Урок «Традиции в воспитании оренбургских казаков»
«Береги семью свою и служи ей примером»
Казачья заповедь.
Цель учебного занятия-показать традиции воспитания казачества в контексте общероссийских культурных процессов 19-начала 20 века.
Задачи учебного занятия-достижение образовательных результатов.
-личностный результат-осознание обучающимися роли семьи, традиций в жизни человека, формирование уважительного отношения к традициям своего края.
-метапредметный результат-отработка навыков смыслового чтения, строить логическое рассуждение и делать выводы.
-предметный результат-развитие умений искать анализировать и сопоставлять информацию.
Вид(форма) учебного занятия: групповой практикум по работе с документами, урок-конференция.
Оборудование и средства обучения: -мультимедийный комплекс и презентация, подготовленная учителем.
-рабочие листы для групп с заданиями к ним
Дополнительная литература:
1. Мурзина И. Я.
Оренбургское казачье войско: история и современность:
учебное пособие / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. пед. ун-т. –
Екатеринбург, 2016(с.98-104)
2. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915(с.89-104)
Технологическая карта учебного занятия
№ п п | Вопросы и задания, направленные на организацию деятельности учащихся |
| Организационно-мотивационный блок |
1. | Одна из заповедей казаков гласит «Береги семью свою и служи ей примером». А как вы считаете в наше время важно ценить свою семью? |
2. | Что такое традиции? |
3. | Как вы думаете, с чем связаны традиции и обряды оренбургских казаков? |
| Информационно-аналитический блок |
1 | 1группа. Прочитайте отрывок из статьи А.И. Кривощекова «Обряды и обычаи оренбургских казаков» (1915) про игры мальчиков-казаков.(Приложение 1) Ответьте на вопросы: 1. Как приучали мальчиков к трудовой жизни? 2.Почему мальчик казак уже в семь лет был лихим наездником? Сделайте вывод: какие качества прививались с детства казачатам? |
2 | 2 группа. Прочитайте отрывок из статьи А.И. Кривощекова «Обряды и обычаи оренбургских казаков» (1915) про игры девочек-казачек.(Приложение 2) Ответьте на вопросы: 1.Почему девочки почти не принимали участия в играх с мальчиками? 2.Назовите направленность игр девочек. Сделайте вывод: какие качества прививались с детства казачкам? |
3. | 3 группа. Прочитайте отрывок из статьи А.И. Кривощекова «Обряды и обычаи оренбургских казаков» (1915) про Рождество и христославов.(Приложение 3) Ответьте на вопросы: 1. Как воспринимает автор праздник Рождества? 2. Какая традиция была у казаков от 7 до 15 лет в праздник Рождества? Сделайте вывод: какое место занимала христианская религия в жизни казаков. |
4. | Сообщение ученика о роли семьи в жизни казаков. (на основе статьи И. Я. Мурзиной «Оренбургское казачье войско: история и современность») Ответьте на вопросы: 1.Что такое патриархальная семья?( Роль и поведение мужчины, роль и поведение женщины в казачьей семье). 2. Какие качества прививались с детства? 3.Какие традиции лежали в основе воспитания? 4. Какова была роль родителей в жизни казачат? 5. Какова была роль крестных родителей в воспитании? |
| Рефлексивно-оценочный блок. |
5. | Сделайте вывод о традициях воспитания казачества. |
6. | Сделайте вывод о направленности традиций казаков. |
Приложение 1. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915
«Обряды и обычаи оренбургских казаков» А.И. Кривощеков.
Игры и забавы отрочества. ( Игры мальчиков-казаков)
«С семи лет наступает самый счастливый возраст-отрочество.
С этого времени слабый детский организм становится более устойчивым, окрепшим. Пробудившаяся душа жадно ищет свежих впечатлений; она всем интересуется и во всем находит забаву. Вместе с тем с этого же времени, ребенок начинает постепенно приучаться и к трудовой жизни. Мальчик-казаченок уже принимает посильное участие в трудах родителей в поле и дома: в поле он следит за лошадьми, путает их, поит; весною, усевшись верхом, он уже самостоятельно боронует землю; летом сгребает сено, возит копны и т.д.
Дома , особенно зимою, вместе с отцом или работником ухаживает за скотом: гоняет на водопой; дает сена коровам, лошадям и особенно овцам, которые преимущественно перед другим скотом, поручаются маленькому хозяину. Ездить верхом на лошади казачата приучаются очень рано.
Пока ребенок не может держаться на лошади, его возит с собой отец, посадивши впереди себя. Дальше начинают садить уже одного. Уцепившись за гриву коня и прижавшись, «как клещ», по казачьему выражению, мальчуган ездит на водопой, причем отец идет рядом с ним, ухвативши коня под уздцы.
Насколько я знаю по личному опыту и по наблюдениям, казачата особенно любят лощадей и верховую езду. Если ребенок видит, что отец намеревается поехать верхом, он с плачем просит взять его с собою.
