СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование 5 класс.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что  роднит  музыку   с  литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование 5 класс.»

урока

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания




УУД


Контрольно-оценочная

деятельность вид форма

ИКТ средства

обучения

Дата

1

Что роднит музыку с литературой.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний







Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.

Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.

  • М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,

  • Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;

  • П.Чайковский. Симфония №4;

  • Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»

Понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

входной Устный опрос

Песня - презентация «Моя Россия» Модуль «Музыка как вид искусства

Модуль «Интона-ционно-об-разная, жан-ровая и сти-левая основы музыкального искусства»»


2

Вокальная музыка. Комбинированный урок










Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.

Жанры вокальной музыки – песня.

  • Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

  • Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

  • П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»;

Найти основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки, выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.

Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


текущий Устный опрос

Модуль «Интонация как носитель смысла в музык. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий»



3

Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).

Народная песня, ее жанры и особенности.

Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма

Русские народные песни:

  • «А мы просо сеяли»,

  • «Бояре, а мы…»,

  • «Уж ты, поле мое»;

Запомнить основные жанры народных песен, ее особенности, разучивать и исполнять образцы

музыкально-поэтического творчества.

Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении.

Обнаруживать, выявлять общность

истоков народной и профессиональной музыки.

тематический Устный опрос

Модуль «Разновидности обрядовых песен»

Модуль «Особенности русской народной музыкальной культуры»


4

Вокальная музыка.

Комбинированный урок

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

  • Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

  • Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова

основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка, проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость.


текущий Устный опрос

Модуль «Вокальная музыка.

Романс»


5

Фольклор в музыке русских композиторов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

  • Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов.

  • «Колыбельная» А. Лядов.

Найти особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки, сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская.


текущий Устный опрос

Модуль «Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке»


6

Фольклор в музыке русских композиторов.

. Особен-ности воспри-ятия музы-кального фоль-клора своего на-рода и других народов мира. Урок обобщения и систематизации знаний.

Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

  • Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Исполнять интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки, по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов

тематический Устный опрос

Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов»


7

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Урок закрепления нового материала.

Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,

Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

  • Вокализ. С. Рахманинов.

  • Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

  • Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

  • Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .

  • Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

  • Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Исполнять жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада, выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

тематический Устный опрос


Модуль «Певческие голоса сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие»


8

Вторая жизнь песни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

  • Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

  • Веснянка, украинская народная песня.

  • Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Находить особенности русской народной музыкальной культуры, исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.


тематический Устный опрос


Модуль

«Образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов»



9

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

  • Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.


Находить особенности русской народной музыкальной культуры, наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

итоговый тест

Модуль

«Оперы Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" (1882) и "Сказка о Царе Салтане" (1900)» Модуль

«Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов»


10

Всю жизнь мою несу родину в душе…

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.

Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

  • Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

  • Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

  • Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Понимать стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства, сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения;

участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

текущий Устный опрос


презентация «Великий колокольный звон»

Модуль «Творчество Георгия Васильевича Свиридова»


11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Комбинированный урок.

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

  • «Этюд №12» Ф.Шопен

  • «Прелюдия№7» Ф.Шопен

  • «Прелюдия№20» Ф.Шопен

  • «Вальс №7» Ф.Шопен

понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.


текущий Устный опрос

Модуль «Творчество Фредерика Шопена


12

Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

  • Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

  • Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

  • Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

  • Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

понимать взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.

текущий Устный опрос


Модуль «Моцарт. Разговор с миром»


13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.

  • Садко. Опера-былина (фрагменты).

Н. Римский-Корсаков.

Выучить особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

тематический Устный опрос


Модуль

«Музыкально-театральные жанры. Опера»

Модуль

«Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898


14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

  • Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

  • Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Запомнить имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

тематический Устный опрос


Модуль «Музыкально-театральные жанры. Балет»

Модуль

«Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица".
Модуль

«Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик

"

15

Музыка в театре, кино, на телевидении.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

  • Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

  • Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Найти связь литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический

Устный опрос











Модуль

«Музыка в кино. Отечественные кинофильмы 1920-40-х годов»

Видео фрагменты из к/ф «Дети капитана Гранта»

«Приключения Буратино»





16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

  • Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

  • Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Найти особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом дви­жении, поэтическом слове, изобразительной деятельно­сти.


