№п/п | Наименование разделов и тем | Тип урока | Количество часов | Основные вопросы | Наглядные пособия, оборудование ЭОР и ЦОР | Виды деятельности | Планируемые результаты |
Ориентирование в пространстве и во времени – 13 часов |
1\1 | Путешествия – источник знаний. | УЗЗВУ | 1 | Систематизировать знания, полученные в 1-3 классах; сформировать представление о путешествии как способе познания окружающего мира, о науках, использующих результаты путешествий: геологии, географии, археологии. | Репродукция К.Брюллова «Последний день Помпеи» | Работа со схемами и моделями, беседа по картине, групповая работа | Знать: Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. |
2\2 | Как человек научился считать время. | УИПЗЗ | 1 | Систематизировать знания о начале сезонов по календарю, по солнцу, по фенологическим признакам. | Схема «Продолжительность светового дня», оборудование «Теллурий», схема «Фазы Луны», отрывной календарь | Групповая работа. Практическая работа №1, наблюдение, рассуждение | Знать понятия «сутки», «месяц», «год», старинные способы счета времени |
3\3 | Устройство для счета времени. | УИПЗЗ | 1 | познакомить с разными видами часов, созданных человеком | Различные виды часов( или их фотографии), таблица «Цветочные часы» | Практическая работа. Познавательная деятельность | Уметь пользоваться часами. Понимать необходимость ценить время. |
4\4 | Как считают время в истории. | УИПЗЗ | 1 | Закрепить знание единиц времени, познакомить с солнечным и лунным календарем. Ввести понятие «век», «тысячелетие», «эра». Сформировать представление об историческом времени. | «Лента времени» | Тестовая работа. Практическая работа. Самонаблюдения Составление кроссворда | Знать единицы измерения времени |
5\5 | Ориентирование на местности. | УИПЗЗ | 1 | Проверка усвоения знаний по теме «Ориентирование во времени». Различие ориентиров – городской и сельской местностей, космонавтам, лесникам. Заповеди путешественника | | Проверочная работа № 1, работа с учебником | Знать понятие «ориентирование» различать ориентиры. Уметь оценивать свои знания, наблюдательность; ценить свое время; отвечать на вопросы. |
6\6 | Путешествие с компасом. | УИПЗЗ | 1 | Сформировать знания о горизонте, сторонах горизонта. Познакомить учащихся с устройством компаса и механизмом его действия | Таблица «Определение сторон горизонта по звездам», лабораторное оборудование «Магниты», компасы | Решение проблемной ситуации, исследовательская работа | Уметь определять с помощью компаса стороны горизонта. Знать стороны горизонта. |
7\7 | Как изображают предметы и местность | УКИЗ | 1 | Сформировать знания учащихся о способе изображения предметов ( с рисунком, разрезом, чертежом, планом) | Рисунки, чертежи, разрезы предметов | Графический диктант, беседа по вопросам, практическая работа | Знать, чем различаются рисунок и план предмета, знать, что такое масштаб. |
8\8 | Что такое масштаб. | УКИЗ | 1 | Знакомство с понятием «масштаб», старинными мерами длины. | Линейки, рулетка, циркуль; таблицы «Рисунок и план», «Старинные меры длины» | Индивидуальная работа по карточкам. Составление плана предмета, используя масштаб. Практическая работа. | Знать понятие «масштаб». Уметь использовать масштаб при выполнении плана предметов. |
9\9 | План местности. | УКИЗ | 1 | Сформировать знания учащихся о способах изображения местности, познакомить с условными знаками плана местности, учить читать план местности и составлять его. | Таблички с топографическими знаками | Групповая работа, разгадывание ребусов. Составление плана местности, практическая работа в тетради | Знать способы изображения местности, условные знаки плана местности. Уметь читать план местности и составлять его. |
