| №п/п | Тема урока | Содержание урока | Средства обучения, демонстрации | Требования к базовому уровню подготовки | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
| I Физика и физические методы изучения природы (4 часа) | |
| 1.1 | Физика – наука о природе. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы | Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы | Демонстрация примеров механических, электрических, тепловых, магнитных и световых явлений | Знать/понимать смысл понятия «физическое явление» | п.1,2,3 | | |
| 1.2 | Физические величины и их измерение. Физические приборы. Лабораторная работа №1 | Физические величины и их измерение. Физические приборы. Выполнение лабораторной работы №1 «Определение цены деления измерительного прибора» | Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы | Уметь определять цену деления измерительных приборов, понимать разницу между физическим явлением и физической величиной. | п.4 | | |
| 1.3 | Лабораторная работа №2 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела». | Выполнение лабораторной работы №2 «Измерение объёма жидкости и твёрдого тела». Лабораторный опыт № 1 «Измерение температуры». Лабораторный опыт №2 «Измерение длины» | Демонстрационные и лабораторные измерительные приборы | Уметь использовать измерительные приборы для измерения объёмов тел | повт. п. 1-4 | | |
| 1.4 | Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Физика и техника | Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. Физика и техника | | Уметь находить рассчитывать погрешности измерений, выражать результаты измерений в СИ | п.5,6 | | |
| II Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов) | | | |
| 2.1. | Строение вещества. Молекулы | Строение вещества. Молекулы, их размеры, атомы | Модели атомов и молекул, таблицы | Знать/понимать смысл понятий : «вещество», «атом», «молекула» | п.7,8 | | |
| 2.2. | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Лабораторная работа №3 | Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Лабораторная работа №3 «Измерение размеров малых тел» | Модель хаотического движения молекул, модель броуновского движения | Уметь приводить примеры явлений, объясняемых тепловым движением | п.1 стр.172, повт п.7 | | |
| 2.3. | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах, зависимость скорости диффузии от температуры вещества и агрегатного состояния вещества. Примеры диффузии в окружающем мире. | Демонстрация диффузии в газах и жидкостях | Уметь описывать и объяснять явление диффузии | п.9 | | |
| 2.4. | Взаимодействие частиц вещества | Взаимное притяжение и отталкивание частиц вещества, явление смачивания и несмачивания | Демонстрация сцепления свинцовых цилиндров | Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий | п.10 | | |
| 2.5. | Три состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел | Три состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твёрдых тел. | Демонстрация сжимаемости газов, сохранения объёма жидкости при изменении формы сосуда | Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях | п.11,12 | | |
| 2.6. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Тест №1 | Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме. | Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества | повт. п.12 | | |
| III .Механические явления (58 часов) | |
| | Взаимодействие тел (22 часа) | | | | | |
| 3.1. | Механическое движение. Траектория. Путь. Относительность движения. Система отсчёта. | Механическое движение. Траектория. Путь. Единица измерения. Относительность движения. Система отсчёта. | Демонстрация примеров механического движения, относительности механического движения | Знать/ понимать смысл понятий : «путь», «траектория» | п.13 | | |
| 3.2. | Прямолинейное равномерное движение. Скорость | Равномерное и неравномерное движение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Средняя скорость. Таблица скоростей | Демонстрация равномерного прямолинейного движения | Знать/понимать смысл понятий: «скорость», «средняя скорость»; уметь описывать равномерное прямолинейное движение | п.14,15 упр.4(4) | | |
| 3.3. | Лабораторный опыт № 3 «Измерение скорости равномерного прямолинейного движения». Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении | Лабораторный опыт №3 «Измерение скорости равномерного прямолинейного движения». Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении | Лабораторное оборудование: набор для изучения равномерного прямолинейного движения | Уметь использовать физические приборы для измерения расстояния и промежутка времени | повт п. 14,15 | | |
| 3.4. | Расчёт пути и времени движения при равномерном прямолинейном движении. Решение задач | Расчёт пути и времени движения при равномерном прямолинейном движении. Работа с графиками движения. Решение задач | Дидактические материалы: сборники познавательных и развивающих заданий по теме, сборники текстовых заданий | Уметь решать задачи на расчёт скорости, пути и времени движения | п.16 упр.5(2) | | |
| 3.5. | Явление инерции. Решение задач на явление инерции | Явление инерции. Примеры инерции. Решение задач | Демонстрация явления инерции (лабораторное оборудование : набор по механике) | Уметь описывать и объяснять явление инерции | п.17 | | |
