Типичные ошибки педагога в общении с учениками . Приёмы их решения
Подготовил педагог-психолог
Орлова К.К
Группы ошибок общения учителей с учениками
1) Ошибка функционального восприятия ребенка;
2) Ошибка стереотипного восприятия ученика;
3) Ошибки проецирующего восприятия;
4) Ошибка инерционного восприятия как результат избыточной информации;
5) Ошибки инфантильного восприятия
Характеристика Ошибок
1) Ошибка функционального восприятия ребенка-Педагог часто воспринимает ребенка искаженно, сквозь «фильтр», к примеру, учебной деятельности, выделяя только этот аспект. Хороший ребенок — это успешный, послушный ученик; соответственно, плохой ученик воспринимается им как плохой ребенок. Потребностно-мотивационная сфера, характер, нравственность, успехи во внеурочной или внепредметной сфере деятельности остаются, к сожалению, вне сферы внимания педагога. Это одностороннее, обедняющее восприятие личности ребенка затрудняет как общее развитие ученика, так и его учебную успешность, воспринимается им как обида, несправедливость.
2) Ошибка стереотипного восприятия ученика.
В ходе профессиональной деятельности у педагогов неминуемо формируются стереотипные образы, например, «отличника», «двоечника» «троечника». Они вызывают у учителя «эффект ожидания». От «двоечника» не ждут правильных ответов. Даже если они прозвучат, это будет объяснено случайностью, незамеченным списыванием, подсказкой. «Троечнику» по инерции поставят тройку, даже если прогресс в освоении учебного предмета неоспорим, а вот «отличника» легко развратить инерционным прощением невыученного урока и прочими поблажками.
3) Ошибки проецирующего восприятия.
Людям свойственно наделять других собственными достоинствами и недостатками. Учителям необходимо помнить, что проекции — всегда только их проекции, а не истинный образ ребенка. Педагог должен быть умелым исследователем детского мира, знающим об опасности проецирующего восприятия. Предупредить данную ошибку можно следующим образом (до конца избежать ее практически невозможно) — формировать нравственную культуру педагога. Если личность учителя отвечает высоким требованиям нравственности и профессионализма, то приписывание даже не свойственных ребенку позитивных проявлений может иметь положительный эффект; если проецируются несвойственные ему негативные проявления, то может возникнуть эффект сбывающегося пророчества.
Чем чаще педагог контактирует с ребенком, тем больше он накапливает информации о нем, о его личностном своеобразии, тем меньше опасность впасть в ошибку проецирующего восприятия.
4) Ошибки проецирующего восприятия.
Людям свойственно наделять других собственными достоинствами и недостатками. Учителям необходимо помнить, что проекции — всегда только их проекции, а не истинный образ ребенка. Педагог должен быть умелым исследователем детского мира, знающим об опасности проецирующего восприятия. Предупредить данную ошибку можно следующим образом (до конца избежать ее практически невозможно) — формировать нравственную культуру педагога. Если личность учителя отвечает высоким требованиям нравственности и профессионализма, то приписывание даже не свойственных ребенку позитивных проявлений может иметь положительный эффект; если проецируются несвойственные ему негативные проявления, то может возникнуть эффект сбывающегося пророчества.
Чем чаще педагог контактирует с ребенком, тем больше он накапливает информации о нем, о его личностном своеобразии, тем меньше опасность впасть в ошибку проецирующего восприятия.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОШИБОК
5 ) Ошибка инерционного восприятия как результат избыточной информации. Тесные контакты с учеником притупляют критичность восприятия, что ведет к предвзятости и несправедливости со стороны учителя. Как избежать этой ошибки? Метод компетентных судей поможет вам в этом, как, впрочем, и другие методы психолого-педагогической диагностики личности.
6) Ошибки инфантильного восприятия, являющиеся следствием нравственной незрелости, низкой педагогической культуры учителя. Инфантильное восприятие — вариант «психологической защиты» профессионально несостоятельных учителей. Проявляется эта ошибка в обвинении в своих просчетах не себя, а своих учеников. Дети воспринимаются таким педагогом как угроза собственному благополучию: дерзкие и непослушные, заносчивые, стремящиеся подорвать его авторитет и т.д. Неважно, чем - тем, что они демонстрируют более глубокие знания, чем у учителя, или проявляют незнание предмета, якобы доказывая некометентность преподавателя. Иными словами, «врагами» педагога могут стать как «знайки», так и «незнайки», как «зазнайки», так и «серые мышки». А с врагами принято воевать. И учитель открывает «военные действия»: придирки, унижения, обиды и жалобы родителям и администрации, стремление избавиться от самых «беспокойных», перевести в другой класс, а лучше — в другую школу и т.п.
Трудности и барьеры общения
Барьеры – группы причин, которые препятствуют полноценному общению.
Существует множество причин, которые влияют на появление барьеров.
К примеру, это может быть:
1. Барьер несовпадение установок.
2. Барьер отсутствия внимания и интереса.
3. Барьер подражания.
4. Барьер возраста.
Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение
Как мы знаем, является двух видов: вербальным и невербальным.
- В общении с учениками помимо вербального составляющего, следует уделять внимание и невербального.
- Следует особо затронуть некоторые особенности невербальных средств.
- Например, что касается внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным.
- Главное требование к одежде педагога — скромность и элегантность.
- И в украшениях, и в косметике - во всём педагог должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.
- Следует отметить, что и осанка педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее достоинство.
- Педагог должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу.
- Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие.
Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение
- Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.
- Жесты могут быть открытые и закрытые.
- Открытые жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт.
- Жесты закрытые –говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим.
Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение
- Мимика.
- Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.
- Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты.
- Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников .
способы избегания конфликтов
- 1. Проводите систематический анализ собственных действий в процессе профессиональной деятельности с позиции «подвергаю сомнению правильность содеянного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр.
- 2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений, поступков.
- 3. Тщательно изучайте все дисциплины учебного курса, в особенности педагогику и психологию. Не переоценивайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотнося ее с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами.
- 4. «Коллекционируйте» свои ошибки. Отнеситесь к ним как к ценности. Проанализированная ошибка позволяет не «наступать на грабли» многократно.
способы избегания конфликтов
- 5. Не бойтесь вероятности совершения ошибки, формируйте новые привычки мышления. Страх не предупредит совершение оплошности.
- 6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию, формируйте готовность проанализировать альтернативные пути ее решения.
- 7. Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на семинарское занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию»).
- 8. Избегайте подражания. Не принимайте на веру умозаключения других людей, даже ваших наставников-педагогов. Будьте в меру критичны и самокритичны! Не формируйте свое отношение к другим людям (возможно, будущим коллегам) на основании чужих выводов.
- 9. Избегайте преувеличений. Не делайте «из мухи слона».
- 10.Не принимайте негативные реакции людей, их неадекватное поведение как желание причинить вам неудобство. В основе такого поведения лежат собственные проблемы людей и неумение их конструктивно разрешать. Добросовестного педагога характеризует стремление свести к минимуму вероятность совершения ошибки. Как субъект педагогической деятельности он постоянно решает разнообразные по содержанию и степени сложности педагогические задачи. Научить никогда не ошибаться в их решении нельзя. Но можно и должно формировать представления и умения эффективного поведения педагога в ситуациях реальной педагогической действительности .
Спасибо за внимание!