СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиции и обряды оренбургских казаков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Традиции и обряды оренбургских казаков»

Урок «Традиции в воспитании оренбургских казаков»

«Береги семью свою и служи ей примером»

Казачья заповедь.

Цель учебного занятия-показать традиции воспитания казачества в контексте общероссийских культурных процессов 19-начала 20 века.

Задачи учебного занятия-достижение образовательных результатов.

-личностный результат-осознание обучающимися роли семьи, традиций в жизни человека, формирование уважительного отношения к традициям своего края.

-метапредметный результат-отработка навыков смыслового чтения, строить логическое рассуждение и делать выводы.

-предметный результат-развитие умений искать анализировать и сопоставлять информацию.

Вид(форма) учебного занятия: групповой практикум по работе с документами, урок-конференция.

Оборудование и средства обучения: -мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем.
-рабочие листы для групп с заданиями к ним

Дополнительная литература:
1. Мурзина И. Я.

Оренбургское казачье войско: история и современность:

учебное пособие / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т. –

Екатеринбург, 2016(с.98-104)

2. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915(с.89-104)

Технологическая карта учебного занятия

№ п п

Вопросы и задания, направленные на организацию деятельности учащихся


Организационно-мотивационный блок

1.

Одна из заповедей казаков гласит «Береги семью свою и служи ей примером». А как вы считаете в наше время важно ценить свою семью?

2.

Что такое традиции?

3.

Как вы думаете, с чем связаны традиции и обряды оренбургских казаков?


Информационно-аналитический блок

1

1группа. Прочитайте отрывок из статьи А.И. Кривощекова

«Обряды и обычаи оренбургских казаков» (1915) про игры мальчиков-казаков.(Приложение 1)

Ответьте на вопросы:
1. Как приучали мальчиков к трудовой жизни?

2.Почему мальчик казак уже в семь лет был лихим наездником?
Сделайте вывод: какие качества прививались с детства казачатам?



2

2 группа. Прочитайте отрывок из статьи А.И. Кривощекова «Обряды и обычаи оренбургских казаков» (1915) про игры девочек-казачек.(Приложение 2)

Ответьте на вопросы:

1.Почему девочки почти не принимали участия в играх с мальчиками?

2.Назовите направленность игр девочек.
Сделайте вывод: какие качества прививались с детства казачкам?

3.

3 группа. Прочитайте отрывок из статьи А.И. Кривощекова «Обряды и обычаи оренбургских казаков» (1915) про Рождество и христославов.(Приложение 3)
Ответьте на вопросы:
1. Как воспринимает автор праздник Рождества?

2. Какая традиция была у казаков от 7 до 15 лет в праздник Рождества?

Сделайте вывод: какое место занимала христианская религия в жизни казаков.

4.

Сообщение ученика о роли семьи в жизни казаков. (на основе статьи И. Я. Мурзиной «Оренбургское казачье войско: история и современность»)
Ответьте на вопросы:
1.Что такое патриархальная семья?( Роль и поведение мужчины, роль и поведение женщины в казачьей семье).

2. Какие качества прививались с детства?

3.Какие традиции лежали в основе воспитания?
4. Какова была роль родителей в жизни казачат?

5. Какова была роль крестных родителей в воспитании?




Рефлексивно-оценочный блок.


5.

Сделайте вывод о традициях воспитания казачества.

6.

Сделайте вывод о направленности традиций казаков.



Приложение 1. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915

«Обряды и обычаи оренбургских казаков» А.И. Кривощеков.

Игры и забавы отрочества. ( Игры мальчиков-казаков)

«С семи лет наступает самый счастливый возраст-отрочество.
С этого времени слабый детский организм становится более устойчивым, окрепшим. Пробудившаяся душа жадно ищет свежих впечатлений; она всем интересуется и во всем находит забаву. Вместе с тем с этого же времени, ребенок начинает постепенно приучаться и к трудовой жизни. Мальчик-казаченок уже принимает посильное участие в трудах родителей в поле и дома: в поле он следит за лошадьми, путает их, поит; весною, усевшись верхом, он уже самостоятельно боронует землю; летом сгребает сено, возит копны и т.д.
Дома , особенно зимою, вместе с отцом или работником ухаживает за скотом: гоняет на водопой; дает сена коровам, лошадям и особенно овцам, которые преимущественно перед другим скотом, поручаются маленькому хозяину. Ездить верхом на лошади казачата приучаются очень рано.
Пока ребенок не может держаться на лошади, его возит с собой отец, посадивши впереди себя. Дальше начинают садить уже одного. Уцепившись за гриву коня и прижавшись, «как клещ», по казачьему выражению, мальчуган ездит на водопой, причем отец идет рядом с ним, ухвативши коня под уздцы.