| 3.6 | Взаимодействие тел Масса тела. Единицы массы. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Взаимодействие тел. Масса тела. Эталон массы. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Выполнение лабораторной работы №4 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Демонстрация зависимости инертности тел от массы (лабораторное оборудование : набор по механике, весы с учебными гирями) | Знать/понимать смысл величины «масса», понятие «взаимодействие» Уметь измерять массу тела. Выражать результаты измерений в СИ | п.18,19,20 упр.6(1) | | |
| 3.7. | Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела по его плотности | Плотность вещества. Единицы измерения плотности вещества, работа с таблицами плотностей. Расчёт массы и объёма тела по его плотности | Наглядные пособия. Учебная литература | Знать/понимать смысл величины «плотность», Уметь решать задачи на расчёт массы и объёма тела по его плотности | п.21,22 | | |
| 3.8. | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела и жидкости» | Выполнение лабораторной работы №5 «Определение плотности твёрдого тела и жидкости» | Лабораторное оборудование: набор тел, цилиндры измерительные, учебные весы с гирями | Уметь использовать измерительные приборы для измерения массы и объёма твёрдых тел | повт п.22 | | |
| 3.9. | Решение задач на расчёт массы, объёма и плотности тела | Решение задач на расчёт массы, объёма и плотности тела | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь решать задачи на расчёт массы, объёма и плотности тела | повт. п.15,16,21,22 | | |
| 3.10. | Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | Выполнение контрольной работы №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | Контрольно-измерительные материалы по теме | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | |
| 3.11 | Сила. | Сила. Деформация тела. Результат действия силы. Изображение силы на чертеже | Демонстрация взаимодействия тел | Знать/понимать смысл физической величины «сила»; уметь изображать силу на чертеже | п.,23 | | |
| 3.12. | Явление тяготения. Сила тяжести | Явление тяготения. Сила тяжести. Обозначение силы тяжести, её направление, точка приложения. Лабораторный опыт № 4 «Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» | Демонстрация свободного падения тел, наглядные пособия, справочная литература | Знать/понимать смысл закона всемирного тяготения, понятия «сила тяжести» | п.24 | | |
| 3.13. | Сила упругости. Закон Гука | Сила упругости. Деформация, виды деформации. Удлинение. Закон Гука Лабораторный опыт № 5 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение коэффициента жёсткости пружины» | Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины | Знать/понимать причины возникновения силы упругости и уметь вычислять её | п.25 | | |
| 3.14. | Вес тела. Невесомость. | Вес тела. Обозначение веса тела, точка приложения, направление. Невесомость. | Демонстрация невесомости и перегрузки, учебная литература | Знать/понимать различие между весом тела и силой тяжести; понимать , что вес тела- величина, зависящая от характера движения тела и расположения опоры | п.26 | | |
| 3.15. | Связь между силой тяжести и массой тела. Единицы силы. | Связь между силой тяжести и массой тела Единицы силы. | Наглядные пособия, справочная литература, лабораторное оборудование: набор по механике | Уметь вычислять силу тяжести при известной массе тела | п.27 упр 9(2,4) | | |
| 3.16 | Методы измерения сил. Динамометры. | Методы измерения сил. Динамометры. Виды динамометров. Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под углом. Лабораторный опыт № 6 «Сложение сил, направленных вдоль одной прямой» | Демонстрационные и лабораторные динамометры | Знать/понимать устройство и принцип действия динамометров, уметь находить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой, под углом друг к другу | п.28 ,29, упр.10 (1) | | |
| 3.17. | Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром. . | Выполнение лабораторной работы №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Лабораторное оборудование: набор пружин с различной жёсткостью, набор грузов | Уметь градуировать шкалу измерительного прибора | Упр.10(2) | | |
| 3,18. | Решение задач на расчёт силы тяжести, упругости | Решение задач на расчёт силы тяжести, упругости | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме, справочная литература | Уметь вычислять силу тяжести, силу упругости | Упр. 9(3,5) | | |
| 3.19. | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Способы уменьшения и увеличения силы трения. | Демонстрация силы трения скольжения, силы трения покоя | Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы уменьшения и увеличения трения | п.30,31 | | |
| 3.20. | Трение в природе и технике. | Трение в природе и технике. Лабораторный опыт № 7 «Измерение коэффициента трения скольжения». Исследование силы трения скольжения. | Лабораторное оборудование: набор по механике | Знать/понимать от чего зависит сила трения, уметь вычислять коэффициент трения | п.32 | | |