10\ 10 | Что изображают на картах. | УКИЗ | 1 | Сформировать представление о физической и исторической карте, показать отличие карты от плана, учить читать карту, показывать географические объекты, познакомить детей с профессией картографа. | Иллюстрации старых карт, физическая карта России, исторические карты, план местности | Чтение плана местности, работа с картой, сравнение карты и плана. Решение кроссворда. | Знать, чем карта отличается от плана, что такое географическая карта, историческая карта. Уметь читать карту, показывать географические объекты, пользоваться условными знаками. |
11\ 11 | Представление о земле древних народов. Модель Земли. | УКИЗ | 1 | Познакомить с представлениями древних народов о форме и движении Земли, формировать представление о глобусе как модели Земли | Слайды форм Земли, старинных глобусов, карта полушарий, физическая карта России | Работа по физической карте России, работа по карточкам, решение кроссворда | Знать, как предствляли Землю древние народы. Уметь пользоваться глобусом |
12\ 12 | Что можно увидеть на глобусе и карте полушарий. | УКИЗ | 1 | Закрепление знаний о глобусе как модели Земли. Знакомство с понятием «карта полушарий». | Глобус, карта полушарий | Работа с глобусом. Работа по карте полушарий. | Уметь работать с глобусом, по карте полушарий. |
13\ 13 | Обобщающий урок по теме: «Ориентирова- ние в пространстве и во времени» | УОСЗ | 1 | Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. Элементарные приемы чтения карты | | Контрольная работа №1 | Уметь определять и называть материки, острова и океаны Земли, объяснять понятие «карта полушарий». работать со схемами, с глобусом; читать карту. |
Путешествие в космос – 5 часов | |
14\1 | Солнце и звезды | УКИЗ | 1 | Дать представление о Солнечной системе, ее составе, о месте Земли в Солнечной системе, познакомить с учениями древних астрономов о составе Солнечной системы | Слайды планет. Солнца, Луны, астероидов, комет, др. небесных тел, портреты Н.Коперника, Г.Галилея | Наблюдение, работа в группах | Знать, почему светят звезды. Уметь наблюдать за ночным небом. |
15-16\ 2,3 | Земля- планета Солнечной системы | УКИЗ | 2 | Что входит в Солнечную систему. Как древние люди представляли Землю. Когда впервые увидели Землю из космоса. Как влияет Солнце на Землю. | Портреты космонавтов, слайды космических кораблей. Книги о космонавтах. | Тестовая работа. Сообщения учащихся о планетах Солнечной системы. Познавательная деятельность. | Уметь работать с дополнительной литературой. Знать, что входит в Солнечную систему, как влияет Солнце на Землю. |
17\ 4 | Урок- закрепление по теме: «Путешествие в космос» | УОСЗ | 1 | Повторить и закрепить основные понятия по теме. Обобщение полученных знаний. | | Контрольная работа №2 | Уметь выполнять задания по нахождению сходства и различий между звездами и планетами; Объединять космические объекты в группы: звезды, планеты, созвездия. |
18\5 | Экскурсия в планетарий. | УЭ | 1 | Получить углубленные знания по изученной теме. | | Познавательная деятельность | |
Путешествие по поверхности и недрам России – 9 часов |
19-20\ 1,2 | Россия на географической карте. | УКИЗ | 2 | Знакомство с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами, реками, озерами, омывающими ее морями. | Физическая карта России, слайды географических объектов России | Работа по физической карте России. Работа с контурной картой. | Знать крупнейшие географические объекты России. Уметь показать их на физической карте России. |
21\ 3 | Кладовые Земли | УКИЗ | 1 | Представление о разнообразии горных пород Земли. Условные обозначения вулканических и осадочных горных пород. Знакомство с понятием «окаменелости». | Коллекция горных пород и минералов. | Проверочный тест по теме: «Россия на географической карте» | Знать какие бывают горные породы. |
22\4 | Полезные ископаемые. Их добыча. | УКИЗ | 1 | Разнообразие полезных ископаемых, со способами их добычи. | Слайды с изображением шахты, карьера, скважины; таблички с условными знаками полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых | Составление таблицы «Полезные ископаемые и способы их добычи». Работа по физической карте России.. Обсуждение экономических проблем. | Знать полезные ископаемые, способы их добычи. |
