СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тьюторское сопровождение особого ребенка в условиях инклюзивного образования."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Тьюторское сопровождение особого ребенка в условиях инклюзивного образования."»

Тьюторское сопровождение особого ребёнка в условиях инклюзивного образования  Тьютор: Засеева Ф.В.

Тьюторское сопровождение особого ребёнка в условиях инклюзивного образования

Тьютор: Засеева Ф.В.

Инклюзивное образование  Это включение детей с особенностями в развитии в воспитательно-образовательное пространство. Их интеграция, социализация, равный доступ к образованию с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование

Это включение детей с особенностями в развитии в воспитательно-образовательное пространство. Их интеграция, социализация, равный доступ к образованию с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ) это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом особенностей здоровья каждого ребенка. В условиях инклюзивного образования детям с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность получения полноценного воспитание и обучение.

Дети с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ)

это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания.

Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом особенностей здоровья каждого ребенка. В условиях инклюзивного образования детям с ограниченными возможностями здоровья предоставлена возможность получения полноценного воспитание и обучение.

 Группа дошкольников с ОВЗ не однородна. В настоящее время подавляющее большинство детей имеют сложную структуру дефекта. Как говорил Л.С.Выготский – «Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка». 

Группа дошкольников с ОВЗ не однородна. В настоящее время подавляющее большинство детей имеют сложную структуру дефекта.

Как говорил Л.С.Выготский – «Сложный дефект - сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребенка». 

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д. (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе»).

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д. (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе»).

Тьютор (англ. Tutol – наставник, репетитор, преподаватель) - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Тьютор

(англ. Tutol – наставник, репетитор, преподаватель)

- это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Ассистент  Тьютор   Что делает ассистент ? Что делает тьютор ? Оказывает необходимую техническую помощь; Проводит групповые, индивидуальные и коррекционные занятия; Обеспечивает доступ ребенка в образовательную деятельность; Выполняет другие условия без которых не возможно или затруднено освоение образовательных программ с ОВЗ. Организует Координирует Распределяет Выбирает Создает условия и т.д.

Ассистент Тьютор

Что делает ассистент ?

Что делает тьютор ?

  • Оказывает необходимую техническую помощь;
  • Проводит групповые, индивидуальные и коррекционные занятия;
  • Обеспечивает доступ ребенка в образовательную деятельность;
  • Выполняет другие условия без которых не возможно или затруднено освоение образовательных программ с ОВЗ.
  • Организует
  • Координирует
  • Распределяет
  • Выбирает
  • Создает условия и т.д.
На практике тьютор и ассистент - это разные люди. Тьютор - это специалист с педагогическим образованием . Ассистент-  без специального образования , студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей , то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно -гигиенические навыки и т. д.).

На практике тьютор и ассистент - это разные люди.

Тьютор - это специалист с педагогическим образованием .

Ассистент- без специального образования , студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей , то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно -гигиенические навыки и т. д.).

Основные этапы индивидуального сопровождения: Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации; Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций; Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап; Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ. Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач; Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ. Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;
  • Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
  • Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;
  • Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.
  • Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;
  • Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.
  • Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой.
Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций. Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Документация тьютора: - План работы на неделю, месяц , год; Анализ реализации программы сопровождения ИОП в виде мониторинга успешности;  Материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных ;  Журнал учета индивидуальной работы с воспитанниками (..группы…); Индивидуальный план развития (или индивидуальная карта развития); - Дневник наблюдения;

Документация тьютора:

- План работы на неделю, месяц , год;

  • Анализ реализации программы сопровождения ИОП в виде мониторинга успешности;
  • Материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования на уровне подопечных ;
  • Журнал учета индивидуальной работы с воспитанниками (..группы…);
  • Индивидуальный план развития (или индивидуальная карта развития);

- Дневник наблюдения;

Педагогические приёмы обучения: Создание благоприятной атмосферы; Опора на переживание, чувства, эммоциально - волевую сферу ребенка; Использование дифференцированного и индивидуального подходов; Возможность каждого ребенка видеть свое достижение(доска достижений); - Педагогическое сотрудничество;

Педагогические приёмы обучения:

  • Создание благоприятной атмосферы;
  • Опора на переживание, чувства, эммоциально - волевую сферу ребенка;
  • Использование дифференцированного и индивидуального подходов;
  • Возможность каждого ребенка видеть свое достижение(доска достижений);

- Педагогическое сотрудничество;

Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ: помещений ДОУ; режима дня; образовательных программ; методических пособий.

Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап

На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

  • помещений ДОУ;
  • режима дня;
  • образовательных программ;
  • методических пособий.
Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ: Игровая деятельность, применение игровых ситуаций Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми Методы расслабления Дидактические игр 5. Методы: ИЗО- деятельность; Театрализованная деятельность; - Познавательная деятельность; и т.д.

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:

  • Игровая деятельность, применение игровых ситуаций
  • Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми
  • Методы расслабления
  • Дидактические игр

5. Методы:

  • ИЗО- деятельность;
  • Театрализованная деятельность;

- Познавательная деятельность; и т.д.

Работа С родителями Очень важным моментом при организации коррекционного процесса является взаимодействие педагога с родителями детей. Родители активным образом должны вовлекаться в коррекционную работу через: Мастер-классы; Методические рекомендации; Индивидуальные консультации; Непосредственное включение родителей в работу на коррекционном занятии.

Работа С родителями

Очень важным моментом при организации коррекционного процесса является взаимодействие педагога с родителями детей. Родители активным образом должны вовлекаться в коррекционную работу через:

  • Мастер-классы;
  • Методические рекомендации;
  • Индивидуальные консультации;
  • Непосредственное включение родителей в работу на коррекционном занятии.
Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!