Профилактика травли (буллинга) в образовательных учреждениях
Получение образования – важнейший этап развития любого человека, а образовательные организации – место, где открываются возможности развития творческих способностей, критического мышления, формирования навыков конструктивного преодоления конфликтов, поиска друзей, формирования самоуважения и уважения к окружающим людям. Однако для многих детей образовательная среда остается местом, где они могут подвергаться насилию.
Согласно исследованиям, по сравнению с остальными сверстниками подростки, ставшие объектами травли, в три раза чаще остальных чувствуют себя «аутсайдерами», в два раза чаще пропускают занятия, бросают формальное образование после окончания средней школы, в два раза чаще чувствуют себя одинокими, испытывают проблемы со сном и задумываются о суициде. А дети, систематически сталкивающиеся с травлей (буллингом) и онлайн-травлей (кибербуллингом) в качестве свидетелей и соучастников, больше склонны к рискованному поведению, в том числе к экспериментам с психоактивными веществами и алкоголем, небезопасным сексуальным отношениям и иным формам протестного поведения.
Основные понятия
В международной практике и научно-публицистической литературе, как зарубежной, так и отечественной, широко применяется термин «буллинг», однако для носителей русского языка предпочтительнее видится использование понятия «травля».
Школьная травля (буллинг– от англ. bullying, от bully – хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – систематическое психологическое или физическое агрессивное поведение группы лиц, являющихся участниками образовательного процесса, в отношении одного или нескольких лиц.
Школьной травлей признаются, в частности:
-бойкот (отказ группы лиц разговаривать, отвечать на вопросы, замечать, иным образом взаимодействовать с жертвой травли);
-исключение из группы;
-обращение группы к жертве травли (буллинга) с использованием оскорбительных прозвищ;
-умышленное повреждение, похищение имущества жертвы травли группой лиц или одним лицом в результате сговора с группой лиц, независимо от материальной ценности этого имущества;
-публичное обсуждение физических или интеллектуальных особенностей и недостатков жертвы травли;
-распространение о жертве травли неблагоприятной (порочащей) информации (сведений);
-кибербуллинг (травля с использованием глобальной сети Интернет);
Виды травли в сети Интернет (кибербуллинга):
-троллинг (от англ. trolling – ловить рыбы на блесну) – провокативные сообщения или комментарии, которые должны вызвать негативные эмоции;
-хейтинг (от англ. hate переводится – ненавидеть) – агрессивные нападки личностного характера или критика;
-киберсталкинг (киберпреследование) (от англ. cyber – кибер, stalk – преследовать) – сообщения с угрозами, сбор личных данных;
-секстинг (от англ. sexting: sex – секс и text – текст) – рассылка личных фото или видео, чаще интимного характера, с целью навредить или подорвать чью-то репутацию.
Сторонами травли являются:
-зачинщик травли жертва травли – лицо, в отношении которого осуществляется травля;
-участник травли – лицо, которое по предложению зачинщика травли присоединилось к травле;
-свидетель травли – обучающийся, сотрудник образовательной организации, законный представитель обучающегося, которому стало известно об эпизодах травли.
Субъекты и объекты насилия и травли:
-между самими обучающимися;
-насилие педагогов над обучающимися;
-насилие обучающихся над педагогами;
-насилие, проявляемое родителями по отношению к детям, причем не только к своим;
-отношения между родителями и педагогами.
Травля в коллективе (моббинг, от англ. mob – толпа) – форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Виктимное поведение (от лат. victima – жертва) – поведение жертвы. Вымогательство – разовое или периодическое требование денег, вещей под давлением и принуждением, включая угрозу расправы физической силой, разглашения каких-то сведений, распространения слухов и сплетен.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – преднамеренное ущемление прав и законных интересов одних лиц, организаций или государств по сравнению с другими, осуществляемое по признакам национальности, государственной принадлежности, имущественного положения, политических или религиозных убеждений и т. п.
Проксимальность (от лат. proximus — ближний) – свойство личности легко признавать другого человека «своим», стремиться понять и принять его в свое окружение, а также готовность оказать ему при необходимости помощь.
Психологическое насилие – совокупность намеренных вербальных и поведенческих действий, направленных на унижение достоинства, игнорирование, отторжение, контролирование или социальную изоляцию человека.