| 3.21 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел. Силы.» | Повторительно- обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел. Силы.» | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме | Уметь объяснять различные явления и процессы наличием взаимодействия между телами, уметь определять какие силы действуют на тело и вычислять их | подг. к к/р | | | |
| 3.22 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел. Силы» | Выполнение контрольной работы №2 по теме «Взаимодействие тел. Силы» | Контрольно-измерительные материалы по теме | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | |
| | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (24 часа) | |
| 3.23 | Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления | Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления | Демонстрация зависимости давления твёрдого тела на опору от действующей силы и площади опоры | Знать/ понимать смысл величины «давление», для чего и какими способами уменьшают или увеличивают давление | п.33,34 , упр.12(2) | | |
| 3.24. | Решение задач по теме «Давление» | Решение задач на вычисление давления , силы давления и площади поверхности | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Давление» | Уметь решать задачи на вычисление давления, если известны сила и площадь опоры | Упр.12(4) | | |
| 3.25. | Давление жидкости и газа. | Давление жидкости и газа. Лабораторный опыт №8 «Измерение давления твёрдого тела на опору» | Демонстрация явлений, объясняемых существованием давления в жидкостях и газах | Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами | п.35,37 | | |
| 3.26. | Закон Паскаля | Объяснение передачи давления жидкостями и газами на основе закона паскаля. Тест №2 | Демонстрация закона Паскаля | Знать/ понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами | п.36, упр.14(3) | | |
| 3.27 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от плотности и высоты столба жидкости | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Давление жидкостей и газов» | Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда | п.38 ,упр.15(2) | | |
| 3.28. | Сообщающиеся сосуды | Сообщающиеся сосуды. Их свойства. Примеры сообщающихся сосудов. | Демонстрация сообщающихся сосудов, наглядные пособия | Уметь описывать и объяснять , почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов | п.39 | | | |
| 3.29. | Решение задач на расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | Решение задач на расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда | Сборники тестовых заданий | Уметь решать задачи на расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы давления в случае сообщающихся сосудов | Упр.15(1) | | |
| 3.30. | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Демонстрация обнаружения атмосферного давления | Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления | п.40,41 упр.18 | | |
| 3.31. | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Единица измерения атмосферного давления- миллиметр ртутного столба | Наглядные пособия | Знать приборы для измерения атмосферного давления | П.42 | | |
| 3.32. | Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Барометр- анероид, его устройство. Атмосферное давление на различных высотах, нормальное атмосферное давление | Измерение атмосферного давления барометром- анероидом | Уметь использовать барометры для измерения атмосферного давления, знать чему равно нормальное атмосферное давление | п.43,44. Упр.21(2,3) | | |
| 3.33. | Методы измерения давления. Манометры | Методы измерения давления. Манометры, их устройство и принцип работы | Демонстрация различных видов манометров | Знать /понимать устройство и принципы действия манометров | п.45 | | |
| 3.34. | Поршневой жидкостный насос | Поршневой жидкостный насос, его устройство и принцип работы | Наглядные пособия | Знать/понимать устройство и принцип работы поршневого жидкостного насоса | п.46 упр. 22(1) | | |
| 3.35. | Гидравлические машины. Гидравлический пресс | Гидравлические машины. Гидравлический пресс: устройство, принцип работы, применение | Демонстрация гидравлического пресса | Знать/ понимать что такое гидравлические машины и где они применяются | п.47 упр.23(1) | | |
| 3.36. | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело. Выталкивающая сила, её формула, направление | Демонстрация действия жидкости и газа на погружённое в них тело | Знать/понимать какая сила действует на тело, погружённое в жидкость или газ и куда она направлена | п.48 | | | |
| 3.37. | Архимедова сила. Закон Архимеда. | Архимедова сила. Закон Архимеда. | Демонстрация закона Архимеда | Знать/понимать смысл закона Архимеда | п.49 | | |
| 3.38. | Решение задач на вычисление архимедовой силы | Решение задач на вычисление архимедовой силы | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Давление жидкостей и газов» | Уметь решать задачи на расчёт архимедовой силы | упр.24(3) | | |
| 3.39. | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» | Выполнение лабораторной работы №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело» | Лабораторное оборудование: наборы тел, динамометр | Уметь вычислять выталкивающую силу, действующую на погружённое в жидкость тело | Упр.24(4) | | |
| 3.40. | Плавание тел . Условие плавания тел. | Плавание тел . Условия, при которых тело плавает или тонет. | Демонстрация плавания тел | Знать/понимать условие плавания тела в жидкости | п.50 | | |
