ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО XVIII ВЕКА.
Учитель истории МКОУ Хрещатовская СОШ
Калачеевского муниципального района Воронежской области Шмигирилова Светлана Михайловна
1.
Событие, в честь которого выпущена данная юбилейная монета, произошло в правление князя
1) Игоря Рюриковича
2) Святослава Игоревича
3) Владимира Святославича
4) Ярослава Мудрого
Ответ: 3
2. Укажите период времени
, к которому относится
историческая ситуация,
представленная на
иллюстрации
1) 1538–1547 гг.
2) 1610–1612 гг.
3) 1682–1689 гг.
4) 1727–1730 гг.
Ответ: 3
3. Укажите
архитектурный памятник,
детали оформления
которого представлены
на изображении
1) Собор Святой Софии в Новгороде
2) Дмитриевский собор во Владимире
3) Успенский собор Московского Кремля
4) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Ответ: 2
4.Укажите век, к которому
относится вид
Красной площади,
изображённый на картине.
1) XIII в.
2) XIV в.
3) XV в.
4) XVI в.
Ответ: 4
5. Укажите князя,
с деятельностью которого
связано возведение
памятника,
изображённого на
почтовой марке
1) Ярослав Мудрый
2) Александр Невский
3) Андрей Боголюбский
4) Иван Калита
Ответ: 3
6. Укажите город,
в котором был возведен
памятник,
представленный
на изображении
1) Новгород
2) Киев
3) Суздаль
4) Москва
Ответ:
7. Запишите название договора, о котором идёт речь.
Название мирного договора, заключённого
между Россией и Речью Посполитой в 1686 г.,
подтвердившего и закрепившего положения
Андрусовского перемирия 1667 г.
В названии договора отражено стремление
договаривающихся сторон к
«дружбе и доброй верности» на
долгосрочную перспективу.
Ответ: «Вечный мир»
8. Запишите термин, о котором идёт речь.
Крупное наследственное земельное держание
в Древней Руси.
Ответ: вотчина
9. Запишите термин, о котором идёт речь.
Литературные описания жизни людей,
причисленных церковью к лику святых.
Ответ: жития святых
10. Запишите термин, о котором идёт речь.
Незаконное присвоение чужого имени или звания.
В отечественной истории наибольшую
известность это явление получило в связи
с событиями Смутного времени.
Ответ: самозванство
11. Запишите термин, о котором идёт речь.
Служилые люди, составлявшие постоянное войско
в Московском государстве
во второй половине XVI–XVII вв.
Объединённые в полки с единообразным
обмундированием, они получали из казны
денежное жалованье и вооружались ручным
огнестрельным оружием.
Ответ: стрельцы
12. Запишите термин, о котором идёт речь.
Название одного из основных занятий восточных
славян – сбора мёда диких пчёл.
Ответ: бортничество
13. Запишите термин, о котором идёт речь.
Грамоты, рассылавшиеся руководителями
народных движений XVII–XVIII вв.
с целью расширения поддержки движения среди
местного населения, увеличения
численности участников восстания.
Наибольшую известность получили в связи
с восстанием под руководством Степана Разина.
Ответ: прелестные грамоты
14. Запишите термин, о котором идёт речь.
Название небольших по размеру произведений
изобразительного искусства, которыми
иллюстрировались рукописные книги
в Древней Руси.
Ответ: миниатюра
15. Запишите термин, о котором идёт речь.
Название срока, в течение которого запрещался
переход крестьян от одного владельца к другому
в Юрьев день.
Ответ: заповедные лета
16. Запишите термин, о котором идёт речь.
Одно из выборных должностных лиц,
избиравшихся в Новгородской республике
XII–XV вв. на вече; руководитель
городского ополчения, в функции которого
также входило осуществление контроля
над сбором налогов и разбирательство в спорах
по торговым делам.
