Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Познание и знание"»
Тест по теме Познание и знание
Истина – это знание,
отражающее объективные свойства предмета
отвечающее интересам большинства
добытое только научным путем
доступное каждому.
Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?
наблюдение отдельных фактов и явлений
объяснение изучаемых фактов и явлений
фиксация обобщений в форме законов
выдвижение и обоснование гипотез
Непосредственная цель научного познания – это
теоретическое осмысление действительности
практическое применение результатов
создание новых материальных ценностей
развитие интеллектуальных способностей человека
Рациональное познание в отличие от чувственного
1) присуще только образованным людям,
2) формирует понятие о предмете,
3) является критерием истины,
4) приводит к полезным результатам.
И чувственное, и рациональное познание
1) формирует наглядный образ предмета,
2) направлено на получение знания о предмете,
3) использует теоретическое обобщение,
4) начинается с ощущения.
Высказывание: «Терпение и труд – все перетрут» является примером
1) мифологического знания,
2) народной мудрости,
3) паранаучного знания,
4) научного знания.
Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание имеет своей целью получение достоверного знания.
Б. Этапами познавательной деятельности являются познание, осуществляемое при
помощи органов чувств, и теоретическое познание.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Сосредоточение на недостатках других помогает повысить самооценку.
Б. Чем больше реальные качества личности приближаются к «Я-идеалу», тем ниже
самооценка личности.
1) верно только А,
2) верно только Б,
3) верны оба суждения,
4) оба суждения неверны.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).
Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«В процессе __________(А) человек получает информацию
об окружающем мире и о себе. Результаты изучения окружающего мира, полученные в ходе отражения, идеального воспроизведения __________(Б) реального мира, составляют знания. Они определяются __________(В) общества, фиксируются в языке и одновременно являются предпосылкой развития и производства новых знаний. Существует __________(Г), которое опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Оно является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей. Усилиями специалистов-учёных вырабатывается __________(Д), сущность которого состоит в понимании действительности в её прошлом, настоящем
и будущем. Наиболее общими объектами познавательной деятельности являются природа, общество и человек. Им соответствуют естественнонаучное, социальное и __________(Е) знания».
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «истина»? Привлекая знания из курса обществоведение, составьте два предложения, содержащие информацию об истине.
Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991
Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.
Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.