Благодаря всему этому мальчик -казаченок уже в семь лет становится смелым лихим наездником. А в десять скачет как старый казак. Мчится в карьер, а на ее спине, стоя, упершись в хребет босыми ногами, с лихим гиком, несется казаченок.
Горе ему, если упадет: не в том беда, что ушибется, а в том, что упал: стыд перед всеми, засмеют, «бабой» назовут, скажут: « какой казаченок, коли с лошади пал» ! Так с детских лет мальчик незаметно растет наездником.»
(Из статьи А. И. Кривощекова)
Приложение2. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915
«Обряды и обычаи оренбургских казаков» А.И. Кривощеков
Игры и забавы отрочества. (Игры девочек-казачек)
«Девочки -казачки совершенно не принимают участия в играх с мальчиками.
Эта особенность чрезвычайно резко выделяются среди казачьих детей.
Объяснение ей, мне кажется, можно найти только единственно психологическое: «Казаковать и воевать не бабье дело». Вот почему мальчики с раннего детства держатся вообще особняком…
Игры девочек не носят того буйно-удалого характера, как игры мальчиков.
Здесь видна серьезная домовитость и деловитость. Кажется, сама природа, бессознательно, отводит свое место каждому, намечая дальнейшую жизнь и заботы…Казачка-девочка устраивает свой дом, хозяйство, возится с куклами, водит их в гости, угощает, доит коров, пасет их и так далее.
Любимой игрою девочек с самого раннего детства служат куклы, которые шьются из тряпиц. Берут длинную тряпку, свертывают ее трубкой, наподобие куска марли; конец зашивают и остов куклы готов. В верхней части этого свертка пристраивают кусочек льняной пеньки или шерсти, - это волоса; их повязывают новым лоскутком-платочком. С боков свертка пристраивают такие же руки, а внизу ноги, одевают кофточки, юбки и кукла готова. Таких кукол у каждой девочки 4-5 штук. В теплую летнюю погоду девочки со своими куклами играют во дворе. Около крыльца, где -нибудь в углу устраивается «клетка», вероятно от слова клеть, -ныне горница.
На камешках помещаются четыре доски-лавки наподобие четырехугольника.
Клетка чисто выметена внутри, прибрана и усыпана желтым песком. На одной из лавок, примкнутых к стене, чинно размещены куклы, это ее гости, с которыми девочка ведет нескончаемые беседы, задавая им вопросы и отвечая на них сама же.
Обычною игрою является свадьба. Девочка сватает куклу за такого же сшитого из тряпок молодого человека. Собирает невесту к венцу, готовит приданое, затем угощает молодых и ходит к ним в гости, перемещая их на другую лавку.»
(Из статьи А. И. Кривощекова)
Приложение 3. Вестник Оренбургского учебного округа №3, Уфа 1915
«Обряды и обычаи оренбургских казаков» А.И. Кривощеков.
Игры и забавы отрочества. (Рождество. Христославы)
«Заканчивая настоящий очерк детских игр, нельзя обойти молчанием небезынтересный обычай чисто религиозного характера, являющийся одним из наиболее светлых и радостных событий этого возраста. Я разумею праздник Рождества Христова, когда все казачата от 7 и до 15 лет, славят родившегося Христа Спасителя. Еще за несколько дней до наступления праздников, мальчики собираются группами человека по 2, по3, а иногда и по пяти, чтобы вместе идти «славить»
Почти каждый вечер часов с пяти христославы устраивают спевки. Как живые встают в моем воображении пережитые впечатления детства и особенно приготовления к великому детскому празднику. Я несколько лет подряд ходил «славить» с товарищем-соседом, но спеваться мы начинали заблаговременно… С первым ударом колокола к Рождественской заутрени вся детвора уже на ногах, и закутавшись в шубенки, молча, со всех улиц толпами собирается в церковь. Однако вперед, к алтарю, на свое обычное место никто не идет: все толпятся около притвора, чтобы при первых же звуках великой рождественской песни выскочить из храма и идти по домам станичников. Но вот и желанная песнь… На улице мороз, но его никто не чувствует: на душе так отрадно, весело, во всех домах огни мелькают так приветливо; ворота почти везде открыты: все ждут вестников великого праздника. В каждом доме ребят оделяют преимущественно деньгами (по копеечке) победнее дают пряников или сырчиков (замороженные колобки творога, смешанного со сметаной). Друг за другом идут славильщики и всех их оделяют. Несмотря на мороз, ребята ходят часа3-4. Между прочим, следует заметить, что приготовление « сырчиков» к празднику Рождества Христова обязательно в каждой казачьей семье… Как нет заговенья без пельменей, масленицы без блинов, так не может быть и Рождества без сырчиков.»
Из статьи А.И. Кривощекова.