СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тьюторское сопровождение особого ребенка в условиях инклюзивного образования."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тьютор и ассистент в инклюзивном образовании......

Просмотр содержимого документа
«"Тьюторское сопровождение особого ребенка в условиях инклюзивного образования."»

Тьюторское сопровождение особого ребенка

в условиях инклюзивного образования.



Инклюзия (от inclusion – включение )- процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и ( индивидуальных возможност ей.

Не смотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса : от дошкольного образования до профессионального обучения……..

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья. – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом , самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка ОВЗ должна быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.

Дети с ОВЗ не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями, выраженность которых может быть различна ( основная программа по которой мы работаем …..Веракса…и диагнозы детей…..).

Целью инклюзивного образования- является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду.

Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям , к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.

В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:

1.Воспитательный процесс , основой которого является адаптация, то есть включает его воспитательный процесс.

Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно- гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе.

2. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Содержанием процесса обучения является адаптированной , упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога. Достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д.

Тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и ассистент– это разные люди

. Тьютор - это специалист с педагогическим образованием( не менее 2 лет должно быть, логопеды, дефектологи, педагоги –психологи и т.д.);

Ассистенты – это педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую помощь ( одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно- гигиенические навыки и т.д.)

Организация деятельности тьютора.

Тьютор

формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

- следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает , воодушевляет и т.п.) и

физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в другую комнату, уголок уединения; следит , чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

- координирует образовательную деятельность ребенка, дозирует учебную нагрузку.





Функции тьютора:

1.Диагностическая:- сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанника, его интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении;

- отслеживание положительной динамики в развитии ребенка с ОВЗ.

2.Прогностическая:

- выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у ребенка психолого-педагогических проблем;

- разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе;

- разработка и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ;

3. Регулятивная:

- оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство ДОУ ребенка с ОВЗ и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем;

- проведение индивидуальных коррекционно- развивающих занятий с ребенком с ОВЗ;

- включение в образовательный процесс (инклюзивное обучение) специалистов дошкольного образовательного учреждения;

- консультирование родителей.

4.Аналитическая:

Отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;



Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.

Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:

1.Социализация – включение ребенка в среду сверстников , формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

2.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические , психические особенности.

3.Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

В настоящий момент сложилась ситуация , когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях общего типа, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ. А специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно- педагогической работы в условиях инклюзивного образования.

Тьютор может стать связующие звеном , обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

4.Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процессе обучения.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

1.Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;

На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами ,с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься , его рабочим местом, местами общего пользования.

2.Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

3.Установление контакта с ребенком, родителями , адаптационный этап;

На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребенка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

- помещений ДОУ;

- режима дня;

- образовательных программ;

- методических пособий.

Сроки адаптации детей в детском саду очень индивидуальны и зависят от особенностей развития ребенка , от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, до 1,5 лет.. На этапе адаптации тьютор ставит основные приоритетные задачи:

- создание комфортной обстановке и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

- развитие навыков самообслуживания;

- адекватное восприятие детского коллектива;

- развитие умения взаимодействовать с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям…т.тд.)

Необходимо поставить такие задачи , которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.

Здесь важно не забыть , что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

«Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение

от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности

ребенка …………», - Карпенко И.В.

4.Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ..

5.Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;

6.Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Освоившись в новой среде , при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения.

7.Последним этап, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающий из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальноной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Тьютор:

- рассказывает родителям ребенка о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

- дает методические и практические рекомендации, советы по вопросам образования и воспитания ребенка.

Тьютор и воспитатель группы

- тьютор обсуждает с воспитателем:

- цели и задачи образовательной работы;

- возможные трудности(посторонний шум во время переговоров тьютора и воспитанника), уходы с занятий и возвращение, особенности характера и специфику

Поведенческих проявлений ребенка;

- каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.

Тьютор и другие дети

-следить за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

- обьясняет детям, как общаться с ребенком с ОВЗ;

- если тема разговора касается особенностей воспитанника – отвечает на его вопросы.

Тьютор и родители




Тьютор и другие специалисты

Педагог- психолог, музыкальный работник, медицинские работники и другие.


-вносит предложения по оптимации работы с воспитанником;

- участвует в составлении индивидуальных программ;

-осуществляет помощь при проведении занятий, праздника (адаптация задания для ребенка, помощь в ориентировании задании, помещении и др.

Ребенок с ОВЗ и воспитатель(ребенок выполняет рекомендации тьютора- простую инструкцию…)

Для этого тьютор:

- привлекает внимание ребенка к воспитателю, заданию: «Смотри на…….(имя воспитателя), слушай…..»

- «Смотри на доску…»;

- «Возьми карандаш….»;

- «Положи лист…» и т.д….

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Ребенок выполняет рекомендации тьютора (простую инструкцию)

Для этого тьютора:



- следит за организацией рабочего места ребенка;

- соотносит задания воспитателя с возможностями ребенка;

- если ребенок не успевает полностью выполнить задание - ..

Определяет нужный момент , когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

- если общее задание для всех детей сложно для понимания, то продолжает с ребенком работу по предыдущему (недовыполненному заданию)

Ребенок с ОВЗ и другие дети

Ребенок по своей инициативе (инициативе тьютора) общается с другими детьми, отвечает сам(или с помощью тьютора) на обращение других детей к нему.

Для этого тьютор:

- наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключается к их общению.

- пр: Тьютор организует диалог детей: «Дай , пожалуйста, карандаш синий..» «На»- «Спасибо».

-и т.д………

Ребенок с ОВЗ и родители

-Ребенок, придя в ДОУ, прощается с родителями.

Для этого тьютор:

- помогает ребенку в общении со своими родителями в условиях ДОУ:

- помогает рассказать, что было в ДОУ, чем он занимался, познакомить с результатами его творчества, демонстрация творческих работ и т.п.

Основные виды деятельности тьютора

  1. Информационное обеспечение.

  2. Организационная деятельность.

  3. Учебно – методическая работа.

  4. Диагностико – аналитическая деятельность.






Необходимо, чтобы процесс развития ребенка с ОВЗ достигал следующих целей:

1.Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу;

2.Образовательная цель – то,чему мы можем научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на ЗБР, на возможности ребенка, учитывая его диагноз;

3.Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособность и самостоятельности.



Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:

1.Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, потому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

2.Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми:

- игра , помощь других детей в одевании-раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни …

3.Методы расслабления – физминутки. Пальчиковые игры. Методы релаксации и массажа- позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка. Часики. Гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика. Массажные мячи.(…все это способствует :

- развитию мелкой моторики, а значит и речи;

- развитию координации движений;

- расширение словарного запаса;

- развитию вниманию , памяти, воображения;

- снятию эмоционального и умственного напряжения;

- установлению контакта между ребенком и взрослым;

4. Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование. В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в выполнении различными действий.

Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуется предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приемы обучения:

1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем кушать- ит.д…. Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.

2.Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.

3.Использование картинного материала для смены деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и память, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.

4.Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом(что касается правил и норм поведения). Вопросы и т.п.

5.Активные приемы рефлексии – самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня получилось то, то и….. и использовать похвалу или поощрение…

6.Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;

7. Привлечение других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни. Если долго находиться в туалете….объяснить , что нужно выходить…



























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Карпенко И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития :Метод. пособие-Под ред. М.Л.Семенович.- М.Теревинф,2010г.

2. Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», М., Образовательный центр «Участие»,2009..

3.Авторский подход : методы и приемы обучения детей с ОВЗ в условиях ДОУ.