ТО 407 Специальность: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей |
ОГСЭ 02.История |
Преподаватель: Баранова Мария Юрьевна | Е-mail: [email protected] |
Ф.И.О студента | |
Дата выдачи задания: | Срок выполнения: |
03.12.2020 | 04.12.2020 |
Вопросы.
Дайте определение понятий: застойный период,диссиденты, «самиздат», «шестидесятники».
Перечислите достижения советской культуры.
Общественная жизнь и культура в СССР в 1964-1985 гг.
В эпоху "застоя" руководство страны отказалась от критики сталинизма, остановился процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. Противоречия развития СССР в 1964–1985 гг. отражались в духовной сфере. Однако в отличие от экономической и политической сфер, где господствовало полное единообразие, творческий и научный поиск деятелей культуры, духовная неудовлетворенность правозащитников в период "застоя" заметно обостряются. Именно в духовной сфере формируются новые мысли и настроения, которые станут благодатной почвой для грядущей перестройки и либеральных реформ.
РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Значительные успехи в 1964-1985 гг. были достигнуты советской наукой, на развитие которой выделялись большие ассигнования. Возросло до 2607 количество научно-исследовательских институтов, до 1491 тыс.- количество научных сотрудников. Одним из ключевых направлений советской прикладной науки стало решение проблемы энергоснабжения. В процессе разработки новых энергоресурсов в труднодоступных районах Севера ученые создали метод изготовления многослойных труб для газопроводов огромной протяженности. В 1964 г. Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова запущен первый реактор прямого преобразования тепла в электричество "Ромашка". Высокотемпературный ядерный реактор-преобразователь позволил получать электроэнергию без участия каких-либо движущихся рабочих тел и механизмов. Американцы отказались от своего варианта реактора из-за непрочных позиций в области высокотемпературного материаловедения. Ученые этого Института под руководством академика Л. А. Арцимовича заняли ведущее место в исследованиях по физике высокотемпературной плазмы и проблеме управляемого термоядерного синтеза.
Специалистам Института химии природных соединений под руководством М. М. Шемякина удалось получить искусственные гены, найти подходы к изменению наследственности растений и живых организмов. В 1973-1976 гг. строится крупнейший в мире радиотелескоп РАТАН-600, с помощью которого астрономы исследовали как близкие объекты: Солнце, солнечный ветер, планеты, спутники, так и удалённые: радиогалактики, квазары.
Флагманом науки являлась космонавтика. В 1965 г. автоматическая станция "Зонд-3" сфотографировала обратную сторону Луны, что позволило составить на основе сделанных снимков полную карту и глобус Луны.
Схема полета КА "Зонд-3"
18 марта 1965 г. космонавт Алексей Леонов впервые в мире совершил выход из корабля в открытое космическое пространство.
Почтовая марка "Выход человека в космос"
Продолжалось освоение планет солнечной системы. 3 февраля 1966 г. была осуществлена мягкая посадка спускаемого корабля на Луну и телепередача с ее поверхности на землю. Доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение стали крупным достижением советской науки. 18 октября 1967 г. спускаемый аппарат совершил посадку на Венеру и собрал ценные сведения о ее атмосфере. 30 октября 1967 г. была совершена первая в мире автоматическая стыковка двух искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188".
Автоматическая стыковка на орбите искусственного спутника Земли "Космос-188" со спутником "Космос-186"
В технологической гонке с СССР американцы в середине 1970-х гг. отказались от разработок одноразовых ракет "Аполлон" и перешли к созданию многоразовых космических кораблей, запуски которых были значительно дороже и не привели к серьезному прорыву в освоении космоса. Советский Союз же основное внимание уделил в эти годы созданию орбитальных станций. В этой области он обогнал все страны на 30 лет. 16 января 1969 г. на околоземной орбите начала работу первая экспериментальная космическая станция. На ее борту находился экипаж в составе: В. Шаталова, Б. Волынова, А. Елисеева, Е. Хрунова.
Почтовый марки "Луноход-1" и "Аполлон-Союз"
В 1970 г. на поверхность Луны был высажен первый самоходный аппарат "Луноход-1". В 1975 г. советский корабль "Союз" совершил стыковку с американским кораблем "Аполлон". В середине 1980-х гг. в СССР был освоен отечественный космический корабль многоразового использования "Буран" с ракетоносителем "Энергия", грузоподъемность которого оказалась в несколько раз выше, чем у американских "челноков".
