СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

         воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество,

         сознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов,

         его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной,

         здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе»


Тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе



п/п


Наименование разделов и тем

Тип урока

Количество часов


Основные

вопросы

Наглядные пособия, оборудование

ЭОР и ЦОР




Виды деятельности


Планируемые результаты

Ориентирование в пространстве и во времени – 13 часов

1\1

Путешествия – источник знаний.

УЗЗВУ


1

 Систематизировать знания, полученные в 1-3 классах; сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии.

 Репродукция К.Брюллова «Последний день Помпеи»

 

Работа со схемами и моделями, беседа по картине, групповая работа

Знать: Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.


2\2

Как человек научился считать время.

УИПЗЗ


1

Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам.

 Схема «Продолжительность светового дня», оборудование «Теллурий», схема «Фазы Луны», отрывной календарь

Групповая работа.

Практическая работа №1, наблюдение, рассуждение

Знать понятия «сутки», «месяц», «год», старинные способы счета времени

3\3

Устройство для счета времени.

УИПЗЗ


1

познакомить с разными видами часов, созданных человеком

Различные виды часов( или их фотографии), таблица «Цветочные часы»

Практическая работа. Познавательная деятельность

Уметь пользоваться часами. Понимать необходимость ценить время.

 4\4


Как считают время в истории.

УИПЗЗ


1

Закрепить знание единиц времени, познакомить с солнечным и лунным календарем. Ввести понятие «век», «тысячелетие», «эра». Сформировать представление об историческом времени.

 «Лента времени»

 Тестовая работа. Практическая работа. Самонаблюдения Составление кроссворда

Знать единицы измерения времени

5\5

Ориентирование на местности.

УИПЗЗ


1

Проверка усвоения знаний по теме 
«Ориентирование во времени».

Различие ориентиров – городской 
и сельской местностей, космонавтам, лесникам.

Заповеди путешественника



Проверочная работа № 1, работа с учебником

Знать понятие «ориентирование» различать ориентиры.

Уметь оценивать свои знания, наблюдательность;

ценить свое время;

 отвечать на вопросы.

6\6

Путешествие с компасом.

УИПЗЗ


1

Сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта. Познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия

Таблица «Определение сторон горизонта по звездам», лабораторное оборудование «Магниты», компасы

Решение проблемной ситуации, исследовательская работа

Уметь определять с помощью компаса стороны горизонта.

Знать стороны горизонта.

7\7

Как изображают предметы и местность

УКИЗ


1

Сформировать знания учащихся о способе изображения предметов ( с рисунком, разрезом, чертежом, планом)

Рисунки, чертежи, разрезы предметов

Графический диктант, беседа по вопросам, практическая работа

Знать, чем различаются рисунок и план предмета, знать, что такое масштаб.

8\8

Что такое масштаб.

УКИЗ


1

Знакомство с понятием «масштаб», старинными мерами длины.

Линейки, рулетка, циркуль; таблицы «Рисунок и план», «Старинные меры длины»

Индивидуальная работа по карточкам. Составление плана предмета, используя масштаб. Практическая работа.

Знать понятие «масштаб».

Уметь использовать масштаб при выполнении плана предметов.

9\9

План местности.

УКИЗ


1

Сформировать знания учащихся о способах изображения местности, познакомить с условными знаками плана местности, учить читать план местности и составлять его.

Таблички с топографическими знаками

Групповая работа, разгадывание ребусов. Составление плана местности, практическая работа в тетради

Знать способы изображения местности, условные знаки плана местности. Уметь читать план местности и составлять его.


10\

10

Что изображают на картах.

УКИЗ


1

Сформировать представление о физической и исторической карте, показать отличие карты от плана, учить читать карту, показывать географические объекты, познакомить детей с профессией картографа.

Иллюстрации старых карт, физическая карта России, исторические карты, план местности

Чтение плана местности, работа с картой, сравнение карты и плана. Решение кроссворда.

Знать, чем карта отличается от плана, что такое географическая карта, историческая карта.

Уметь читать карту, показывать географические объекты, пользоваться условными знаками.

11\

11

Представление о земле древних народов. Модель Земли.