тематический

Устный опрос












Модуль

«Музыкально-театральные жанры: оперетта, мюзикл»

Видео фрагменты мюзикла «Кошки




17

Мир композитора.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы

Находить взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений, передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль­но-эстетической жизни класса, школы.


итоговый тест

Модуль

«Снегурочка. Пьеса-сказка А.Н. Островского и опера Н.А. Римского-Корсакова»


18

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.



Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

  • Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

  • Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Находить возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки, вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

текущий Устный опрос

обучающий










19

Небесное и земное в звуках и красках.

Комбинированныйурок.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

  • «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский

  • «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

  • «Ave Maria», И.-С. БахШ. Гуно

  • «Ave Maria» Дж. Каччини

  • «Ave Maria» Ф. Шуберт

Найти интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие, эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.


тематический Устный опрос

Модули:

«Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия»
«Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство распева»


20

Звать через прошлое к настоящему.

Урок закрепления нового материала.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Песня об Александре Невском»

  • хор «Вставайте, люди русские»

Найти богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата, сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.

тематический

Модуль

«Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата»


21

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.

Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

  • «Ледовое побоище»

  • «Мертвое поле»

  • «Въезд Александра во Псков»

Устный опрос



Модуль

«Творчество Д.Д. Шостаковича»

Презентация «Александр Невский»

фрагменты из к/ф «Александр Невский»



22

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

  • Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

  • Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Найти выразительные возможности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество, сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.

Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.



Модуль

«Творчество С.В.Рахманинова»
Модуль

«Развитие традиций русс-кой классической музыкальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина»


23

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.

Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

  • «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова

  • «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

тематический Устный опрос












Модуль

«Творчество Франца Шуберта»











24

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Комбинированный урок

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

  • Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

  • Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

  • Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

  • Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.



тематический Устный опрос













Модуль

«Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке»










25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

  • Каприс 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).

  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.

  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

  • «Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей, сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;


тематический Устный опрос












Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка










26

Волшебная палочка дирижера.

Комбинированный урок.

Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

  • «Музыкант» Б. Окуджава

Запомнить имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

тематический

Устный опрос






Модуль «Знаменитые дирижёры» Модуль

«Оркестр и его виды»


27

Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

Комбинированный урок.

Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

  • Симфония 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Выучить имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра. Сущность музыкального исполнительства как искусства интерпретации, личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.

тематический Устный опрос






Модуль

«Творчество Людвига ван Бетховена» Модуль

«Бетховен. Становление личности»









28

Застывшая музыка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

  • Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах

  • Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах

  • «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

  • «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Найти принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический

Устный опрос

обучающий



Модуль

«Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством в эпоху средневековья»
Модуль

«Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства»


29

Полифония в музыке и живописи.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

  • И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),

  • Аве Мария.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.

Найти принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка, соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

текущий Устный опрос

Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»

Модуль «Монодия, гомофония, полифония»


30

Музыка на мольберте.

Комбинированный урок

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

  • М.К. Чюрленис. Фуга.

  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

  • М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Говорить о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса, сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.


тематический Устный опрос

обучающий




Диск «Импрессионизм в музыке и живописи»


31

Импрессионизм в музыке и живописи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

  • «Детский уголок» К.Дебюсси

  • «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси

  • «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Найти особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.

текущий устный опрос

Презентация «Импрессионизм в музыке»


32

О подвигах, о доблести и славе...

Комбинированный урок.

Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.

Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:

  • «Помните»

  • «Наши дети»

  • «Реквием» стихи Р. Рождественского.

Устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема, выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

тематический устный опрос


Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания»


33

В каждой мимолетности вижу я миры…

Комбинированный урок.

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

  • С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)

  • М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

- «Избушка на курьих ножках»,

-«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)

рисунки В.Гартмана.

Понять своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

тематический устный опрос


Модуль «Картинки с выставки»


34

Мир композитора. С веком наравне.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.

Сделать вывод о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений, владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений.

итоговый тестирование


































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ


ПЛАНИРОВАНИЕ



5 класс