Как организовать продуктивное чтение текстов на уроках по разным предметам
Как научить наших детей эффективно читать тексты на уроках по разным предметам?
На любом уроке и в жизни мы читаем разные тексты, которые необходимо понять.
Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
- Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
- Международные исследования: большинство наших детей не умеет вычитывать информацию из текстов разных видов.
ВСПОМНИМ, ЧТО НАМ ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Что такое ЧТЕНИЕ?
- Общеучебное умение (компетенция)
Из образовательной программы «Школа 2100»:
«Сквозная цель образования - воспитание
грамотного, компетентного читателя,
человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления».
Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
- «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
- «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления». Выделите ключевое словосочетание в данном тексте
Кого можно назвать « грамотным читателем»?
Грамотность чтения – это способность
- понимать письменные тексты
- рефлексировать на содержание текстов:
- размышлять над содержанием
- оценивать прочитанное
- излагать свои мысли о прочитанном
- использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)
Выделите главную составляющую грамотности чтения
Что такое ПОЛНОЕ понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
- фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
- концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)
Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
- анализ заголовка, подзаголовка
- просмотр схем, таблиц, оглавления
Ознакомительное
Изучающее
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
- чтение по абзацам
- графические пометки
- выделение смысловых частей
- вычитывание подтекста
Каждый образованный человек умеет читать любые тексты. А учит ли этому школа?
Традиционный урок чтения:
- Преобладает чтение вслух
- Вопросы на понимание факт. информации, пересказ
ЖИЗНЬ:
Традиционный урок чтения:
- Учитель готовит детей к восприятию текста
- Первым новый текст читает учитель
У книжной полки сами решаем, читать или не читать , сопоставляя свои желания, мотивы с названием, автором, иллюстрацией, просматривая бегло текст и т.п.
2) Во время чтения
Читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них
3) После чтения
в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других
ПОИСК РЕШЕНИЯ, ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
1. Знакомство с технологией формирования типа правильной читательской деятельности
(технологией продуктивного чтения)
2. Использование технологии при чтении учебно-научных текстов
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (с 1999 г.) Цель - понимание текстов Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:
Тексты учебников по всем предметам с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
–
Результат:
2) Во время чтения текста
– Результат:
3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
1-й этап. Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
- иллюстрациям (перед текстом)
- выделенным словам (просмотровое чтение)
- привлекая предшествующий читательский опыт
↓
мотивирование чтения
2-й этап. Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: диалог с автором
- Видеть в тексте прямые и скрытые В опросы (выход на подтекстовый смысл)
- Прогнозировать О тветы на эти вопросы
- П роверять свои прогнозы, по ходу чтения
↓
интерпретация текста
3-й этап. Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
↓
корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ
(АЛГОРИТМ РАБОТЫ)
- Прочитайте текст , выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
- Определите роль данного текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)
- Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
- Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )
- Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
Работа с текстом на уроке русского языка
Стили речи. Учебно-научный стиль.
- Стили речи. Учебно-научный стиль.
1.О чем будет текст?
2. Какие это 3 цели?
Каждый раз, пользуясь языком, человек преследует одну из 3 целей ( В ): общение с кем-либо, сообщение чего-нибудь, воздействие на кого-нибудь ( П ).
В зависимости от того, для какой цели используется язык, в нем выделяются разновидности , которые называются стилями ( В ): разговорный, книжные (научный, художественный и др.) ( П )
Можем предположить, что такое стиль?
Как вы понимаете значение этого слова?
3. Что мы узнали о стилях и для чего они нужны?
Работа с текстом на уроке истории
Роль текста на уроке – поиск решения проблемы: Почему в ледниковый период люди смогли расселиться по планете?
ЗАДАНИЕ
к тексту:
2). Что же это за картина?
1). О чем будет этот текст?
Можем предположить, что это такое?
Получили ответ? Попробуйте объяснять значение слов «Родовая община»
В
3).После чтения текста Дайте развернутый ответ, что такое «родовая община»
В
П
§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это …..
Лена : На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек.
Биолог : Это лишайники – особая группа живых организмов. В
Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличается от других?
Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П
(Мы нашли ответ на вопрос?)
Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте .
( То есть по-другому… )
На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники.
Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий” В
(Каких именно профессий и почему?) О .
Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П
(ответ на вопрос «почему?») .
Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно П
(На какой вопрос мы нашли ответ) .
Как же устроены эти удивительные организмы?
(Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте)
Лишайники состоят из гиф гриба , между которыми живут водоросли П . Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли.
Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос?
Мы нашли ответ? Какой?
Так как же можно сформулировать тему нашего урока?
(Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)