Данная национально-региональная программа по чтению «Адыгейская литература» для 4 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся начальных классов с произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Курс «Адыгейская литература» рассчитан на 237ч. В 4 классе 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Загадки о животных, птицах, растениях, явлениях природы.
2. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях.
3. Сказки о трудолюбии и лени, о животных: «Добрая девушка», «Дикий кот, лиса, волк и медведь», «Приключения пчеловода».
4. Произведения из нартского эпоса: «Нарт Шэуай на скачках», «Самоуправляемая стрела парта Тлепша», «Клещи Тлепша», «Нарты Тлепш и Худимиж».
«Слово о Шевченко».
1. Загадки о растениях, животных, явлениях природы.
2. Пословицы о труде, профессии, мужестве, честности, уме, добре, зле.
З. Сказки о животных, людях и их профессиях: «Пастушья дудочка» (русская сказка), «Портной, медведь и бесенок» (татарская сказка), «Глупый Волк» (кабардинская сказка), « Лиса и собака» (кабардинская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка), «Острый ум и ловкие руки» (адыгская сказка), «Кому подарить бешмет?» (абхазская сказка), «Как барин коней высиживал» (греческая сказка).
4. Стихотворения: А.С. Пушкин «Птичка», П. Хачатрян «Армянский язык», Ф. Балкарова «Я дочь Кавказа», С.Мурадян «Мама и весна», М. Джалиль «Колыбельная дочери».
5. Рассказы: Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыпленок».
№ п\п | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Д/з | УУД |
По плану | Факти- ческая |
Адыгея — Родина моя (9 ч.) |
-
| | | Республика Адыгея. Майкоп - столица Адыгеи. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, целями и задачами раздела; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обобщать знания, полученные во 3 классе; работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать произведения поэтов по темам; развивать речь, память, навыки чтения, образное мышление; прививать любовь к родной земле, к природе; воспитывать толерантное отношение к другим народам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | подготовить сообщение о своей малой Родине. | Л-01 Л-02 Л-03 Л-05 Л-07 Л-09 Л-13 Л-15 Л-20 Л-21 Л-23 Р-01 Р-02 Р-07 Р-08 Р-13 Р-16 П-01 П-02 П-04 П-06 П-16 П-19 К-02 К-04 К-06 К-07 К-09 К-11 К-12 К-16 К-18 К-19 К-20 К-21 Ч1-01 Ч1-02 Ч1-04 Ч1-05 Ч1-06 Ч2-02 Ч2-07 Ч2-08 Ч3-03 Ч3-02 Ч3-08 Ч4-02 |
-
| | | А. Гадагатль. Стихотворение «Адыгея моя». | с.3-4 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | И. Машбаш. Стихотворение «Не спорю». | с.4-5 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Евг. Салов. Стихотворение «Оштен». | с. 6 выучить наизусть, вопросы. |
-
| | | И. Машбаш. Стихотворение «Адыги». | с.6-8 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Дж. Чуяко. Стихотворение «Добрый обычай». | с.8-9 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | М. Паранук. Стихотворение «Родной язык». | с.9-11 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Р. Нехай. Стихотворение «Мой адыгейский язык». | с.12-13 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | М. Меджажев «Прекрасна моя Адыгея». | с.13-14 выраз. чит., вопросы. |
Адыгейское устное народное творчество и национальные игры (13ч.) |
-
| | | Загадки о животных, разных предметах, явлениях природы. Пословицы и поговорки о животных, добре, мужестве, честности, дружбе, профессиях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить сходства в произведениях адыгских и русских народов, их отличия; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; уметь пользоваться приёмом олицетворения в народном творчестве; уметь различать малые жанры фольклора; проявлять интерес к устному народному творчеству; развивать речь, память, навыки чтения; оценивать богатство внутреннего мира человека; работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | найти загадки и пословицы о мужестве, честности, дружбе, профессиях. |
-
| | | Сказка о трудолюбии и лени: « Добрая девушка». | с.16-22 пересказ, вопросы. |
-
| | | Сказка о животных: «Дикий кот, лиса, волк и медведь». | с.22-27 пересказ, вопросы. |
-
| | | Произведения из адыгейского нартского эпоса. Сказание «Нарт Шэуай на скачках». | с. 27-31 пересказ, вопросы. |
-
| | | Сказание «Самоуправляемая стрела нарта Тлепша». | с.31-34 пересказ, вопросы. |
-
| | | Сказание «Клещи Тлепша». | с.34-35 пересказ, вопросы. |
-
| | | Сказание «Нарты Тлепш и Худимиж». | с.36-38 пересказ, вопросы. |
-
| | | Произведения из адыгейского нартского эпоса. Обобщающий урок. | сделать иллюстрацию к одному из сказаний. |
-
| | | Национальные игры: «Птичка из бузины», «Прыжок лягушки». | с.38-40 разучивание игры. |
-
| | | Игры: «Кот-охотник», «Пастух». | с.40-42 разучивание игры. |
-
| | | Игры: «Скакание на одной ноге», «Отбирание головных уборов». | с.42-44 разучивание игры. |
-
| | | Национальные игры. Повторение. | найти 2-3 национальные игры и разучить |
-
| | | Пословицы и поговорки. Повторение. | написать по 4-5 пословиц и поговорок, сделать к ним иллюстрацию |
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея (37 ч.) |
-