Сексуальное насилие – принуждение человека к сексуальным отношениям помимо его желания и воли, а также любые (в том числе и не связанные с принуждением) действия сексуального характера со стороны взрослого в отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста согласия.
Сталкинг – (от англ. stalking – преследование) – нежелательное навязчивое внимание к одному человеку со стороны другого человека или группы людей.
Стигматизация – предвзятое отношение к человеку, связанное с наличием у него каких-либо свойств, признаков, которые в данном сообществе или в обществе в целом считаются нежелательными, неприемлемыми в силу распространенных стереотипов.
Жизненные навыки относятся к большой группе социально-психологических и межличностных навыков, которые могут помочь людям принимать информированные решения, эффективно общаться, развивать навыки саморегуляции и преодоления трудностей, вести здоровую, активную, продуктивную жизнь.
Условия и причины возникновения травли в образовательной организации
Среди факторов, которые могут способствовать развитию насилия в образовательных организациях, можно выделить личностные, семейные, средовые, ситуационные и социальные [.
Личностные факторы
Как правило, дети и подростки, совершающие насильственные действия, ведущие себя агрессивно, отличаются некоторыми индивидуальными, психологическими особенностями: гиперактивностью, импульсивностью, низким уровнем контроля за своим поведением и эмоциями, рассеянным вниманием, невысокой успеваемостью в школе, высокой склонностью к гневу.
Учащиеся, систематически издевающиеся над сверстниками, а иногда и учителями, делают это, как правило, вполне сознательно, чтобы самоутвердиться, почувствовать и продемонстрировать свою власть
Семейные факторы
- социально-психологическое неблагополучие в семье;
- отсутствие внимания к ребенку со стороны родителей, опыт насильственных отношений внутри семьи;
- отсутствие теплых доверительных отношений с родителями, эмоциональная холодность и низкая степень сплоченности членов семьи, отсутствие взаимной поддержки.
Факторы среды
Неблагоприятный социально-психологический климат в образовательной организации, стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь участникам насилия, а также равнодушие к происходящему со стороны обучающихся и их родителей создают благоприятную среду для появления и повторения единичных случаев насилия и их перерождения в систематическую травлю.
Ситуативные факторы
- место и время:
- присутствие наблюдателей: для обидчика, главный мотив которого – самоутверждение и демонстрация власти, совершение насильственные действия без свидетелей теряет смысл;
- потребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия.
Социальные факторы
Среди социальных факторов возникновения насилия в целом и буллинга в частности – гендерные стереотипы, социально-экономическое неравенство и влияние средств массовой информации.
Гендерные стереотипы нередко становятся причиной насилия в образовательной организации. Традиционные представления о доминировании мужчины и подчинении женщины становятся причиной гендерного насилия в отношении девочек.
Социальное и экономическое неравенство. Обучающиеся из более обеспеченных семей или с высоким социальным статусом могут пренебрежительно относиться к ученикам из малоимущих семей. Мигранты и представители этнических меньшинств чаще остальных подвергаются травле.
Насилие в образовательной организации – это результат сложного взаимодействия личностных, семейных, средовых и социальных факторов. Осмысление того, как все эти факторы связаны с насилием в конкретной школе (училище), – важный шаг для его предотвращения.
Риски возникновения травли среди обучающихся в профессиональных образовательных организациях
Считается, что для организаций СПО традиционна большая концентрация учащихся с девиантным поведением, представляющих часто социально неблагополучные слои населения.
Педагоги в системе СПО часто отмечают такие качества обучающихся, как: недисциплинированность, неудовлетворенность процессом обучения, неуверенность в своих знаниях и возможностях их применения, сомнения в правильности выбора профессии, ее перспективности, возможностях дальнейшего трудоустройства, трудности адаптации в новом коллективе, высокий уровень тревожности, многочисленные личные проблемы, поведенческие расстройства и т.д.
Возраст большинства обучающихся в системе СПО – 16-20 лет – соответствует так называемому кризису юношества. В этом возрасте человеку приходится решать множество новых жизненных задач:
-окончательное преодоление затруднений подросткового возраста и осознание себя полноценным членом общества;
-выход из-под привычной опеки родителей, начало самостоятельной жизни и, возможно, создание собственной семьи;
-обретение финансовой независимости, профессионального самоопределения и начало построения своей карьеры.
