МОУ Совхозная сош
Требования к современному уроку
Занятие №1
Школа молодого педагога
Взаимосвязь компонентов урока
Цель урока
Содержание учебного материала
Методы и средства обучения
Форма организации учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Правила проектирования цели
- Цель урока должна быть поставлена диагностично и операционально
- Общие цели урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть детализированы микроцелями, т.е задачами этапов урока
- В целях необходимо проектировать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся
- При проектировании цели урока необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственную, значимую для них
« Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся»
В. А. Сухомлинский
Возможные ошибки при постановке цели
- Постановка цели в общей форме без связи с другими компонентами урока
- В цели указывается только содержательная сторона урока (что подлежит изучению), но и опускается его процессуальная сторона (как, с помощью каких средств и приемов познавательной деятельности обеспечивается усвоение учебного материала)
- Происходит смещение (путаница) целей и задач урока:
- Деятельность учителя и деятельность учащихся не расчленяются
- Отсутствуют связи данного урока с целями ранее проведенных и последующих уроков
задача – это средство достижения цели;
цель ставится на весь урок, а задачи (подцели) – на этапы урока
Правильная постановка цели урока
1. Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.:
- Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей;
- Обобщить и конкретизировать знания о...;
- Отработать навыки...;
- Устранить проблемы в знаниях;
- Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.
Правильная постановка цели урока
2. Воспитательные цели заключаются в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственных качеств человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д.
- Воспитание патриотизма;
- Воспитание интернационализма;
- Воспитание гуманизма;
- Воспитание добросовестного отношения к труду;
- Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям;
- Воспитание дисциплинированности;
- Воспитание эстетических качеств.
3 . Развивающие цели развитие на уроке психологические качества учащихся интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности:
а) Развитие мышления:
б) Развитие познавательных умений:
в) Развитие общетрудовых и политехнических умений:
г) Развитие умения учебного труда:
д) Развитие воли и самостоятельности:
Типы уроков: классические типы урока
- Вводный
- Тренировочный
- Контрольный
- Закрепление ЗУН
- Урок самостоятельной работы
- Урок с использованием ТСО и ИКТ
- Урок практической работы
- Комбинированный урок
- Повторительно-обобщающий урок
- Урок повторения
- Урок овладения
Типы уроков по М. И. Махмутову
- Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации);
- Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала);
- Уроки обобщения и систематизации ЗУН;
- Комбинированные уроки;
- Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений .
Типы уроков по С. В. Иванову
- Вводный урок
- Урок первичного ознакомления с материалом
- Урок образования понятий, установления законов, правил
- Урок применения знаний на практике
- Урок навыков (тренировочный)
- Урок повторения и обобщения
- Контрольный урок
- Смешанный или комбинированный урок
Типы уроков по И. Н. Казанцеву
- Урок с разнообразными видами занятий
- Урок в виде лекции
- Урок в виде беседы
- Урок-экскурсия
- Урок с использованием учебного кино-, видео-фильма и т. п.
- Урок самостоятельной работы учащихся в классе
- Лабораторные и другие практические занятия
Типы уроков по В. А. Онищуку
- Урок освоения новых знаний
- Урок освоения новых умений и навыков
- Урок комплексного применения знаний
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН
- Комбинированный урок
Типы уроков по И. П. Подласову
- Комбинированный урок
- Урок изучения новых знаний
- Урок формирования новых умений
- Урок контроля и коррекции знаний и умений
- Урок практического применения знаний и умений
Типы уроков по Н. П. Гузику
- Урок общего разбора темы и методики ее изучения
- Комбинированное семинарское занятие
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок межпредметного обобщения материала
- Урок- практикум
Типы уроков по О. Г. Хазанкину
- Урок-лекция по всей теме
- Урок решения ключевых задач
- Урок-консультация
- Урок-зачет
Виды уроков
- Лекция
- Беседа
- Киноурок
- Урок теоретических и практических самостоятельных работ
- Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений
- Урок лабораторных работ
- Урок экскурсия
- Урок семинар
- Урок практических работ
- Дидактическая игра
- Анализ ситуаций
- Устный (письменный) опрос
- Контрольная работа
- Зачет
Нетрадиционные виды урока
- Ролевые игры урок фантазирование
- Деловая игра урок взаимообученния
- Круглый стол конференция
- Урок открытых мыслей урок -КВН
- Урок-соревнование урок-викторина
- Аукцион знаний урок-диспут
- Урок-турнир урок-конкурс
- Интегрированный урок урок-спектакль
- Урок-игра урок-зачет
- Урок-путешествие мозговая атака
- Урок-брифинг актуальное интервью
Методы обучения
- монологический метод - учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу;
- диалогический метод - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем;
- эвристический метод - в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности;
- исследовательский метод - преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер - самый высокий уровень;
- алгоритмический метод - инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки;
- программированный метод - подготовка учебного материала путем пошаговой разбивки его в форме тестирования.
Объяснительно-иллюстративны
репродуктивные
Способствует усвоению знаний ( на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений
Методы проблемного обучения
Проблемное изложение
Исследовательские методы
Частично-поисковые и эвристические методы
Методы обучения
Отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями
19
Методы организации учебно-познавательной деятельности
Репродуктивные, проблемно-поисковые
Методы стимулирования и мотивации
Методы самостоятельной работы и работы под руководством
Познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций
Методы контроля и самоконтроля
Словесные, наглядные, практические
Убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания
Устный контроль
самоконтроль
Аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные
Письменный контроль
Методы обучения
20