В развитии гуманитарного знания и общественно-научных дисциплин в эти годы сохранялась известная специфика. С одной стороны, экономистов, обществоведов привлекали к созданию новой схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства, к работе над важными политическими документами. С другой стороны, теоретическая мысль в гуманитарных науках находилась под идеологическим контролем.
Был признан вклад советских ученых в развитие мировой экономики как науки. В 1975 г. Л. В. Канторович получил Нобелевскую премию по экономике "за вклад в разработку теории оптимального использования ресурсов в экономике", разделив её с американским экономистом Т. Купмансом.
Из документа (С. П. Залыгин. Моя демократия. Заметки по ходу жизни):
…Академик Канторович был первым экономистом-рыночником, которого я видел живьем.
Однажды я забрел к нему в коттедж, мы сели попить чайку под огромным многолистным и ярко-зеленым фикусом, и за полчаса он объяснил мне, почему и чем порочна система государственной монополии и государственного планирования. Я ошалел. Я ошалел еще больше, когда он сказал мне, что он не может и не должен жить в стране, в которой он никому-никому не нужен, никем не понимаем, а в силу этого даже и презираем, и что при первой же возможности он покинет Советский Союз, поселится в Америке, по модели которой он разрабатывает систему математической экономики.
…Разговор наш в тот день я чуть ли не дословно помню и сейчас, но я все равно оставался при своем принципе: всем надо работать хорошо, а тогда все будет хорошо. Были среди ученых и оригиналы - не дай Бог!
В эти годы большую известность обрела немарксистская концепция развития человеческого общества Л. Н. Гумилева. В книге "Этногенез и биосфера земли" (1979) автор отрицал социальные факторы в истории, признавал движущей силой исторического развития биохимическую энергию – пассионарность. В исторической науке представители "нового направления": П. Волобуев, К. Тарновский обратились к изучению истории Октябрьской революции 1917 г., ее предпосылок, специфики империализма в России, становления рабочего класса, пытались составить свое представление об этом периоде отечественной истории. Под давлением отдела науки и учебных заведений ЦК КПСС новое направление подверглось административному разгрому. Была также запрещена публикация истории коллективизации, подготовленная авторским коллективом во главе В. Даниловым. Результатами исследований историков этих лет стали многотомные работы: "История КПСС", "История СССР с древнейших времен до наших дней", "История Второй мировой войны". Продолжается плодотворное творчество историков Б. Рыбакова, В. Янина, Н. Дружинина, А. Преображенского, А. Кузьмина, И. Фроянова, А. Зимина.
Значительные успехи были достигнуты в развитии образования. В 1970-е гг. взросли расходы на развитие образования. С 1978 г. вводятся бесплатные учебники. В 1975-76 гг. в СССР действовали 856 вузов, в которых обучались более 4,9 млн студентов, 6272 профессионально-технических учебных заведения с 3,08 млн учащихся. На начало 1975/1976 учебного года функционировали 167 тыс. общеобразовательных школ, в которых обучались 48,8 млн учеников. Государство через систему распределения в эти годы гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику учебного заведения.
В первой половине 1980-х гг. снова наметилась тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 г. были приняты "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников. В старших классах средней школы организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям. Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала до в 1988 г. В эти годы развернулась деятельность талантливых педагогов-новаторов В. Шаталова, Е. Ильина, Ш. Амонашвили и др.
Ш. Амонашвили
К 1985 г. советская система образования достигла выдающихся результатов. Все виды образования предоставлялись бесплатно. Качество образования в СССР находилось на высоком уровне по мировым стандартам.
Специфические черты развития искусства эпохи "застоя"
Развитие советского искусства определялось многообразием направлений. Различные группы интеллигенции по-разному понимали возможные пути развития страны. В литературе продолжалось творчество писателей "почвенного" направления: С. Залыгина, В. Распутина, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Бондарева, В. Шукшина, В. Белова, В. Астафьева, описывавших жизнь советской деревни, страдающей от нарастающей бездуховности. По возможности доносили до читателей правду о войне В. Быков, Б. Васильев, В. Кондратьев. Важными событиями в литературной жизни этих лет стали произведения о русской истории: роман-эссе В. Чивилихина "Память", исторические романы В. Пикуля. Традиции классической русской поэзии продолжали развивать И. Бродский, Н. Рубцов. В 1965 г. М. Шолохов становится лауреатом Нобелевской премии по литературе.