Юношеский возраст – это период становления устойчивого самосознания, внутреннего мира и стабильного образа «Я». Одна из задач взросления – освоение законов социальной иерархии, которые действуют во взрослом обществе.
ПРОФИЛАКТИКА ТРАВЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Первая в мире программа по борьбе с травлей в образовательной среде появилась в Норвегии в 1980-е годы и основывалась на трудах Д. Ольвеуса. Это была реакция Министерства образования Норвегии на трагическое происшествие – суицид трех подростков, которые подвергались издевательствам в школе
Российский опыт противодействия травле
В Российской Федерации на протяжении многих лет ведутся разработки практических рекомендаций и инструментария для педагогических работников по противодействию травли в системе образования, например, «Руководство по противодействию и профилактике буллинга», 2019 [6], а также, разработки при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в сфере образования (https://iite.unesco.org/ru), – пособия «Школа без насилия», 2015 [10] и «Предотвращение насилия в образовательных организациях…», 2020 [2] и др.
Методическое обеспечение психолого-педагогической работы со случаями насилия:
-меры по предотвращению, выявлению и реагированию в случаях насилия, оказанию помощи участникам конфликтной ситуации;
-поддержание позитивного климата в классе/группе;
-диагностика и выявление случаев насилия;
-реагирование на случаи насилия сотрудников организации;
-прекращение насилия, оказание первой помощи;
-информирование о случае класса/группы;
-работа с обидчиком и свидетелями травли;
-завершение случая, его разбор и регистрация;
-привлечение обучающихся к предотвращению и разрешению конфликтов;
-привлечение родителей к предотвращению и разрешению конфликтов;
-взаимодействие образовательной организации с другими организациями;
-обучение и информационно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов и родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Распространенность проявления агрессии, насилия в детско-подростковом возрасте, безусловно, имеет свое проявление в образовательной среде, а особенно среди обучающихся старшего подросткового возраста, в том числе, в сфере среднего профессионального образования.
Противодействие подобным негативным явлениям требует системной профилактической работы, которая, по сравнению с профилактикой девиантного поведения в целом, специфична в отношении предотвращения/прекращения ситуации травли в образовательной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал ВШЭ. – 2021. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-shkolnoytravli-dlya-ee-uchastnikov
Предотвращение насилия в образовательных организациях: информационнометодическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций / Л.А. Глазырина, М.А. Костенко, Е.В. Лопуга / под ред. Т.А. Епояна. – 3-е изд., перераб. – Петрозаводск: Verso, 2020. – 160 с. URL:
https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2021/11/Predotvrashhenie-nasiliya-i-travle-vshkole.-Posobie-2020.pdf
Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта / Д.В. Молчанова, М.А. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 72 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408114229.pdf
Профилактические мероприятия в образовательных организациях, направленные на формирование у обучающихся позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждения суицидального поведения, в том числе с учетом влияния дистантного формата обучения. Методические рекомендации / Р.Г. Дубровский. – М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2021.
Реан А.А. Жизнь и развитие в пространстве агрессии. Доклад на 16-м СанктПетербургском саммите психологов // Психологическая газета. –– URL: https://psy.su/feed/10117/?utm_campaign=news&utm_medium=mail&utm_source=Психолог иподписчики&utm_content=
Реан А.А., Новикова М.А., Коновалов И.А., Молчанова Д.В. Руководство по противодействию и профилактике буллинга / под ред. акад. А.А. Реана. – М., 2019. –
64 с. – URL: http://www.nd-
gimn.narod.ru/info_ped_psyho/docs_bulling/protivodeist_bulling.pdf
Реан А.А., Новикова М.А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации: распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. – 2019. – № 1 (97). – С. 165–177. – URL: https://publications.hse.ru/view/227157734
Солдатова Г.У., Львова Е.Н., Пермякова И.Д. Феномены традиционного буллинга и кибербуллинга: сходства и различия // Цифровое общество как культурноисторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции, 14–17 февраля 2018 г., Коломна / под общ. ред. Р.В. Ершовой. – Коломна, 2018. – С. 380–384.
Солдатова Г.У., Ярмина А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 3(35). – С. 17–31.
Школа без насилия. Методическое пособие / под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: АНО «ЦНПРО», 2015. – 150 с. URL: https://iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2018/03/SHkola-bez-nasiliya.-Posobie-dlya-uchitelej.pdf