23\5 | Как используют полезные ископаемые | УКИЗ | 1 | Использование полезных ископаемых. Знакомство с профессией геолога. | Коллекция полезных ископаемых | Тест «Добыча полезных ископаемых», решение кроссвордов по условным знакам полезных ископаемых .Практическая работа. | Знать, где и как рационально используются полезные ископаемые. |
24\6 | Из чего и как делают металлы. | УКИЗ | 1 | Из чего и как делают металлы. | Коллекция полезных ископаемых | Практическая работа | Знать, из чего и как делают металлы. |
25\7 | Где и как используют горючие ископаемые. | УКИЗ | 1 | Свойства горючих ископаемых, их использование. | Коллекция горючих ископаемых | Работа по индивидуальным карточкам. Практическая работа | Знать горючие ископаемые, их свойства, где и как их используют. |
26\8 | Безграничны ли запасы полезных ископаемых. | УПроект | 1 | Закрепление знаний по изученной теме, развитие познавательного интереса, воспитание бережного отношения к использованию полезных ископаемых. | Презентации учеников. | Защита проекта. Решение экологических проблем. | Знать способы рационального использования природных ископаемых. Уметь видеть экологические проблемы. |
27\9 | Обобщающий урок по теме: «Путешествие по поверхности и недрам России» | УОЗЗ | 1 | Закрепление знаний по изученной теме | | Работа в группах. Контрольная работа №3 | Уметь показать свои знания по изученной теме. |
Путешествие по экосистемам – 11 часов |
28\1 | Природа России. | УКИЗ | 1 | Знакомство с понятием «экосистема» | Карта «Природные зоны России» | Работа по карте. | Знать понятия «экосистема», «природная зона», «пояса освещенности Земли» |
29\2 | Суровая Арктика. | УКИЗ | 1 | Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в Арктике. | Презентация «Арктика», Карта «Природные зоны России» | Обсуждение экологических проблем, возникающих по вине человека | Уметь читать карту. Знать особенности Арктики. |
30\3 | Ранимая тундра. | УКИЗ | 1 | Климатические условия, характерные растения и животные, занятия людей в тундре. | Презентация «Тундра», Карта «Природные зоны России» | Графический диктант. Групповая работа. Практическая работа. Работа по карте. | Уметь читать карту. Знать особенности тундры. |
31\4 | Россия- страна лесов. | УКИЗ | 1 | Формирование знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных леса. Отличие тайги, смешанных и широколиственных лесов. Роль грибов в лесу. | Карта «Природные зоны России», гербарий, презентация «Растительный и животный мир леса» | Работа по карте. Беседа по презентации. Работа с дополнительной литературой. | Знать понятие «ярусы леса», какие леса растут в России, чем питаются лесные животные, что лес дает человеку. Уметь работать с гербарием, дополнительной литературой. |
32\5 | Степные просторы. | УКИЗ | 1 | Природная зона – степь. Знакомство с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром. | Карта «Природные зоны России», гербарий, презентация «Растительный и животный мир степи» | Работа по карте. Работа с гербарием. | Уметь работать с гербарием, дополнительной литературой. Знать особенности природной зоны – степь. |
33\6 | Жаркие пустыни. | УОНЗ | 1 | Представление о природной зоне пустынь, ее географическое положение, особенности зоны пустынь, растительный и животный мир | Карта «Природные зоны России», презентация «Растительный и животный мир пустынь» | Работа по карте. Работа с гербарием, графический диктант, фронтальная работа | Уметь работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой. Знать географическое положение зоны пустынь, ее особенности, растительный и животный мир. |
34\7 | Путешествие в горы. | УОНЗ | 1 | Знакомство с особенностями природы гор, с изменением температуры воздуха от подножия к вершине, сменяемость видов растений на разных высотах, животный мир гор, занятия людей. | Физическая карта России, Карта «Природные зоны России», Презентация «Растения и животные горных районов» | Тестовая работа, фронтальная работа, беседа, работа с картой | Знать особенности природы гор, правила безопасного поведения в горах. Уметь показывать горные районы на карте. |
