Тьюторское сопровождение особого ребёнка в условиях инклюзивного образования
Тьютор: Засеева Ф.В.
Инклюзивное образование
Это включение детей с особенностями в развитии в воспитательно-образовательное пространство. Их интеграция, социализация, равный доступ к образованию с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ)
это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания.
Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом особенностей здоровья каждого ребенка. В условиях инклюзивного образования детям с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность получения полноценного воспитание и обучение.
Группа дошкольников с ОВЗ не однородна. В настоящее время подавляющее большинство детей имеют сложную структуру дефекта.
Как говорил Л.С.Выготский – «Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка».
Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д. (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе»).
Тьютор
(англ. Tutol – наставник, репетитор, преподаватель)
- это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.
Ассистент Тьютор
Что делает ассистент ?
Что делает тьютор ?
- Оказывает необходимую техническую помощь;
- Проводит групповые, индивидуальные и коррекционные занятия;
- Обеспечивает доступ ребенка в образовательную деятельность;
- Выполняет другие условия без которых не возможно или затруднено освоение образовательных программ с ОВЗ.
- Организует
- Координирует
- Распределяет
- Выбирает
- Создает условия и т.д.
На практике тьютор и ассистент - это разные люди.
Тьютор - это специалист с педагогическим образованием .
Ассистент- без специального образования , студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей , то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно -гигиенические навыки и т. д.).
Основные этапы индивидуального сопровождения:
- Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;
- Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
- Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;
- Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
- Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;
- Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
- Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.
Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации
На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.
Документация тьютора:
- План работы на неделю, месяц , год;
- Анализ реализации программы сопровождения ИОП в виде мониторинга успешности;
- Материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных ;
- Журнал учета индивидуальной работы с воспитанниками (..группы…);
- Индивидуальный план развития (или индивидуальная карта развития);
- Дневник наблюдения;
Педагогические приёмы обучения:
- Создание благоприятной атмосферы;
- Опора на переживание, чувства, эммоциально - волевую сферу ребенка;
- Использование дифференцированного и индивидуального подходов;
- Возможность каждого ребенка видеть свое достижение(доска достижений);
- Педагогическое сотрудничество;
Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап
На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:
- помещений ДОУ;
- режима дня;
- образовательных программ;
- методических пособий.
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
- Игровая деятельность, применение игровых ситуаций
- Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми
- Методы расслабления
- Дидактические игр
5. Методы:
- ИЗО- деятельность;
- Театрализованная деятельность;
- Познавательная деятельность; и т.д.
Работа С родителями
Очень важным моментом при организации коррекционного процесса является взаимодействие педагога с родителями детей. Родители активным образом должны вовлекаться в коррекционную работу через:
- Мастер-классы;
- Методические рекомендации;
- Индивидуальные консультации;
- Непосредственное включение родителей в работу на коррекционном занятии.
Благодарим за внимание!