УКИЗ


1

Познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли, формировать представление о глобусе как модели Земли

Слайды форм Земли, старинных глобусов, карта полушарий, физическая карта России

Работа по физической карте России, работа по карточкам, решение кроссворда

Знать, как предствляли Землю древние народы.

Уметь пользоваться глобусом

12\

12

Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий.

УКИЗ


1

Закрепление знаний о глобусе как модели Земли. Знакомство с понятием «карта полушарий».

Глобус, карта полушарий

Работа с глобусом. Работа по карте полушарий.

Уметь работать с глобусом, по карте полушарий.

13\

13

Обобщающий урок по теме: «Ориентирова-

ние в пространстве и во времени»

УОСЗ


1

Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний.  Элементарные приемы чтения карты


Контрольная работа №1

Уметь определять и называть материки, острова и океаны Земли, объяснять понятие 
«карта полушарий».

 работать со схемами, с глобусом;

 читать карту.

Путешествие в космос – 5 часов


14\1

Солнце и звезды


УКИЗ


1

Дать представление о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе, познакомить с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы

Слайды планет. Солнца, Луны, астероидов, комет, др. небесных тел, портреты Н.Коперника, Г.Галилея

Наблюдение, работа в группах

Знать, почему светят звезды. Уметь наблюдать за ночным небом.

15-16\

2,3

Земля- планета Солнечной системы

УКИЗ


2

Что входит в Солнечную систему. Как древние люди представляли Землю. Когда впервые увидели Землю из космоса. Как влияет Солнце на Землю.

Портреты космонавтов, слайды космических кораблей. Книги о космонавтах.

Тестовая работа. Сообщения учащихся о планетах Солнечной системы. Познавательная деятельность.

Уметь работать с дополнительной литературой. Знать, что входит в Солнечную систему, как влияет Солнце на Землю.

17\

4

Урок- закрепление по теме: «Путешествие в космос»


УОСЗ


1

Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. 


Контрольная работа №2

Уметь выполнять задания по нахождению сходства и различий между звездами и планетами;

Объединять  космические объекты в группы: звезды, планеты, созвездия.

18\5

Экскурсия в планетарий.

УЭ


1

Получить углубленные знания по изученной теме.



Познавательная деятельность


Путешествие по поверхности и недрам России – 9 часов

19-20\

1,2

Россия на географической карте.

УКИЗ


2

Знакомство с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями.

Физическая карта России, слайды географических объектов России

Работа по физической карте России. Работа с контурной картой.

Знать крупнейшие географические объекты России. Уметь показать их на физической карте России.

21\

3

Кладовые Земли

УКИЗ


1

Представление о разнообразии горных пород Земли. Условные обозначения вулканических и осадочных горных пород. Знакомство с понятием «окаменелости».

Коллекция горных пород и минералов.

Проверочный тест по теме: «Россия на географической карте»

Знать какие бывают горные породы.

22\4

Полезные ископаемые.

Их добыча.

УКИЗ

1

Разнообразие полезных ископаемых, со способами их добычи.

Слайды с изображением шахты, карьера, скважины; таблички с условными знаками полезных ископаемых;

коллекция полезных ископаемых

Составление таблицы «Полезные ископаемые и способы их добычи». Работа по физической карте России.. Обсуждение экономических проблем.

Знать полезные ископаемые, способы их добычи.

23\5

Как используют

полезные ископаемые

УКИЗ

1

Использование полезных ископаемых. Знакомство с профессией геолога.

Коллекция полезных ископаемых

Тест «Добыча полезных ископаемых», решение кроссвордов по условным знакам полезных ископаемых .Практическая работа.

Знать, где и как рационально используются полезные ископаемые.

24\6

Из чего и как делают металлы.

УКИЗ

1

Из чего и как делают металлы.

Коллекция полезных ископаемых


Практическая работа

Знать, из чего и как делают металлы.

25\7

Где и как используют горючие ископаемые.

УКИЗ

1

Свойства горючих ископаемых, их использование.

Коллекция горючих ископаемых

Работа по индивидуальным карточкам. Практическая работа

Знать горючие ископаемые, их свойства, где и как их используют.

26\8

Безграничны ли запасы полезных ископаемых.

УПроект

1

Закрепление знаний по изученной теме, развитие познавательного интереса, воспитание бережного отношения к использованию полезных ископаемых.

Презентации учеников.

Защита проекта. Решение экологических проблем.