35\8 | Жизнь в пресных водоемах. | УОНЗ | 1 | Ознакомление с разнообразием растений и животных небольших водоемов, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Физическая карта России, Презентация « Растения и животные пресных водоемов» | работа с картой, графический диктант, фронтальная работа | Знать растения и животных пресных водоемов, правила экологически грамотного человека с целью сохранения природных богатств. |
36\9 | Богатство болот. | УОНЗ | 1 | Ознакомление с разнообразием растений и животных болота. взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Физическая карта России, Презентация « Растения и животные болота» | работа с картой фронтальная работа | Уметь выявлять причинно-следственные связи и зависимости, ответственно относиться к сохранению природы |
37\10 | Как живет луг. | УОНЗ | 1 | Ознакомление с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязями между ними, пищевыми цепями, | Презентация « Растения и животные луга», гербарий | Работа с гербарием, фронтальная работа | Знать о значении лугов для человека. Уметь рассуждать, объяснять возможное негативное воздействие человека на луг |
38\ 11 | Обобщение по теме «Путешествие по природным сообществам». Контрольная работа. | УОСЗ | 1 | Взаимосвязь в природе. Повторение изученного о природных сообществах | | Контрольная работа №4 | Уметь узнавать природное сообщество, растение, по загадкам, описанию, называть место обитания растения. |
Путешествие в прошлое России -18 часов |
39\1 | Откуда пошла Русь. | КУ | 1 | Ознакомление с племенами, образовавшими Древнюю Русь. Восточные славяне и их соседи | Физическая карта России | Фронтальная работа, работа с исторической картой | Знать понятия: «род», «старейшина», «племя», «вождь», «исторические источники». Уметь пользоваться исторической картой. |
40\2 | Древняя Русь. | УКИЗ | 1 | Когда и как образовалось Древнерусское государство. Русь при первых князьях. Какими были древние города | Исторические карты, иллюстрации старинных городов, родословное древо первых русских князей | Фронтальная работа, работа с историческими картами | Знать об истории возникновения Древнерусского государства, образовании Киевской Руси |
41\3 | Как менялась Древняя Русь. | УКИЗ | 1 | Ознакомление с историческими фактами, как на смену язычеству пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси. | Фотографии старинных храмов, икон | Фронтальная работа, работа с контурной картой | Уметь определять период развития России по иллюстрациям, работать с картой. Анализировать факты, рассуждать, делать выводы. |
42\4 | Как распалась Русь. | УОНЗ | 1 | Причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига. Знакомство с выдающимися победами наших предков под руководством Александра Невского. | Исторические планы и карты, картина П.Корина «Александр Невский» | Фронтальная работа, работа с планами и картами, групповая работа | Уметь работать с планами и картами. Знать причины распада Киевской Руси, установление монголо-татарского ига. |
43\5 | Борьба Руси с иноземными захватчиками в 8 веке. | УОНЗ | 1 | Монгольское нашествие. Кто пытался захватить Русь с запада. | Историческая карта, родословное древо московских князей | Фронтальная работа, работа с исторической картой | Знать значение Куликовской битвы и создания Московского государства. |
44\6 | Как объединяли и освобождали Русь. | УОНЗ | 1 | Освободительная борьба русского народа против монголо-татарского ига. Куликовская битва. | Историческая карта, | Фронтальная работа, работа с исторической картой | Знать значение Куликовской битвы. Уметь работать с исторической картой. |