Насколько я знаю по личному опыту и по наблюдениям, казачата особенно любят лощадей и верховую езду. Если ребенок видит, что отец намеревается поехать верхом, он с плачем просит взять его с собою.

Благодаря всему этому мальчик -казаченок уже в семь лет становится смелым лихим наездником. А в десять скачет как старый казак. Мчится в карьер, а на ее спине, стоя, упершись в хребет босыми ногами, с лихим гиком, несется казаченок.
Горе ему, если упадет: не в том беда, что ушибется, а в том, что упал: стыд перед всеми, засмеют, «бабой» назовут, скажут: « какой казаченок, коли с лошади пал» ! Так с детских лет мальчик незаметно растет наездником.»

(Из статьи А. И. Кривощекова)









Приложение2. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915

«Обряды и обычаи оренбургских казаков» А.И. Кривощеков



Игры и забавы отрочества. (Игры девочек-казачек)

«Девочки -казачки совершенно не принимают участия в играх с мальчиками.

Эта особенность чрезвычайно резко выделяются среди казачьих детей.
Объяснение ей, мне кажется, можно найти только единственно психологическое: «Казаковать и воевать не бабье дело». Вот почему мальчики с раннего детства держатся вообще особняком…

Игры девочек не носят того буйно-удалого характера, как игры мальчиков.
Здесь видна серьезная домовитость и деловитость. Кажется, сама природа, бессознательно, отводит свое место каждому, намечая дальнейшую жизнь и заботы…Казачка-девочка устраивает свой дом, хозяйство, возится с куклами, водит их в гости, угощает, доит коров, пасет их и так далее.
Любимой игрою девочек с самого раннего детства служат куклы, которые шьются из тряпиц. Берут длинную тряпку, свертывают ее трубкой, наподобие куска марли; конец зашивают и остов куклы готов. В верхней части этого свертка пристраивают кусочек льняной пеньки или шерсти, - это волоса; их повязывают новым лоскутком-платочком. С боков свертка пристраивают такие же руки, а внизу ноги, одевают кофточки, юбки и кукла готова. Таких кукол у каждой девочки 4-5 штук. В теплую летнюю погоду девочки со своими куклами играют во дворе. Около крыльца, где -нибудь в углу устраивается «клетка», вероятно от слова клеть, -ныне горница.

На камешках помещаются четыре доски-лавки наподобие четырехугольника.

Клетка чисто выметена внутри, прибрана и усыпана желтым песком. На одной из лавок, примкнутых к стене, чинно размещены куклы, это ее гости, с которыми девочка ведет нескончаемые беседы, задавая им вопросы и отвечая на них сама же.

Обычною игрою является свадьба. Девочка сватает куклу за такого же сшитого из тряпок молодого человека. Собирает невесту к венцу, готовит приданое, затем угощает молодых и ходит к ним в гости, перемещая их на другую лавку.»

(Из статьи А. И. Кривощекова)







Приложение 3. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915

«Обряды и обычаи оренбургских казаков» А.И. Кривощеков.



Игры и забавы отрочества. (Рождество. Христославы)

«Заканчивая настоящий очерк детских игр, нельзя обойти молчанием небезынтересный обычай чисто религиозного характера, являющийся одним из наиболее светлых и радостных событий этого возраста. Я разумею праздник Рождества Христова, когда все казачата от 7 и до 15 лет, славят родившегося Христа Спасителя. Еще за несколько дней до наступления праздников, мальчики собираются группами человека по 2, по3, а иногда и по пяти, чтобы вместе идти «славить»

Почти каждый вечер часов с пяти христославы устраивают спевки. Как живые встают в моем воображении пережитые впечатления детства и особенно приготовления к великому детскому празднику. Я несколько лет подряд ходил «славить» с товарищем-соседом, но спеваться мы начинали заблаговременно… С первым ударом колокола к Рождественской заутрени вся детвора уже на ногах, и закутавшись в шубенки, молча, со всех улиц толпами собирается в церковь. Однако вперед, к алтарю, на свое обычное место никто не идет: все толпятся около притвора, чтобы при первых же звуках великой рождественской песни выскочить из храма и идти по домам станичников. Но вот и желанная песнь… На улице мороз, но его никто не чувствует: на душе так отрадно, весело, во всех домах огни мелькают так приветливо; ворота почти везде открыты: все ждут вестников великого праздника. В каждом доме ребят оделяют преимущественно деньгами (по копеечке) победнее дают пряников или сырчиков (замороженные колобки творога, смешанного со сметаной). Друг за другом идут славильщики и всех их оделяют. Несмотря на мороз, ребята ходят часа3-4. Между прочим, следует заметить, что приготовление « сырчиков» к празднику Рождества Христова обязательно в каждой казачьей семье… Как нет заговенья без пельменей, масленицы без блинов, так не может быть и Рождества без сырчиков.»

Из статьи А.И. Кривощекова.