Знать способы рационального использования природных ископаемых. Уметь видеть экологические проблемы.

27\9

Обобщающий урок по теме: «Путешествие по поверхности и недрам России»

УОЗЗ

1

Закрепление знаний по изученной теме


Работа в группах. Контрольная работа №3

Уметь показать свои знания по изученной теме.

Путешествие по экосистемам – 11 часов

28\1

Природа России.

УКИЗ

1

Знакомство с понятием «экосистема»

Карта «Природные зоны России»

Работа по карте.

Знать понятия «экосистема», «природная зона», «пояса освещенности Земли»

29\2

Суровая Арктика.

УКИЗ

1

Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в Арктике.

Презентация «Арктика», Карта «Природные зоны России»

Обсуждение экологических проблем, возникающих по вине человека

Уметь читать карту. Знать особенности Арктики.

30\3

Ранимая тундра.

УКИЗ

1

Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в тундре.

Презентация «Тундра», Карта «Природные зоны России»

Графический диктант. Групповая работа. Практическая работа. Работа по карте.

Уметь читать карту. Знать особенности тундры.

31\4

Россия- страна лесов.

УКИЗ

1

Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных леса. Отличие тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль грибов в лесу.

Карта «Природные зоны России», гербарий, презентация «Растительный и животный мир леса»

Работа по карте. Беседа по презентации. Работа с дополнительной литературой.

Знать понятие «ярусы леса», какие леса растут в России, чем питаются лесные животные, что лес дает человеку. Уметь работать с гербарием, дополнительной литературой.

32\5

Степные просторы.

УКИЗ

1

Природная зона – степь. Знакомство с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром.

Карта «Природные зоны России», гербарий, презентация «Растительный и животный мир степи»

Работа по карте. Работа с гербарием.

Уметь работать с гербарием, дополнительной литературой. Знать особенности природной зоны – степь.

33\6

Жаркие пустыни.

УОНЗ

1

Представление о природной зоне пустынь, ее географическое положение, особенности зоны пустынь, растительный и животный мир

Карта «Природные зоны России»,

презентация «Растительный и животный мир пустынь»

Работа по карте. Работа с гербарием, графический диктант, фронтальная работа

Уметь работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой. Знать географическое положение зоны пустынь, ее особенности, растительный и животный мир.

34\7

Путешествие в

горы.

УОНЗ

1

Знакомство с особенностями природы гор, с изменением температуры воздуха от подножия к вершине, сменяемость видов растений на разных высотах, животный мир гор, занятия людей.

Физическая карта России,

Карта «Природные зоны России»,

Презентация «Растения и животные горных районов»

Тестовая работа, фронтальная работа, беседа, работа с картой

Знать особенности природы гор, правила безопасного поведения в горах.

Уметь показывать горные районы на карте.

35\8

Жизнь в пресных водоемах.

УОНЗ

1

Ознакомление с разнообразием растений и животных небольших водоемов, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями,

Физическая карта России,


Презентация « Растения и животные пресных водоемов»

работа с картой, графический диктант, фронтальная работа

Знать растения и животных пресных водоемов, правила экологически грамотного человека с целью сохранения природных богатств.

36\9

Богатство болот.

УОНЗ

1

Ознакомление с разнообразием растений и животных болота. взаимосвязями между ними, пищевыми цепями,

Физическая карта России,

Презентация

« Растения и животные болота»

работа с картой фронтальная работа

Уметь выявлять причинно-следственные связи и зависимости, ответственно относиться к сохранению природы

37\10

Как живет луг.

УОНЗ

1

Ознакомление с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями,

Презентация « Растения и животные луга», гербарий

Работа с гербарием,

фронтальная работа

Знать о значении лугов для человека.

Уметь рассуждать, объяснять возможное негативное воздействие человека на луг

38\

11

Обобщение по теме «Путешествие по природным сообществам». Контрольная работа.

УОСЗ

1

Взаимосвязь в природе. Повторение изученного о природных сообществах


Контрольная работа №4

Уметь узнавать природное сообщество, растение, по загадкам, описанию, называть место обитания растения.

Путешествие в прошлое России -18 часов

39\1

Откуда пошла Русь.