| | | Х. Панеш. Сказка «Птичка и арбузное семечко». | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать текст произведения с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, рассказывать о них; уметь находить в тексте средства художественной выразительности; сопоставлять живопись и поэзию, выражать свои мысли и чувства; передавать содержание и определять основную мысль произведения, делить текст на части, характеризовать героев; анализировать стихотворный текст; развивать навыки чтения, анализа стихотворного текста, сопоставление стихотворений и картин; знать произведения адыгских поэтов наизусть; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | с.45-56 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Х. Беретарь. Стихотворение «Имя твое». | с.56-57 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворение «Адыг в Москве». | с.57-58 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Дж. Чуяко. Стихотворение «Степной простор». | с.59 выучить наизусть, с. 60 вопросы. |
-
| | | Р. Нехай. Стихотворение «Склониться б пред тобой». | с.60 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Евг. Салов. Стихотворение «Лесной чемпион». | с.61 выучить наизусть, вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворение «И не то еще увидишь». | с.61-62 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Дж. Чуяко. Стихотворение «Две дудки». | с.63-64 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Евг. Салов. Стихотворение «Лагонаки». Р. Нехай. Стихотворение «Адыгейский стол». | с.65 выучить наизусть, с. 66 выраз. чит. |
-
| | | И. Машбаш. Стихотворение «Черкеска». | с.66-68 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | К. Кесебежев. Стихотворение «Нашей матери». | с.68-69 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Д. Чамоков. Стихотворение «Ты мне мать и отец». | с.69-70 выучить наизусть, вопросы. |
-
| | | Д. Костанов «В годы войны» (из романа «Белая кувшинка»). | с.70-71 пересказ, вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворение «Это было в бою, это было зимой». | с.72-73 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Евг. Салов. Стихотворение «Орлиная тоска». | с.73-74 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворения «Цветы как люди»,«Гость». | с.74-75, с.77-78 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Р.Нехай. Стихотворения «Нарты», «Друг». | с.75-77, 78-80 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворения «Я дарю людям песни», «Дружба». | с.80, с.84-86 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Н. Багов. Баллада «Победитель». | с.81-83 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Ю. Чуяко «Симсура» (отрывок из повести «Чужая боль»). | с.86-87 пересказ, вопросы. |
-
| | | Евг. Салов. Стихотворения «Зарецкий орех», «Мезмайские яблоки». | с.88-89 выучить наизусть по выбору, вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворение «Тост». | с.89-91 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Ю. Крючков. Стихотворение «Слово о маме». | с.91 выучить наизусть, вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворение «Реченька-речка». | с.92-93 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Н. Куёк. Стихотворение «Ким и дождь». | с.93-96 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Х. Андрухаев. Стихотворение «Ласточка». | с.97 выучить наизусть, вопросы. |
-
| | | Р. Ачмиз. Стихотворение «Танец адыгов». | с.97-98 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворение «Подарок». | с.99-100 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | К. Жанэ. Стихотворения «Ашуг», «Слово о Шевченко». | с.100-103 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Х. Хурумов. Стихотворение «Принимаю вызов». | с.103 выучить наизусть |
-
| | | Х. Панеш. Стихотворение «Беч учится плавать». | с.104-105 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Х. Панеш. Стихотворение «День начинай с добра…». | с.105 выучить наизусть |
-
| | | Х. Хурумов. Стихотворение «Родник». | с.106 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Дж. Чуяко. Стихотворение «Ласточка». | с.107 выучить наизусть, вопросы. |
-
| | | И. Машбаш. Стихотворение «Поющая синева». | с.108 выучить наизусть, вопросы. |
-
| | | Х. Панеш. Стихотворение «Что за зверь?». | с.109-110 выраз. чит., вопросы |
-
| | | Р. Нехай. Стихотворения «Как красив жеребёнок в июле», «Ночной дождь». | с.111-112 выраз. чит., вопросы |
Загадки, пословицы, сказки, стихотворения и рассказы народов Республики Адыгея (9ч.). |
-
| | | Загадки о растениях, животных, явлениях природы. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; работать в паре: анализировать существенные признаки произведений, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; уметь различать жанры народного творчества адыгов; знать основные литературные произведения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | с.115-117 отгадать загадки | |
-
| | | Пословицы о труде, профессии, мужестве, честности, уме, добре, зле. | с.117-118 выраз. чит., вопросы. |
-
| | | Русская сказка «Пастушья дудочка». | с.118-124 пересказ, вопросы. |
-
| | | Татарская сказка «Портной, медведь и бесенок». | с.125-130 пересказ, вопросы. |
-
| | | Сказки о животных, людях и их профессиях: «Глупый Волк» (кабардинская сказка), « Лиса и собака» (кабардинская сказка), «Как одурачили царя» (армянская сказка). | с.130-137 пересказ, вопросы. |
-
| | | Адыгская сказка «Острый ум и ловкие руки». | с.137-140 пересказ, вопросы. |
-
| | | Абхазская сказка «Кому подарить бешмет?», греческая сказка «Как барин коней высиживал». | с.140-146 пересказ, вопросы. |
-
| | | Стихотворения. | с.148-152 выраз. чит., вопросы |
-
| | | Рассказы: Н. Фаттах «Наш дедушка», Н. Тынянский «Упрямый цыпленок». | с.152-156 пересказ, вопросы. |