СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Типичные ошибки педагога в общении с учениками"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Типичные ошибки педагога в общении с учениками"»

Типичные ошибки педагога в общении с учениками . Приёмы их решения Подготовил педагог-психолог Орлова К.К

Типичные ошибки педагога в общении с учениками . Приёмы их решения

Подготовил педагог-психолог

Орлова К.К

Группы ошибок общения учителей с учениками 1) Ошибка функционального восприятия ребенка; 2) Ошибка стереотипного восприятия ученика; 3) Ошибки проецирующего восприятия; 4) Ошибка инерционного восприятия как результат избы­точной информации; 5) Ошибки инфантильного восприятия

Группы ошибок общения учителей с учениками

1) Ошибка функционального восприятия ребенка;

2) Ошибка стереотипного восприятия ученика;

3) Ошибки проецирующего восприятия;

4) Ошибка инерционного восприятия как результат избы­точной информации;

5) Ошибки инфантильного восприятия

Характеристика Ошибок

1) Ошибка функционального восприятия ребенка-Педагог ча­сто воспринимает ребенка искаженно, сквозь «фильтр», к примеру, учебной деятельности, выделяя только этот аспект. Хороший ребенок — это успешный, послушный ученик; соответственно, плохой ученик воспринимает­ся им как плохой ребенок. Потребностно-мотивационная сфера, характер, нравственность, успехи во вне­урочной или внепредметной сфере деятельности оста­ются, к сожалению, вне сферы внимания педагога. Это одностороннее, обедняющее восприятие личности ре­бенка затрудняет как общее развитие ученика, так и его учебную успешность, воспринимается им как обида, не­справедливость.

2) Ошибка стереотипного восприятия ученика.

В ходе профессиональной деятельности у педагогов не­минуемо формируются стереотипные образы, напри­мер, «отличника», «двоечника» «троечника». Они вы­зывают у учителя «эффект ожидания». От «двоечника» не ждут правильных ответов. Даже если они прозвучат, это будет объяснено случайностью, незамеченным спи­сыванием, подсказкой. «Троечнику» по инерции по­ставят тройку, даже если прогресс в освоении учебного предмета неоспорим, а вот «отличника» легко развра­тить инерционным прощением невыученного урока и прочими поблажками.

3) Ошибки проецирующего восприятия.

Людям свойственно наделять других собственными до­стоинствами и недостатками. Учителям необходимо по­мнить, что проекции — всегда только их проекции, а не истинный образ ребенка. Педагог должен быть умелым исследователем детского мира, знающим об опас­ности проецирующего восприятия. Предупредить данную ошибку можно следующим об­разом (до конца избежать ее практически невозмож­но) — формировать нравственную культуру педагога. Если личность учителя отвечает высоким требованиям нравственности и профессионализма, то приписыва­ние даже не свойственных ребенку позитивных прояв­лений может иметь положительный эффект; если про­ецируются несвойственные ему негативные проявле­ния, то может возникнуть эффект сбывающегося про­рочества.

Чем чаще педагог контактирует с ребенком, тем боль­ше он накапливает информации о нем, о его личност­ном своеобразии, тем меньше опасность впасть в ошиб­ку проецирующего восприятия.

4) Ошибки проецирующего восприятия.

Людям свойственно наделять других собственными до­стоинствами и недостатками. Учителям необходимо по­мнить, что проекции — всегда только их проекции, а не истинный образ ребенка. Педагог должен быть умелым исследователем детского мира, знающим об опас­ности проецирующего восприятия. Предупредить данную ошибку можно следующим об­разом (до конца избежать ее практически невозмож­но) — формировать нравственную культуру педагога. Если личность учителя отвечает высоким требованиям нравственности и профессионализма, то приписыва­ние даже не свойственных ребенку позитивных прояв­лений может иметь положительный эффект; если про­ецируются несвойственные ему негативные проявле­ния, то может возникнуть эффект сбывающегося про­рочества.

Чем чаще педагог контактирует с ребенком, тем боль­ше он накапливает информации о нем, о его личност­ном своеобразии, тем меньше опасность впасть в ошиб­ку проецирующего восприятия.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОШИБОК

5 ) Ошибка инерционного восприятия как результат избы­точной информации. Тесные контакты с учеником при­тупляют критичность восприятия, что ведет к предвзя­тости и несправедливости со стороны учителя. Как из­бежать этой ошибки? Метод компетентных судей по­может вам в этом, как, впрочем, и другие методы психолого-педагогической диагностики личности.

6) Ошибки инфантильного восприятия, являющиеся следстви­ем нравственной незрелости, низкой педагогической культуры учителя. Инфантильное восприятие — вариант «психологической защиты» профессионально несостоя­тельных учителей. Проявляется эта ошибка в обвинении в своих просчетах не себя, а своих учеников. Дети вос­принимаются таким педагогом как угроза собственному благополучию: дерзкие и непослушные, заносчивые, стремящиеся подорвать его авторитет и т.д. Неважно, чем - тем, что они демонстрируют более глубокие знания, чем у учителя, или проявляют незнание предмета, яко­бы доказывая некометентность преподавателя. Иными словами, «врагами» педагога могут стать как «знайки», так и «незнайки», как «зазнайки», так и «серые мышки». А с врагами принято воевать. И учитель открывает «во­енные действия»: придирки, унижения, обиды и жало­бы родителям и администрации, стремление избавиться от самых «беспокойных», перевести в другой класс, а лучше — в другую школу и т.п.