КУ

1


Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь. Восточные славяне и их соседи

Физическая карта России

Фронтальная работа, работа с исторической картой

Знать понятия: «род», «старейшина», «племя», «вождь», «исторические источники». Уметь пользоваться исторической картой.

40\2

Древняя Русь.

УКИЗ

1

Когда и как образовалось Древнерусское государство. Русь при первых князьях. Какими были древние города

Исторические карты, иллюстрации старинных городов, родословное древо первых русских князей

Фронтальная работа, работа с историческими картами

Знать об истории возникновения Древнерусского государства, образовании Киевской Руси

41\3

Как менялась Древняя Русь.

УКИЗ

1

Ознакомление с историческими фактами, как на смену язычеству пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси.

Фотографии старинных храмов, икон

Фронтальная работа, работа с контурной картой

Уметь определять период развития России по иллюстрациям, работать с картой. Анализировать факты, рассуждать, делать выводы.

42\4

Как распалась Русь.

УОНЗ

1

Причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига. Знакомство с выдающимися победами наших предков под руководством Александра Невского.

Исторические планы и карты, картина П.Корина «Александр Невский»

Фронтальная работа, работа с планами и картами, групповая работа

Уметь работать с планами и картами.

Знать причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига.


43\5

Борьба Руси с иноземными захватчиками в 8 веке.

УОНЗ

1

Монгольское нашествие. Кто пытался захватить Русь с запада.

Историческая карта, родословное древо московских князей

Фронтальная работа, работа с исторической картой

Знать значение Куликовской битвы и создания Московского государства.

44\6

Как объединяли и освобождали Русь.

УОНЗ

1

Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва.

Историческая карта,

Фронтальная работа, работа с исторической картой

Знать значение Куликовской битвы.

Уметь работать с исторической картой.

45\7

Московское государство.

УОНЗ

1

Формирование представления о времени царствования Ивана Грозного (борьба за выход к морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры.

Историческая карта, слайды памятников архитектуры.

Фронтальная работа, работа с исторической картой, составление схемы

Уметь работать с научным текстом и со схемами

46\8

Россия в 17 веке.

УОНЗ

1

Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представления и жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства.

Историческая карта, слайды памятников архитектуры, старинных русских городов.

Работа с исторической и географической картой, Фронтальная работа,

Знать причины ослабления Московского государства, значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками.

47\9

Как образовалась Российская империя.

УОНЗ

1

Формирование представления о Петре 1- первом императоре. Знакомство с преобразованиями Петра1

Портрет Петра1, слайды Санкт-Петербурга, историческая карта.

Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам

Уметь работать с текстом, выделять главную мысль, делать выводы, обосновывать их.

48\10

Развитие Российской империи.

УОНЗ

1

Формирование представления о правлении Екатерины 2. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине 2.

Портрет М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.ФУшакова, исторические карты, слайды памятников архитектуры

Фронтальная работа, работа с исторической картой

Знать портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей Эпохи. Уметь проводить сравнительный анализ, выделять главную мысль.

49\

11

Российская империя в 19 веке.

УОНЗ

1

Формирование представления об Отечественной войне 1812 года. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала М.И.Кутузова. Что изменилось в России к концу 19 века: отмена крепостного права, расширение границ государства, развитие хозяйства, промышленности.

Историческая карта, портрет М.И.Кутузова, Наполеона, слайды Казанского собора, храма Христа Спасителя.

Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями.

Знать об истории Бородинского сражения, о героях Отечественной войны 1812 года. Уметь отвечать на вопросы, рассказывать по иллюстрациям. Знать об изменениях в России после победы над Наполеоном.


50\

12

Как образовался Советский Союз.

УОНЗ

1

Знакомство с событиями в России в начале 20 века. Образование Советского Союза.

Политическая карта России, портреты великих соотечественников.

Фронтальная работа, работа с политической картой, беседа по вопросам

Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны.

Знать примеры трудового героизма российского народа.

51\

13

Какие преобразования произошли в СССР в 20- 30-е годы 20 века.

УКИЗ

1

Преобразования в СССР в 20-30 годы 20 века. Что изменилось в хозяйстве. Как жилось людям в Советском Союзе


Фронтальная работа, беседа по вопросам

Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны.

52\

14

Великая Отечественная война 1941- 1945 годов.

