СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тире между подлежащим и сказуемым 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карта урока удобна для изменения, дополнения и корректировки. Можно использовать как план к уроку. 

Просмотр содержимого документа
«Тире между подлежащим и сказуемым 6 класс»

Русский язык. Тема: Повторение изученного. Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель: закреплять умения находить грамматическую основы предложения, ставить тире между подлежащим и сказуемым.

1.

Терминологический

диктант

  1. Слово или несколько слов, выражающие законченную мысль – это …

  2. Два или несколько слов, связанных подчинительной связью – это …

  3. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённых одной темой – это …

  4. Слово или несколько слов, называющих того, к кому обращаются с речью - ...

  5. Слова какого-либо лица, передаваемые от его имени – это …

  6. Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову в предложении – это …

  7. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами …

  8. Прямая речь в предложении заключается в …

  9. Главные члены предложения - …

  10. Грамматическая основа предложения – это…

2.

Изучи теоретический материал

Тире между подлежащим и сказуемым:

Тире ставится:

- Если подлежащее и сказуемое выражено существительным или числительным в именительном падеже.

Человек – кузнец своего счастья. Пятью шесть – тридцать. Высота этого дерева – три метра.

- После однородных подлежащих:

Пшеница, рожь, овёс – злаки.

- Если оба главных члена предложения выражены неопределённой формой глагола: Жить – Родине служить.

- Если один из главных членов предложения выражен неопределённой формой глагола, а другой – именем существительным в И. п.: Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей.

- Когда в предложении выражается характеристика предмета путём указания на существенный признак: Ель – дерево хвойное.

- когда перед сказуемым стоит указательная частица это, значит, вот: Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

- Для внесения ясности в смысл предложения (интонационной тире): Эта кукла – моя любимая. Это – кукла моя любимая.

Тире не ставится:

- Если сказуемое присоединяется союзом КАК, или другими сравнительными союзами: Наш школьный двор, как сад.


- Если подлежащее выражено личным местоимением. Он человек необычной судьбы. (Макар – человек необычной судьбы.)


- Если перед сказуемым есть отрицательная частица НЕ: Бедность не порок. (Бедность – порок).

Это интересно!

В Книге рекордов Гиннесса самое длинное слово —  «превысокомногорассмотрительствующий», а в орфографическом словаре РАН — «водогрязеторфопарафинолечение». Однако все эти рекорды безосновательны, ведь некоторые правила русского языка позволяют теоретически легко их побить. Так, для обозначения возраста человека самым длинным словом будет «восьмидесятичетырёхлетний», но по этому же принципу можно строить гораздо более длинные прилагательные для возраста деревьев или даже космических объектов. Также в русском языке нет ограничений на количество приставок «пра-» в терминах, обозначающих родство, то есть слово для обозначения самого далёкого потомка будет содержать огромное число букв;

3.

Практическая работа

Запиши предложения. Подчеркни грамматические основы. Расставь знаки препинания.

Родная сторона мать а чужая мачеха. Река это не только вода. Смех прекраснейшее свойство людей. Трижды семь двадцать один. Ты мой брат. Сердце не камень. Учить ум точить. Чайки били озябшими лапками по воде. Книга зеркало жизни. Шепчут колосья друг другу скучно нам слушать осеннюю вьюгу. На озере мы часто ловили рыбу а потом с удовольствием вспоминали о своём улове. Век прожить всякое пережить. Теперь уже ни гор ни неба ни земли ничего не было видно. Клюква растёт на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху. Он любил рисовать картины родной природы леса и поля реки и моря. Уступать место в транспорте это азбучная истина. Ты чего тут распоряжаешься вмешался Незнайка.

4.

Итог урока.

Чему мы учились сегодня на уроке? Выставление оценок за урок.

5.

Д/з

Запишите домашнее задание.