М. А. Шолохов и король Швеции Густав Адольф на церемонии вручения Нобелевской премии
В 1964-1985 гг. в литературе формируется новое направление, представители которого обратились к миру маленького человека, несчастного, мечущегося, не способного бросить открытый вызов системе. В произведениях А. Синявского "Суд идет", "Любимов" советское общество рисуется отрицательно. Близки к идеям "альтернативного" искусства были поэт А. Вознесенский, сатирик М. Жванецкий.
Стремление к альтернативности охватило не только литераторов, но и деятелей кино, театра, эстрады, живописи. Продолжалось развитие бардовской песни. А. Галич, В. Высоцкий, Ю. Ким, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др. стали героями "магнитофонной революции", воспевая дружбу, любовь, верность. Магнитофонные записи их песен распространялись среди населения, переписывались, обсуждались. С середины 1960-х гг. записи западных групп: "Битлз", "Роллинг Стоунз" и др. влияли не только на советскую рок-культуру, но и на стиль жизни, поведение, образ мышления молодежи. Появился советский рок - важный элемент культурного андеграунда. К середине 1960-х гг. сформировались бит-группа "Сокол" (А. Градский), рок-группа "Интеграл" ( Б. Алибасов), "Машина времени" (А. Макаревич), в 1970-е гг. - группы "Аквариум" (Б. Гребенщиков), "Воскресение" (А. Романов)
В. Высоцкий Группа "Интеграл"
Официальная культура имела видимые успехи. Зрительской любовью пользовались фильмы советских кинорежиссеров С. Бондарчука, Ю. Озерова, А. Тарковского, комедии Л. Гайдая, Э Рязанова, театральные постановки режиссеров Г. Товстоногова, А. Эфроса, Ю. Любимова. Получили мировое признание мастера советского балета М. Лиепа, Е. Максимова, В. Васильев. Большую известность в эти годы получают художники А. Шилов, И. Глазунов, скульптор Е. В. Вучетич. В память о событиях Великой Отечественной войны в 1967 г. в Волгограде открыт мемориальный комплекс "Мамаев курган". В центре композиции - скульптура Е. Вучетича "Родина-мать", одна из самых высоких в мире. Статуя стала аллегорическим образом Родины, зовущей сыновей на борьбу с врагом.
Достижения советской культуры:
- переход к всеобщему среднему образованию в 1970-е гг.;
- расширение сети ПТУ в связи с необходимостью обеспечения народного хозяйства работниками массовых профессий из-за продолжавшегося экстенсивного развития экономики;
- рост количества вузов. Острая потребность экономики в кадрах из-за низкого уровня подготовки и нецелевого использования специалистов;
- ориентация фундаментальной науки на нужды ВПК;
- отставание от Запада в научно-техническом обеспечении гражданских отраслей, а также электроники, информатики, приборостроения, новейших технологий. СССР не отставал от Запада в фундаментальных исследованиях, но отставал в прикладных работах, особенно в компьютеризации;
- усиление партийно-государственного контроля над литературой и искусством, ужесточение идеологического диктата;
- деятельность «шестидесятников». Творчество таких писателей, как В. Солоухин, В. Белов, В. Астафьев, А. Битов, Ф. Искандер, В. Дудинцев, А. Рыбаков, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Солженицын. Повести и рассказы В. Шукшина, песни В. Высоцкого, творчество режиссёров А. Тарковского, Ю. Любимова, А. Кончаловского, Н. Михалкова, С. Бондарчука, С. Герасимова, живопись А. Шилова, И. Глазунова, художников-авангардистов;
- запрет публикации литературных произведений, не отражающих позицию властей, демонстрации фильмов, не угодных режиму; преследования выдающихся музыкантов, театральных деятелей, артистов;
- распространение «самиздата»;
-диссидентское движение, которое руководство СССР пыталось представить как движение обиженных одиночек. А. Гинзбург, Ю. Галансков, А. Сахаров, В. Буковский