Трудности и барьеры общения Барьеры – группы причин, которые препятствуют полноценному общению. Существует множество причин, которые влияют на появление барьеров. К примеру, это может быть: 1. Барьер несовпадение установок. 2. Барьер отсутствия внимания и интереса. 3. Барьер подражания. 4. Барьер возраста. 

Трудности и барьеры общения

Барьеры – группы причин, которые препятствуют полноценному общению.

Существует множество причин, которые влияют на появление барьеров.

К примеру, это может быть:

1. Барьер несовпадение установок.

2. Барьер отсутствия внимания и интереса.

3. Барьер подражания.

4. Барьер возраста. 

Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение Как мы знаем, является двух видов:  вербальным и невербальным. В общении с учениками помимо вербального составляющего, следует уделять внимание и невербального. Следует особо затронуть некоторые особенности невербальных средств. Например, что касается внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным. Главное требование к одежде педагога — скромность и элегантность. И в украшениях, и в косметике - во всём педагог должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию. Следует отметить, что и осанка педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее достоинство. Педагог должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу. Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие.

Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение

Как мы знаем, является двух видов:  вербальным и невербальным.

  • В общении с учениками помимо вербального составляющего, следует уделять внимание и невербального.
  • Следует особо затронуть некоторые особенности невербальных средств.
  • Например, что касается внешнего вида педагога. Он должен быть эстетично выразительным.
  • Главное требование к одежде педагога — скромность и элегантность.
  • И в украшениях, и в косметике - во всём педагог должен придерживаться чувства меры и понимать ситуацию.
  • Следует отметить, что и осанка педагога имеет особое значение. Красивая, выразительная осанка передаёт внутреннее достоинство.
  • Педагог должен выработать манеру правильно стоять перед учениками на уроке, иметь открытую позу.
  • Во время урока по возможности держать свои руки на виду ладонями вверх – это поможет расположить к себе учеников и заполучить их доверие.
Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Жесты могут быть открытые и закрытые. Открытые жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт. Жесты закрытые –говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим.

Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение

  • Жесты педагога должны быть непринужденными, целесообразными, органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов.
  • Жесты могут быть открытые и закрытые.
  • Открытые жесты говорят о том, что человек хочет и готов идти на контакт.
  • Жесты закрытые –говорят о том, что мы не вполне готовы доверять окружающим.
Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение Мимика. Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников .

Важную роль во взаимоотношениях с учеником играет общение

  • Мимика.
  • Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц.
  • Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Взгляд передаёт детям наши чувства. Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты.
  • Необходимо запомнить: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь. Стремиться держать в поле зрения всех учеников .
способы избегания конфликтов 1. Проводите систематический анализ собственных дей­ствий в процессе профессиональной деятельности с по­зиции «подвергаю сомнению правильность содеян­ного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в про­цессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр. 2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений, поступков. 3. Тщательно изучайте все дисциплины учебного курса, в особенности педагогику и психологию. Не переоцени­вайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотнося ее с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами. 4. «Коллекционируйте» свои ошибки. Отнеситесь к ним как к ценности. Проанализированная ошибка позволя­ет не «наступать на грабли» многократно.

способы избегания конфликтов

  • 1. Проводите систематический анализ собственных дей­ствий в процессе профессиональной деятельности с по­зиции «подвергаю сомнению правильность содеян­ного». Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в про­цессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр.
  • 2. Прогнозируйте последствия предполагаемых решений, поступков.
  • 3. Тщательно изучайте все дисциплины учебного курса, в особенности педагогику и психологию. Не переоцени­вайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотнося ее с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами.
  • 4. «Коллекционируйте» свои ошибки. Отнеситесь к ним как к ценности. Проанализированная ошибка позволя­ет не «наступать на грабли» многократно.

способы избегания конфликтов

  • 5. Не бойтесь вероятности совершения ошибки, форми­руйте новые привычки мышления. Страх не предупре­дит совершение оплошности.
  • 6. Оценивая сложившуюся учебную ситуацию, формируй­те готовность проанализировать альтернативные пути ее решения.
  • 7. Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на се­минарское занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию»).
  • 8. Избегайте подражания. Не принимайте на веру умоза­ключения других людей, даже ваших наставников-пе­дагогов. Будьте в меру критичны и самокритичны! Не формируйте свое отношение к другим людям (возмож­но, будущим коллегам) на основании чужих выводов.
  • 9. Избегайте преувеличений. Не делайте «из мухи слона».
  • 10.Не принимайте негативные реакции людей, их неадек­ватное поведение как желание причинить вам неудоб­ство. В основе такого поведения лежат собственные про­блемы людей и неумение их конструктивно разрешать. Добросовестного педагога характеризует стремление све­сти к минимуму вероятность совершения ошибки. Как субъект педагогической деятельности он постоянно решает разнообразные по содержанию и степени сложности педа­гогические задачи. Научить никогда не ошибаться в их ре­шении нельзя. Но можно и должно формировать представ­ления и умения эффективного поведения педагога в ситуа­циях реальной педагогической действительности .
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!