45\7 | Московское государство. | УОНЗ | 1 | Формирование представления о времени царствования Ивана Грозного (борьба за выход к морям, расширение границ на востоке и юге, покорение Сибирского ханства). Развитие культуры. | Историческая карта, слайды памятников архитектуры. | Фронтальная работа, работа с исторической картой, составление схемы | Уметь работать с научным текстом и со схемами |
46\8 | Россия в 17 веке. | УОНЗ | 1 | Знакомство с началом правления династии Романовых. Формирование представления и жизни крестьян и ремесленников и крепостном праве во времена Московского государства. | Историческая карта, слайды памятников архитектуры, старинных русских городов. | Работа с исторической и географической картой, Фронтальная работа, | Знать причины ослабления Московского государства, значение героизма народных масс и организаторов освободительных войн в борьбе с польскими и шведскими захватчиками. |
47\9 | Как образовалась Российская империя. | УОНЗ | 1 | Формирование представления о Петре 1- первом императоре. Знакомство с преобразованиями Петра1 | Портрет Петра1, слайды Санкт-Петербурга, историческая карта. | Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам | Уметь работать с текстом, выделять главную мысль, делать выводы, обосновывать их. |
48\10 | Развитие Российской империи. | УОНЗ | 1 | Формирование представления о правлении Екатерины 2. Пути развития образования, науки и искусства при Екатерине 2. | Портрет М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.ФУшакова, исторические карты, слайды памятников архитектуры | Фронтальная работа, работа с исторической картой | Знать портреты, архитектурные памятники, выдающихся личностей Эпохи. Уметь проводить сравнительный анализ, выделять главную мысль. |
49\ 11 | Российская империя в 19 веке. | УОНЗ | 1 | Формирование представления об Отечественной войне 1812 года. Значение Бородинской битвы и отвода войск из Москвы, заслуги фельдмаршала М.И.Кутузова. Что изменилось в России к концу 19 века: отмена крепостного права, расширение границ государства, развитие хозяйства, промышленности. | Историческая карта, портрет М.И.Кутузова, Наполеона, слайды Казанского собора, храма Христа Спасителя. | Фронтальная работа, работа с исторической картой, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями. | Знать об истории Бородинского сражения, о героях Отечественной войны 1812 года. Уметь отвечать на вопросы, рассказывать по иллюстрациям. Знать об изменениях в России после победы над Наполеоном. |
50\ 12 | Как образовался Советский Союз. | УОНЗ | 1 | Знакомство с событиями в России в начале 20 века. Образование Советского Союза. | Политическая карта России, портреты великих соотечественников. | Фронтальная работа, работа с политической картой, беседа по вопросам | Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны. Знать примеры трудового героизма российского народа. |
51\ 13 | Какие преобразования произошли в СССР в 20- 30-е годы 20 века. | УКИЗ | 1 | Преобразования в СССР в 20-30 годы 20 века. Что изменилось в хозяйстве. Как жилось людям в Советском Союзе | | Фронтальная работа, беседа по вопросам | Иметь представление об этапах развития государства после Гражданской войны. |
52\ 14 | Великая Отечественная война 1941- 1945 годов. | УОНЗ | 1 | Знакомство с героической борьбой советского народа против немецких захватчиков. | Историческая карта «Великая Отечественная война», запись песен «Священная война», «Марш защитников Москвы» | Фронтальная работа, беседа по вопросам, работа с исторической картой | Знать о Великой Отечественной войне. Уметь добывать информацию, пользуясь картой. |
53\ 15 | Трудные послевоенные годы. | УКИЗ | 1 | Как возникла угроза атомной войны. Каких мирных успехов добился СССР. | | Беседа по вопросам, Фронтальная работа Проверочный тест. | Знать причины отставания уровня жизни народов СССР в сравнении с другими развитыми странами мира. |
