды № 12,13,14

Как же образуются все эти виды облаков? (стр 122-124)

Выделить значение облаков: Почему зимой при сплошной облачности теплее, а летом прохладнее?

Возможные ответы:

  1. задерживают тепло
  2. распределение влаги
  3. предсказание погоды
  4. красота

Какую роль играют облака в настроении человека?

 В сказках облака бывают морковные, яблочные, малиновые, - а бывают ли кислотные облака?

- Из-за чего это бывает? Какой вред наносят?

На нашей метеостанции, оснащенной новейшим оборудование зафиксировали сигнал SOS. Кому-то нужна помощь! (слайд№15)

 Послушайте: - Жила-была капля по имени Лия в живописном озере у океана. Была она маленькая и несмышленная. Каждый день беззаботно плескалась в лучах ласкового солнца, ей было хорошо и уютно. Но однажды, в жаркий день, неведомая сила подхватила маленькую каплю и понесла. Лия от неожиданности закрыла глаза и вдруг опустилась на что-то мягкое, подняла ресницы и увидела облако состоящее из таких же веселых и красивых капель, посмотрела вниз и ахнула, увидев Землю красоты неописуемой. Вдруг ветер подхватил облако и понес все дальше и дальше от родного озера. Мама, мама, закричала Лия, но озеро ее уже не слышало.

Вопрос – Сможет ли капля вернуться к своему родному озеру?

 

3. Атмосферные осадки(слайд№16)

Воду, выпадающую на земную поверхность в жидком или твердом состоянии, называют атмосферными осадками.

Перечислите виды  атмосферных осадков! ( Дождь, снег, град, гололед, иней, роса, изморось)

По характеру выпадения различают: (слайд№17)

  • ливневые (они интенсивны, непродолжительны);
  • обложные (равномерны, средней интенсивности, могут продолжаться сутками)
  • моросящие ( мелкокапельные, дают мало осадков)

Слайд№18,19

количество осадков измеряется на метеостанциях. Для измерения количества осадков используют прибор осадкометр. (слайд№20)

Используя климатическую карту, найдите, где выпадает самое большое количество осадков, где самое малое?

Если осталось время, загадки от Нюши (слайд№21)

1. Хмурится на небе тучка Слезы капают из глаз Отгадайте, что за штучка Это облако у нас (кучево-дождевые)

2. В жаркий день на небе чистом Потеряли перья птицы Ну, а может и не птицы Что же это, объясните (перистые облака)

3. Объяснить пословицу:

Май холодный – год плодородный.

Объясните, почему после нескольких дней жаркой погоды возрастает опасность ливней и гроз.

Над крупными городами выпадает значительно больше осадков, чем над окружающей сельской местностью. Как это можно объяснить?

В заключении « Художественная галерея» (слайд№22-24)

Выставление оценок за урок. (слайд№25)