СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционная музыка – отражение жизни народа.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционная музыка – отражение жизни народа.

Цели урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Традиционная музыка – отражение жизни народа.»

Урок № 1 _________________

Традиционная музыка – отражение жизни народа.

Цели урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Задачи урока: Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. Развитие общих и специальных музыкальных способностей. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему; знать музыкальные традиции своего края, народа; характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.


Метапредметные:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования. выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения; передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия; Овладение универсальными регулятивными действиями самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, принимать себя и других, не осуждая;

Личностные:

1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны.

2. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусств.


Ход урока.

1. Орг.момент

Обучающиеся входят в классную комнату под музыкальное сопровождение русской народной песни «Во поле берёза стояла».

II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)

- Ребята, с какого музыкального произведения начался наш урок? Эта песня народная.

- Правильно, а что это за песня?

- Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.

А как вы думаете, чему будет посвящён сегодня наш урок?

Правильно, русская народная песня – это песня, слова и музыка которой сложилась, сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.Русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.

III. Целевая установка ( /)

- Сегодня мы с вами познакомимся с жанрами русских народных песен.

Песня - это душа народа, поэтому русский народ создал много пословиц и поговорок. Пословицы крылатая мудрость народа, своеобразный учебник жизни, его отношение к окружающей действительности.

IV. Изучение нового материала ( /)

Русских народных песен очень много и они делятся на жанры 

Подробнее остановимся на нескольких жанрах русских песен:

1.Календарно-обрядовые песни – древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём – распорядком работ по временам года. В этих песнях отражены тревога и ликование, неуверенность и просьба. Чаще всего в таких песнях действует какой-то главный образ, который олицетворяет обряд.

Сейчас вы прослушаете, несколько отрывков данного жанра. Определите, какому обрядовому празднику соответствует эти музыкальные произведения. (прослушивают обрядовые песни и определяют принадлежность к определённому обрядовому празднику («Колядка», «Жаворонок», Масленица»)

2. Лирические песни Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.

Одним из видов лирических песен являются колыбельные песни.

- Слышали ли вы колыбельные песни?- Зачем поют колыбельные песни?- О чем поется в таких песнях?- Какие колыбельные песни знаете вы?

Колыбельные песни есть у каждого народа. Их в древности создавали матери качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения. Эти песни, как считали наши предки, защищали спящего ребенка от темных сил. В песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка.

С одной из колыбельных песен мы сегодня познакомимся.

Но сначала нам нужно подготовиться. И выполнить небольшую речевую разминку.

Речевая разминка:- Посмотрите на экран. Прочитайте эту фразу глазами.

Уж шипит, а жук жужжит.

Работать будем по цепочке.

- 1-й прочитает её шепотом.

- 2-й прочитает её чуть громче.

- 3-й прочитает громко.

- А теперь все вместе прочитаем её шепотом.

- Прочитаем её чуть громче.

- Прочитаем громко.

- А теперь давайте прочитаем её с разным настроением. Грустным и весёлым.
- Ну, вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

а) Первичное восприятие текста чтение колыбельной песни

Сейчас для вас прочтёт колыбельную песню «Котик-Коток»,

У кота ли, у кота Колыбелька золота.У дитяти моегоЕсть покраше его.У кота ли, у кота Периночка пухова,У дитяти моегоЕсть помягче его.У кота ли, у котаИзголовье высоко.У дитяти моего Есть повыше его.У кота ли, у кота Одеяльце шелково. У дитяти моего Есть получше его. Да покраше его, Да помягче его, Да почище его.

Словарная работа.

- Какие слова вам были непонятны?

- Что такое мово, дитяти, изголовье?

Воспользуемся толковыми словарями и найдём значение этих слов:

Мово – моего Дитяти – младенец, ребёнок малолетний. Изголовье -

б) Вторичное восприятие текста и художественный анализ.

На ваших столах лежат тексты песни, работаем в парах. Чтение вслух (Учащиеся читают песню друг другу)

- Какие слова повторяются в этой песне? (у кота, у кота)

- Скажите, а для чего в этой песне сравнивается колыбелька кота и колыбелька ребёнка? (у кота колыбелька золота и т. д., а у дитя ещё лучше)

- Какие слова в колыбельной песне показывают любовь матери к ребёнку?

V. Физминутка.

в) Работа над выразительным чтением.

Колыбельные песни

Давайте послушаем, как вы прочтёте колыбельную песню (читают двое).

3. Игровые песни к ним относятся хороводные и плясовые.

(Ансамбль «Ложкарей» выступают под музыкальное сопровождение «Камаринская»).

- Скажите, на каких инструментах играли наши ложкари? Назовите их. (трещотка, ложки, самодельные шумовые инструменты)

4. Следующий жанр русских народных песен – это Отходнические песни.
Это солдатские, ямщицкие и рабочие песни.

Какую солдатскую русскую народную песню мы с вами уже изучали? («Солдатушки, бравы ребятушки!»)

VI. Закрепление.

Сегодня мы с вами знакомились с различными жанрами русских народных песен. Сейчас проверим ваши знания. Все песни, с которыми мы познакомились, записаны на карточках, соотнесите названия песен с жанрами.

VII. Подведение итогов.

Мы лишь поверхностно рассмотрела некоторые жанры  русских народных песен. Еще многие вопросы остались неосвещенными. Хотелось бы узнать, что сегодня на уроке вам понравилось?

А какое у вас настроение, мы сейчас проверим, если хорошее вы все хором произносите «АХ!!!». А если не очень, то «О-хо-хо!!!»Спасибо вам ребята за урок, вы были очень активными. И за это мы вам вручим благодарности за Стремление к знаниям.