СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тип правильной читательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация-слайды " Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам"

Просмотр содержимого документа
«Тип правильной читательской деятельности»

Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам

Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам? На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов. Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?

На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять.

Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.

  • Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
  • Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
 ВСПОМНИМ,  ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ВСПОМНИМ, ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Что такое ЧТЕНИЕ?  Учебный предмет Процесс освоения текста Общеучебное умение (компетенция)  Из образовательной программы «Школа 2100»:  «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте

Что такое ЧТЕНИЕ?

  • Учебный предмет
  • Процесс освоения текста
  • Общеучебное умение (компетенция)

Из образовательной программы «Школа 2100»:

«Сквозная цель образования - воспитание

грамотного, компетентного читателя,

человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».

Выделите ключевое словосочетание в данном тексте

  • «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
  • «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
Кого можно назвать  « грамотным читателем»?  Грамотность чтения – это способность понимать  письменные тексты рефлексировать на содержание текстов:  - размышлять над содержанием  - оценивать прочитанное  - излагать свои мысли о прочитанном использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.) Выделите главную составляющую грамотности чтения

Кого можно назвать « грамотным читателем»?

Грамотность чтения – это способность

  • понимать письменные тексты
  • рефлексировать на содержание текстов:

- размышлять над содержанием

- оценивать прочитанное

- излагать свои мысли о прочитанном

  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

Выделите главную составляющую грамотности чтения

Что такое  ПОЛНОЕ понимание текста?  Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое  Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Ознакомительное Изучающее Цель: извлечение основной информации  (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации чтение по абзацам графические пометки выделение смысловых частей вычитывание подтекста

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления

Ознакомительное

Изучающее

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации

  • чтение по абзацам
  • графические пометки
  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты.  А учит ли этому школа? Традиционный урок чтения: Преобладает чтение вслух Вопросы на понимание факт. информации, пересказ ЖИЗНЬ: Традиционный урок чтения: Учитель готовит детей к восприятию текста Первым новый текст читает учитель  До чтения У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п. 2) Во время чтения Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них 3) После чтения в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других

Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?

Традиционный урок чтения:

  • Преобладает чтение вслух
  • Вопросы на понимание факт. информации, пересказ

ЖИЗНЬ:

Традиционный урок чтения:

  • Учитель готовит детей к восприятию текста
  • Первым новый текст читает учитель
  • До чтения

У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.

2) Во время чтения

Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них

3) После чтения

в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других

 ПОИСК РЕШЕНИЯ,  ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ    1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности (технологией продуктивного чтения) 2. Использование технологии при чтении учебно-научных текстов

ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности

(технологией продуктивного чтения)

2. Использование технологии при чтении учебно-научных текстов

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.)  Цель - понимание текстов  Алгоритм - три этапа работы с любым текстом: Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п.  до чтения текста – Результат: 2) Во время чтения текста – Результат: 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.  Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п.

  • до чтения текста

Результат:

2) Во время чтения текста

Результат:

3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.

Результат:

понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации

1-й этап. Работа с текстом до чтения Цель: прогнозирование будущего чтения. Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:  названию  имени  автора - иллюстрациям  (перед текстом)  выделенным словам  (просмотровое чтение) - привлекая предшествующий читательский опыт  ↓ мотивирование чтения

1-й этап. Работа с текстом до чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:

  • названию
  • имени автора

- иллюстрациям (перед текстом)

  • выделенным словам (просмотровое чтение)

- привлекая предшествующий читательский опыт

мотивирование чтения

2-й этап.  Работа с текстом во время чтения Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.) ПРИЕМ: диалог с автором Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл) Прогнозировать О тветы на эти вопросы П роверять свои прогнозы, по ходу чтения ↓ интерпретация текста

2-й этап. Работа с текстом во время чтения

Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором

  • Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
  • Прогнозировать О тветы на эти вопросы
  • П роверять свои прогнозы, по ходу чтения

интерпретация текста

3-й этап.  Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. - Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. - Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов ↓ корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

3-й этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов

корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом

 ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ    ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ (АЛГОРИТМ РАБОТЫ)

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ

(АЛГОРИТМ РАБОТЫ)

Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту) Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.) Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа ) Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
  • Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
  • Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)
  • Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
  • Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )
  • Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
Работа с текстом на уроке  русского языка Стили речи. Учебно-научный стиль. Стили речи. Учебно-научный стиль. 1.О чем будет текст? 2. Какие это 3 цели? Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей ( В ): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь  ( П ). В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности , которые называются стилями ( В ): разговорный, книжные (научный, художественный и др.)  ( П )  Можем предположить, что такое стиль? Как вы понимаете значение этого слова? 3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?

Работа с текстом на уроке русского языка

Стили речи. Учебно-научный стиль.

  • Стили речи. Учебно-научный стиль.

1.О чем будет текст?

2. Какие это 3 цели?

Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей ( В ): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь ( П ).

В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности , которые называются стилями ( В ): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) ( П )

Можем предположить, что такое стиль?

Как вы понимаете значение этого слова?

3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?

Работа с текстом на уроке истории Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете? ЗАДАНИЕ к тексту: 2). Что же это за картина? 1). О чем будет этот текст? Можем предположить, что это такое? Получили ответ? Попробуйте объяснять значение слов «Родовая община» В 3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община» В П

Работа с текстом на уроке истории

Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете?

ЗАДАНИЕ

к тексту:

2). Что же это за картина?

1). О чем будет этот текст?

Можем предположить, что это такое?

Получили ответ? Попробуйте объяснять значение слов «Родовая община»

В

3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община»

В

П

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена : На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек. Биолог : Это лишайники – особая группа живых организмов. В  Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других? Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П  (Мы нашли ответ на вопрос?) Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте . ( То есть по-другому… )  На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники. Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий” В  (Каких именно профессий и почему?)  О . Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П  (ответ на вопрос «почему?») .

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это …..

Лена : На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек.

Биолог : Это лишайники – особая группа живых организмов. В

Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других?

Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П

(Мы нашли ответ на вопрос?)

Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте .

( То есть по-другому… )

На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники.

Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий” В

(Каких именно профессий и почему?) О .

Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П

(ответ на вопрос «почему?») .

Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно П  (На какой вопрос мы нашли ответ) .  Как же устроены эти удивительные организмы? (Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте)  Лишайники состоят из гиф гриба , между которыми живут водоросли П . Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли. Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос? Мы нашли ответ? Какой? Так как же можно сформулировать тему нашего урока? (Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)

Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно П

(На какой вопрос мы нашли ответ) .

Как же устроены эти удивительные организмы?

(Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте)

Лишайники состоят из гиф гриба , между которыми живут водоросли П . Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли.

Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос?

Мы нашли ответ? Какой?

Так как же можно сформулировать тему нашего урока?

(Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)

Похожие файлы