| 3.41. | Решение задач на применение условия плавания тел | Решение задач на применение условия плавания тел | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Давление жидкостей и газов» | Уметь применять условие плавания тел | Упр.25(3,4) | | |
| 3.42. | Лабораторная работа №8 | Выполнение лабораторной работы №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Лабораторное оборудование: наборы тел, весы учебные с гирями, мензурки | Уметь описывать и объяснять условие плавания тел | Упр.25(2,5) | | |
| 3.43. | Плавание судов | Плавание судов, ватерлиния, водоизмещение и грузоподъёмность судна | Демонстрация плавания тел из металла, модели судов | Понимать принципы плавания судов | п.51 упр.26(2) | | |
| 3.44 | Воздухоплавание | Воздухоплавание, подъёмная сила | Наглядные пособия | Понимать принципы воздухоплавания | п.52 | | |
| 3.45. | Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Повторение темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Уметь решать качественные и расчётные задачи по теме | подг. к к/р | | |
| 3.46. | Контрольная работа №3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Выполнение контрольной работы №3 по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Контрольно- измерительные материалы по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | |
| | Работа и мощность . Энергия (12 часов) | |
| 3.47. | Механическая работа | Механическая работа. Формула для расчёта работы. Единицы работы. Условия, при которых работа положительна, отрицательна и равна нулю | Демонстрация механической работы | Знать/ понимать смысл величины «работа»; уметь вычислять механическую работу | п.53 упр.28(3,4) | | |
| 3.48. | Мощность. Измерение мощности | Мощность. Формула для расчёта мощности, единицы мощности, работа с таблицей мощностей. Лабораторный опыт № 9 «Измерение мощности» | Дидактические материалы, наглядные пособия | Знать/ понимать смысл величины «мощность»; уметь вычислять мощность | п.54 упр.29(1,5) | | |
| 3.49. | Решение задач на расчёт работы и мощности | Решение задач на расчёт работы и мощности | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Работа, мощность» | Уметь решать задачи на расчёт работы и мощности | Упр.29(3) | | |
| 3.50. | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Простые механизмы. Виды простых механизмов. Рычаг. Условие равновесия рычага. Равновесие сил на рычаге | Демонстрация простых механизмов | Знать виды простых механизмов и их применение | п.55,56 | | |
| 3.51. | Момент силы. Цент тяжести тела | Момент силы, единица измерения. Правило моментов. Лабораторный опыт № 10 «Нахождение центра тяжести плоского тела» | Демонстрация рычага | Знать формулу для вычисления момента силы | п.57 | | |
| 3.52. | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 9 | Рычаги в технике, быту и природе. Выполнение лабораторной работы № 9 «Исследование условий равновесия рычага». Условие равновесия тел | Лабораторное оборудование: рычаг- линейка, набор грузов, динамометры лабораторные | Уметь на практике определять условие равновесия рычага. Понимать необходимость и границы применения рычагов | п.58 | | |
| 3.53. | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики | Блок. Подвижный и неподвижный блок. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики | Подвижные и неподвижные блоки. | Знать/ понимать смысл «золотого правила» механики; уметь объяснять где и для чего применяются блоки | п.59,60 | | |
| 3.54. | Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10 | Коэффициент полезного действия механизма. Выполнение лабораторной работы №10 «Определение кпд при подъёме тела по наклонной плоскости» | Лабораторное оборудование: набор по механике | Знать/ понимать смысл кпд, уметь вычислять кпд простых механизмов | п.61 | | |
| 3.55. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Формулы для их расчёта. Лабораторный опыт № 11 «Измерение кинетической энергии тела. Измерение изменения потенциальной энергии тела» | Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы, превращения механической энергии из одной формы в другую, различные виды маятников | Знать/ понимать физический смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления и уметь вычислять | п.62,63 | | |
| 3.56. | Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии. Решение задач | Превращение одного вида энергии в другой. Закон сохранения механической энергии. Энергия взаимодействующих тел Решение задач | Сборники познавательных и развивающих заданий по теме «Работа, мощность» | Знать/ понимать смысл закона сохранения механической энергии Уметь вычислять работу, мощность и механическую энергию тел | п.64подг. к к/р | | |
| 3.57. | Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность. Энергия» | Выполнение контрольной работы №4 по теме «Работа. Мощность. Энергия» | Контрольно- измерительные материалы по теме «Работа. Мощность. Энергия» | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | |
| 3.58. | Повторительно- обобщающий урок по курсу 7 класса | Повторительно- обобщающий урок по курсу 7 класса | Контрольно- измерительные материалы | Уметь применять полученные знания при решении задач | | | |