Тема «Ткацкие переплетения».
Цели урока:
- Познакомить учащихся с различными видами ткацких переплетений, закрепить знания материаловедения 5-7 классов
- Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.
- Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
- Воспитывать культуру труда.
инструменты, материалы, приспособления:
ручка, карандаш, иглы, ножницы, линейки, клей ПВА.
Презентация “Ткацкие переплетения и дефекты тканей”
учебник Технология 8 класс под ред. Кожиной
таблицы ткацких переплетений
коллекции тканей различных видов переплетений;
коллекции тканей с различными видами ткацких дефектов;
карточки-задания с образцами ткацких переплетений для выполнения лабораторной работы;
инструкционные карты по выполнению ткацких переплетений;
материалы для контроля знаний учащихся
Методы обучения:
словесные: вопросы, объяснение, беседа
объяснительно-иллюстративный,
наглядные: слайды, таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.
практические самостоятельные работы учащихся по выполнению макетов переплетений.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент:
Приветствие, настрой учащихся на работу. Проверка явки учащихся;
2. Общественно – полезный труд.
«Оказание помощи библиотеке»
Проведение инструктажа по технике безопасности во время работы в библиотеке, на улице, в школе.
3.Сообщение темы урока:
Начиная с пятого класса мы с вами изучали один важный раздел предмета «Технология». Как вы думаете , какой это раздел? Это – материаловедение. А зачем нам необходимо изучать материаловедение? Для правильного подбора ткани, для правильного ухода за одеждой. Если мы приглядимся к тем изделиям которые носим, то можем заметить на сколько они разные по внешнему виду, на ощупь и по другими признакам.
Сегодня на уроке мы с вами закончим изучение раздела материаловедение. Мы вспомним основные понятия, волокна, переплетения тканей и сделаем макет одного из переплетений.
4. Изложение учителем нового материала
Как вы уже знаете, ткань вырабатывают путем переплетения нитей основы и утка. Нити в тканях переплетаются по-разному. От этого зависит внешний вид и свойства полученной ткани. Наиболее простые виды ткацких переплетений – это полотняное, с которым вы познакомились в 5 классе, саржевое, сатиновое и атласное – в 6 классе.
Классификация переплетений( схема)
Все переплетения делятся на 4 группы
- простые
- мелкоузорчатые
- сложные
- крупноузорчатые
«раппорт переплетения». Что это такое?
Если вы помните, раппорт переплетения обозначается латинской буквой R. Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry
Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Для полотняного переплетения R=2, для саржевого – R=3, для сатинового и атласного – R=5.
Давайте более подробно рассмотрим все эти группы на слайдах и на образцах тканей.
Каждое переплетение можно зарисовать схематически, а затем выполнить из материалов ( нитей, бумаги, лент)
5. Самостоятельная работа учащихся.
1. Выполнение практической работы.
Для закрепления изученного материала мы с вами сделаем макет одного из переплетений. Вы можете выбрать схему ( задание по выбору полотняное – 3, саржевое – 4, все остальные – 5)
2.Фронтальный опрос:
-что называют раппортом?
-какие ткацкие переплетения вы знаете?
3. Вопрос классу: на уроке мы с вами выполнили образцы различных ткацких переплетений. Подумайте, для чего их можно использовать?
6. Оценивание выполнения практической работы. Подведение итогов урока. Объявление оценок
Домашнее задание : записи, принести набор для вышивки крестом, пяльцы, иглу.