54\ 16 | Современная Россия. | УОНЗ | 1 | Ознакомление с организацией управления в современной России. | | Фронтальная работа, словарная работа, составление схемы по тексту учебника. | Знать причины начала перестройки в стране. Уметь выделять главное в тексте, выявлять причины и следствия изменений в жизни общества. |
55\ 17 | Кем и чем гордится Россия. | УОСЗ | 1 | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала. | | Фронтальная работа, творческая и поисковая работа в группах. | Иметь целостное представление о трудовом и славном пути нашей Родины. |
56\ 18 | Обобщение по теме: «Путешествие в прошлое России» | УОСЗ | 1 | История Отечества: обобщение и систематизация изученного материала | | Контрольная работа № 5 | Знать основные исторические события прошлого России. Уметь анализировать, делать выводы. |
Путешествие по океанам и материкам Земли -12 часов |
57\1 | Океаны Земли. | УОНЗ | 1 | Чем важен Мировой океан. Чем знамениты океаны | Презентация, географическая карта, карта полушарий | Фронтальная работа, работа с картой, работа с контурной картой | Знать, чем важен Мировой океан, чем знамениты океаны. Уметь работать с географической картой. |
58\2 | Жизнь в море. | УОНЗ | 1 | Как взаимодействуют обитатели моря. | | Фронтальная работа | Знать как взаимодействуют обитатели моря. |
59\3 | Крупнейший материк Земли. | УОНЗ | 1 | Ознакомление с географическим положением, растительным миром, животным миром Евразии, историей его открытия | Карта полушарий, глобус. | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | Знать географическое положение, растительный и животный мир материка, историю его открытия. Уметь работать с картой полушарий и глобусом. |
60\4 | Как открывали Африку. | УОНЗ | 1 | Формирование знаний о материке Африка. Ознакомление с растительным и животным миром Африки, с историей его открытия. | Карта полушарий, глобус. Презентация. | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | Знать о материке Африка, растительном и животном мире Африки, истории ее открытия. Уметь работать с картой. |
61\5 | Кто открывал Америку. | УОНЗ | 1 | Формирование представлений о географическом положении Америки, истории ее открытия. | Карта полушарий, глобус. Презентация. | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | Знать географическое положение, природу Америки. Уметь работать с картой. |
62\ 6 | Кто исследовал Австралию. | УОНЗ | 1 | Формирование представлений о географическом положении Австралии, истории ее открытия | Карта полушарий, глобус. Презентация. | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | Знать географическое положение, природу Австралии. Уметь работать с картой. |
63\7 | Кем была открыта Антарктида. | УОНЗ | 1 | Формирование представлений о географическом положении Антарктиды, истории ее открытия | Карта полушарий, глобус. Презентация. | Фронтальная работа, работа с картой, глобусом | Знать географическое положение Антарктиды. Уметь работать с картой. |
64\8 | Страны и народы мира. | УОНЗ | 1 | Ознакомление с флагами стран мира. Путешествие в Китай. | Презентация | Фронтальная работа, работа в группах. | Иметь представление о странах мира. Уметь работать с дополнительной литературой. |
65\9 | Соединенные Штаты Америки (США). | УОНЗ | 1 | Ознакомление с Соединенными Штатами Америки. | Презентация | Фронтальная работа, работа в группах | Уметь работать с дополнительной литературой. |
66\10 | Живая планета Земля. | УКИЗ | 1 | Развитие и поддержание познавательного интереса. Повторение пройденного материала. Что делает Землю уютным домом для жизни. | | работа в группах | Уметь решать экологические ситуации, рассуждать, обосновывать свое мнение, выступать с сообщением. |
67\ 11 | Обобщение по теме: «Путешествие по океанам и материкам» | УОСЗ | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | | Контрольная работа № 6 | Уметь выполнять задания, анализировать, делать выводы. |
68\ 12 | Экскурсия в краеведческий музей. | УЭ | 1 | Развитие познавательного интереса | | | Уметь получать новую информацию, расширять кругозор. |