Ответ: посадник
17. Сравните Ливонскую и Северную войну. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) одной из целей участия России в войне
являлось завоевание выхода к Балтийскому морю
2) одним из государств-противников России
в военном конфликте была Швеция
3) на завершающем этапе войны значительную
роль сыграли морские сражения
4) в результате военного конфликта Россия
понесла территориальные потери
Ответ: 1234
18. Сравните основные черты политики князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) борьба с тверскими князьями за ярлык на
Владимирское княжение
2) расширение территории княжества
3) отказ от уплаты дани в Орду
4) объединение военных сил русских земель для
решающего столкновения с ордынским войском
Ответ: 1234
19. Сравните условия подписания и содержание Андрусовского перемирия (1667 г.) и Ништадтского мира (1721 г.). Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) дипломатический акт закреплял вхождение в
состав России новых территорий
2) одной из сторон, участвовавших в заключении
дипломатического акта, была Речь Посполитая
3) дипломатический акт был заключён по итогам
войны, в которой одним из союзников России
была Дания
4) дипломатический акт был заключён в период
правления монарха из династии Романовых
Ответ: 1423
20. Сравните народные движения под руководством Ивана Болотникова и Степана Разина. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) движение зародилось на Дону
2) отсутствие призывов к свержению правящего
монарха
3) в движении принимало участие казачество
4) войско восставших было разбито под Москвой
Ответ: 2314
20. Сравните внешнюю политику киевских князей Святослава Игоревича и Ярослава Мудрого. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) военные столкновения с Византией
2) сражения с печенегами
3) походы в Дунайскую Болгарию
4) походы в Литву
Ответ: 1234
22. Сравните обстоятельства присоединения к Московскому княжеству Новгорода и Твери. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) присоединение к Московскому княжеству
произошло в период правления Ивана III
2) группы горожан – противников присоединения
к Московскому княжеству осуществляли попытки
обратиться за поддержкой к Литве
3) город был присоединён к Московскому
государству после «стояния» на реке Угре
4) в результате присоединения к Московскому государству
в городе были ликвидированы вечевая форма
управления и должность посад ника
Ответ: 1324
23. Сравните Судебник 1550 г. и Соборное уложение 1649 г. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
.
1) составление в период управления Российским
государством представителем династии Рюриковичей
2) принятие Земским собором
3) одно из наказаний, предусмотренным
законодательным актом - штраф
4) законодательное закрепление бессрочного сыска
беглых крестьян
Ответ: 2314
24. Сравните внешнюю политику киевских князей Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
.
1) походы в Польшу
2) военные столкновения с печенегами
3) строительство оборонительных крепостей по южному
рубежу Киевской Руси
4) походы в Литву
Ответ: 2413
25. Сравните черты политики киевских князей Святослава Игоревича и Владимира Святославича. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
.
1) проведение религиозной реформы
2) походы на Волжскую Булгарию
3) чеканка монеты
4) военные столкновения с Византией
Ответ: 2413
26. Сравните Куликовскую битву и «стояние» на реке Угре. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
.
1) противником русского войска было ордынское войско
2) решающее значение в исходе столкновения имели
действия засадного полка
3) значительные потери русского войска
4) событие происходило в период объединения русских
земель вокруг Москвы
Ответ: 1324
27. Сравните политику Бориса Годунова и Лжедмитрия I на российском престоле. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
.
1) осуществление мер, нацеленных на сближение России
с Западом
2) строительство колокольни «Иван Великий» в
Московском Кремле
3) принятие мер, направленных на устранение
возможных претендентов на престол
4) борьба против восставших под предводительством
Хлопко Косолапа
Ответ: 1324
28. Сравните Ям-Запольский мир (1582 г.) и Андрусовское перемирие (1667 г.) Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия
1) дипломатический акт закреплял вхождение в состав
России новых территорий
2) одной из сторон, участвовавших в заключении
дипломатического акта, была Речь Посполитая
3) дипломатический акт был заключён по итогам
военного конфликта, в котором одним из противников
России был Ливонский орден
4) в дипломатическом акте был зафиксирован срок,
на который прекращались военные действия
Ответ: 2413
29. Установите соответствие между именами правителей и сооружениями, созданными во время их правления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ИМЕНА СООРУЖЕНИЯ
А) Елена Глинская 1) Петропавловская крепость
Б) Пётр I 2) стены Китай-города
В) Дмитрий Донской 3)храм Христа Спасителя
4)белокаменные стены Московского Кремля
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 214
30. Установите соответствие между московскими князьями и городами, которые были присоединены к Московскому княжеству в период правления этих князей: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
КНЯЗЬЯ ГОРОДА
А) Даниил Александрович 1) Рязань
Б) Иван III 2) Нижний Новгород
В) Василий 3) Коломна 4) Тверь
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 321
31. Русский генерал, командуя своим отрядом, успешно форсировал Дунай и закрепился на стратегически важном Шипкинском перевале в Балканских горах. Однако развить свой успех он не смог, так как противник сумел создать сдерживающий фактор, мешавший развернуть все русские силы в глубь его территории. И только через пять месяцев русские войска, сумев устранить этот сдерживающий фактор, вновь перешли в наступление. Вскоре война завершилась подписанием Сан-Стефанского мирного договора.