УОНЗ

1

Знакомство с героической борьбой советского народа против немецких захватчиков.

Историческая карта «Великая Отечественная война», запись песен «Священная война», «Марш защитников Москвы»

Фронтальная работа, беседа по вопросам, работа с исторической картой

Знать о Великой Отечественной войне.

Уметь добывать информацию, пользуясь картой.

53\

15

Трудные послевоенные годы.

УКИЗ

1

Как возникла угроза атомной войны. Каких мирных успехов добился СССР.


Беседа по вопросам, Фронтальная работа Проверочный тест.

Знать причины отставания уровня жизни народов СССР в сравнении с другими развитыми странами мира.

54\

16

Современная Россия.

УОНЗ

1

Ознакомление с организацией управления в современной России.


Фронтальная работа, словарная работа, составление схемы по тексту учебника.

Знать причины начала перестройки в стране.

Уметь выделять главное в тексте, выявлять причины и следствия изменений в жизни общества.

55\

17

Кем и чем гордится Россия.

УОСЗ

1

История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала.


Фронтальная работа, творческая и поисковая работа в группах.

Иметь целостное представление о трудовом и славном пути нашей Родины.

56\

18

Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое России»

УОСЗ

1

История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала


Контрольная работа № 5

Знать основные исторические события прошлого России. Уметь анализировать, делать выводы.

Путешествие по океанам и материкам Земли -12 часов

57\1

Океаны Земли.

УОНЗ

1

Чем важен Мировой океан. Чем знамениты океаны

Презентация, географическая карта, карта полушарий

Фронтальная работа, работа с картой, работа с контурной картой

Знать, чем важен Мировой океан, чем знамениты океаны.

Уметь работать с географической картой.

58\2

Жизнь в море.

УОНЗ

1

Как взаимодействуют обитатели моря.


Фронтальная работа

Знать как взаимодействуют обитатели моря.


59\3

Крупнейший материк Земли.

УОНЗ

1

Ознакомление с географическим положением, растительным миром, животным миром Евразии, историей его открытия

Карта полушарий, глобус.

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

Знать географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия.

Уметь работать с картой полушарий и глобусом.

60\4

Как открывали Африку.


УОНЗ

1

Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историей его открытия.

Карта полушарий, глобус. Презентация.

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

Знать о материке Африка, растительном и животном мире Африки, истории ее открытия. Уметь работать с картой.

61\5

Кто открывал Америку.

УОНЗ

1

Формирование представлений о географическом положении Америки, истории ее открытия.

Карта полушарий, глобус. Презентация.

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

Знать географическое положение, природу Америки. Уметь работать с картой.

62\

6

Кто исследовал Австралию.

УОНЗ

1

Формирование представлений о географическом положении Австралии, истории ее открытия

Карта полушарий, глобус. Презентация.

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

Знать географическое положение, природу Австралии.

Уметь работать с картой.

63\7

Кем была открыта Антарктида.

УОНЗ

1

Формирование представлений о географическом положении Антарктиды, истории ее открытия

Карта полушарий, глобус. Презентация.

Фронтальная работа, работа с картой, глобусом

Знать географическое положение Антарктиды. Уметь работать с картой.

64\8

Страны и народы мира.

УОНЗ

1

Ознакомление с флагами стран мира. Путешествие в Китай.

Презентация

Фронтальная работа, работа в группах.

Иметь представление о странах мира. Уметь работать с дополнительной литературой.

65\9

Соединенные Штаты Америки (США).

УОНЗ

1

Ознакомление с Соединенными Штатами Америки.

Презентация

Фронтальная работа, работа в группах

Уметь работать с дополнительной литературой.

66\10

Живая планета Земля.

УКИЗ

1

Развитие и поддержание познавательного интереса. Повторение пройденного материала. Что делает Землю уютным домом для жизни.


работа в группах

Уметь решать экологические ситуации, рассуждать, обосновывать свое мнение, выступать с сообщением.

67\

11

Обобщение по теме: «Путешествие по океанам и материкам»

УОСЗ

1

Контроль знаний, умений и навыков.


Контрольная работа № 6

Уметь выполнять задания, анализировать, делать выводы.


68\

12

Экскурсия в краеведческий музей.

УЭ

1

Развитие познавательного интереса



Уметь получать новую информацию, расширять кругозор.