1. Укажите название страны, с которой воевала Россия в этой войне.
2. Назовите императора, правившего в России в период этой войны.
3. О каком сдерживающем факторе идёт речь?
Ответ:1. Турция 2. Александр II (1877-1878 – годы русс-тур. войны)
3. Бои за г.Плевну.
32. Несмотря на различия, определяемые особенностями эпох, некоторые характерные черты политики Ивана Калиты и Дмитрия Донского были сходными. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.
Ответ:
1. Борьба с Тверским княжеством за титул великого князя
2. Расширение границ Московского княжества
33. Существует точка зрения, что, несмотря на наличие существенных отличий, проявившихся в XV–XVI вв., в развитии русской литературы сохранялись черты, характерные и для XII–XIII вв. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
Ответ:
- Развивались литературно-публицистические произведения (произведения, написанные на злободневную тему)
2. Поэмы призывали к единству Русской земли (XIIвек – «Слово о полку Игореве», XVI век – «Жития Святого Александра Невского»)
34. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
Ответ:
1. Создавались прочные княжеские династии, складывались традиции передачи власти от отца к сыну. 2. Развивалась внешняя и внутренняя торговля, ремёсла, распахивались новые земли. Происходил бурный рост городов, развивалось крестьянское хозяйство, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья.
35. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
Ответ:
1. Создавались прочные княжеские династии, складывались традиции передачи власти от отца к сыну. 2. Развивалась внешняя и внутренняя торговля, ремёсла, распахивались новые земли. Происходил бурный рост городов, развивалось крестьянское хозяйство, осваивались новые пахотные земли и лесные угодья.
36. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале XVII в.». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.
План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с борьбой русского народа против польских и шведских захватчиков в начале XVII в.
Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы.
Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений.
37 . «Он был прежде всего «разумный самодержец», как определил его величайший русский поэт. Не романтическое вдохновение, а трезвый расчёт, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни — возрождении единства и независимости Русской земли... Он не поражал воображение современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Его политической целью и вместе с тем опорой была Русская земля и её народ. Он первым осознал эту землю не собранием княжеских уделов, а единым великим государством, связанным исконной исторической традицией.
Развивающееся сознание исторического единства и суверенности Русской земли, всё более ясное и чёткое, проходит красной нитью через всю его самостоятельную политическую жизнь и принципиально отличает его от всех предшественников... История знает не многих деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успехов, так повлиявших на судьбы своей страны. Обновленная, возрождённая великая Русская держава – главный итог многолетнего великокняжения первого государя всея Руси».
В чём видит автор главный итог его правления?
Что имел в виду автор, упоминая о «прочных и масштабных успехах первого государя всея Руси»? Укажите не менее двух положений.
Ответ: Иван III
38. В 1645–1676 гг. в России царствовал Алексей Михайлович, время правления которого было периодом наивысшего расцвета Московского царства. Однако именно семнадцатый век остался в русской истории как век «бунташный».
Назовите не менее трёх народных восстаний, произошедших в период правления Алексея Михайловича.
Ответ: 1. Соляной бунт (1648г) 2. Медный бунт (1662г)
3. Казацко-крестьянское восстание С.Т.Разина (1667-1671)
39. «Действие торгового договора между нами и покойным королем французским Людовиком XVI прекратить (…) Запрещается впускать в порты наши суда под флагом французским (…) Всех французов, признающих нынешнее в земле их правление и оному повинующихся, не терпеть в империи нашей и выслать (…) Изъемляются из сего те французы, которые окажут искреннее их намерение и желание отрещися присягой от правил безбожных и возмутительных, в земле их ныне исповедуемых (…) А дабы не возомнили иные, что могут учинить подобное притворно, им объяснить, что их отрицание с именами обнародовано будет (…) Всем подданным нашим запрещается ездить во Францию. Запрещается ввозить в Россию ведомости, журналы и прочие периодические сочинения, во Франции издаваемые. Возбраняем впускать из-за границы французов (…)»
Укажите причину, по которой революционные события во Франции так встревожили императрицу.
Какая русская императрица подписала этот указ? По какому поводу он был издан?
Какие меры были предложены императрицей в отношении Франции и французов? Приведите любые два меры.
40. «Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет для установления мира, и говорили друг другу: “Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей”».
Назовите событие, о котором идёт речь. Укажите год, когда оно произошло. Назовите город, где состоялись описанная встреча. Какие проблемы обсуждались на этой встрече?
1. Любечский съезд князей. 1097г
2. г.Любеч.
3. Сплотить чилы в борьбе с половцами. Сохранить за князьями их вотчины
41. «Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами ратных повестей о походе Игоревом, Игоря Святославича? Начаться же этой песне по былям нашего времени, а не по обычаю Боянову…
Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле, Игорь ждёт милого брата Всеволода. И сказал ему Всеволод: "Один брат, один свет светлый ты, Игорь! Оба мы Святославичи! Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, уже осёдланы у Курска. А мои куряне бывалые воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены; пути им ведомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли наточены. Сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы".
Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него тенью всё его войско прикрыто. И сказал Игорь дружине своей: "Братья и дружина! Лучше убитым, чем пленённым быть; так сядем, братья, на своих борзых коней да посмотрим на синий Дон". Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого заслонило ему предзнаменование. "Хочу, – сказал, – копье преломить на границе поля половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона".
А Игорь к Дону войско ведет. Уже беду его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по оврагам, орлы клёкотом зверей на кости зовут …
О Русская земля! Уже ты за холмом!».
Укажите название события, о котором идёт речь в отрывке. К какому веку оно относится? Каков был его итог? Используя текст документа и знания по истории, укажите, какие качества князя, упомянутого в отрывке, проявились в ходе этого события. (Укажите всего не менее трёх качеств.)
42. Одним из важнейших событий русской истории конца XIV в. являлась Куликовская битва – первая крупная победа Московской Руси над Ордой.
В чём заключались важнейшие причины победы в Куликовской битве? Укажите не менее трёх причин.
Какие исторические деятели участвовали в Куликовской битве? Назовите не менее трёх участников битвы.
- Причины: 1)Объединение многих русских городов для борьбы с Мамаем 2)Создание засадного конного полка 3)Оповещене о планах Мамая рязанским князем Олегом.
- Дмитрий Донской, Мамай, Пересвет
43. «Он активно противодействовал Новгороду, Болгарии Волжской, по традиции боролся с югом – Рязанью и Киевом. Его политика привела
к невиданным успехам. Он захватил Киев, посадил там своего ставленника. Получил титул великого князя... Город Владимир Залесский стал его резиденцией. Здесь возникла самостоятельная епископия, которую он пытался превратить в митрополию. …Он строил много церквей, основывал монастыри, не жалел издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей. Князь приглашал для этого мастеров с Запада, а между тем начало развиваться и русское искусство, так что при его преемниках русские уже без пособия иностранцев строили и расписывали свои церкви. Активная деятельность, огромный авторитет и личные качества государственного руководителя привели князя к политике "самовластия", к попытке пресечения центробежных сил, олицетворяемых местным ростово-суздальским боярством. Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом. Его гибель и последующая междоусобица были предрешены».
Назовите князя, о котором идёт речь. К какому веку относится его правление? Как автор характеризует проводимую князем политику?
На какие основные качества личности обращает внимание автор? Какие результаты политики князя обращают на себя внимание автора?
44. «О христианском (крестьянском) отказе. А христианам переходить из волости в волость, из села в село один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое – рубль, а в лесах – полтина. А который христианин проживёт на нём год да и пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт да и пойдёт прочь, и он полдвора платит; а три года поживёт и пойдёт прочь, и он платит три четверти двора, а четыре года проживёт, и он весь двор платит».
Назовите государя, в период правления которого был принят данный документ.
Укажите название сборника законов, к которому относится представленный отрывок. .
1. Иван III 2.Судебник 1497г