СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к современному уроку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Требования к современному уроку»

МОУ Совхозная сош  Требования  к современному уроку   Занятие №1 Школа молодого педагога

МОУ Совхозная сош

Требования к современному уроку

Занятие №1

Школа молодого педагога

Взаимосвязь компонентов урока Цель урока Содержание учебного материала Методы и средства обучения Форма организации учебного процесса Деятельность учителя Деятельность учащихся

Взаимосвязь компонентов урока

Цель урока

Содержание учебного материала

Методы и средства обучения

Форма организации учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Правила проектирования цели Цель урока должна быть поставлена диагностично и операционально Общие цели урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть детализированы микроцелями, т.е задачами этапов урока В целях необходимо проектировать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся При проектировании цели урока необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственную, значимую для них « Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся» В. А. Сухомлинский

Правила проектирования цели

  • Цель урока должна быть поставлена диагностично и операционально
  • Общие цели урока (обучающая, развивающая, воспитательная) должны быть детализированы микроцелями, т.е задачами этапов урока
  • В целях необходимо проектировать как деятельность учителя, так и деятельность учащихся
  • При проектировании цели урока необходимо обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственную, значимую для них

« Я считаю очень важным условием успеха то, чтобы цель, которую надо достигнуть в преподавании предмета, ставил не только педагог, но и сами учащиеся»

В. А. Сухомлинский

Возможные ошибки при постановке цели Постановка цели в общей форме без связи с другими компонентами урока В цели указывается только содержательная сторона урока (что подлежит изучению), но и опускается его процессуальная сторона (как, с помощью каких средств и приемов познавательной деятельности обеспечивается усвоение учебного материала) Происходит смещение (путаница) целей и задач урока: Деятельность учителя и деятельность учащихся не расчленяются  Отсутствуют связи данного урока с целями ранее проведенных и последующих уроков задача – это средство достижения цели; цель ставится на весь урок, а задачи (подцели) – на этапы урока

Возможные ошибки при постановке цели

  • Постановка цели в общей форме без связи с другими компонентами урока
  • В цели указывается только содержательная сторона урока (что подлежит изучению), но и опускается его процессуальная сторона (как, с помощью каких средств и приемов познавательной деятельности обеспечивается усвоение учебного материала)
  • Происходит смещение (путаница) целей и задач урока:
  • Деятельность учителя и деятельность учащихся не расчленяются
  • Отсутствуют связи данного урока с целями ранее проведенных и последующих уроков

задача – это средство достижения цели;

цель ставится на весь урок, а задачи (подцели) – на этапы урока

Правильная постановка цели урока 1. Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.: Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей; Обобщить и конкретизировать знания о...; Отработать навыки...; Устранить проблемы в знаниях; Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.

Правильная постановка цели урока

1. Обучающая цель, формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.д.:

  • Обеспечить усвоение учащимися закона, свойства, особенностей;
  • Обобщить и конкретизировать знания о...;
  • Отработать навыки...;
  • Устранить проблемы в знаниях;
  • Добиться усвоения учащимися каких-то понятий, вопросов.

Правильная постановка цели урока 2. Воспитательные цели заключаются в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственных качеств человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д. Воспитание патриотизма; Воспитание интернационализма; Воспитание гуманизма; Воспитание добросовестного отношения к труду; Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям; Воспитание дисциплинированности; Воспитание эстетических качеств.

Правильная постановка цели урока

2. Воспитательные цели заключаются в формировании у учащихся определенных черт личности и черт характера, прежде всего нравственных качеств человека: готовность к труду, защите Отечества и т.д.

  • Воспитание патриотизма;
  • Воспитание интернационализма;
  • Воспитание гуманизма;
  • Воспитание добросовестного отношения к труду;
  • Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям;
  • Воспитание дисциплинированности;
  • Воспитание эстетических качеств.

3 . Развивающие цели развитие на уроке психологические качества учащихся интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности: а)  Развитие мышления: б)  Развитие познавательных умений: в)  Развитие общетрудовых и политехнических умений: г)  Развитие умения учебного труда: д)  Развитие воли и самостоятельности:

3 . Развивающие цели развитие на уроке психологические качества учащихся интеллекта, мышления, познавательных, общетрудовых и политехнических умений, воли и самостоятельности:

а) Развитие мышления:

б) Развитие познавательных умений:

в) Развитие общетрудовых и политехнических умений:

г) Развитие умения учебного труда:

д) Развитие воли и самостоятельности:

Типы уроков:  классические типы урока Вводный Тренировочный Контрольный Закрепление ЗУН Урок самостоятельной работы Урок с использованием ТСО и ИКТ Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно-обобщающий урок Урок повторения Урок овладения

Типы уроков: классические типы урока

  • Вводный
  • Тренировочный
  • Контрольный
  • Закрепление ЗУН
  • Урок самостоятельной работы
  • Урок с использованием ТСО и ИКТ
  • Урок практической работы
  • Комбинированный урок
  • Повторительно-обобщающий урок
  • Урок повторения
  • Урок овладения

Типы уроков по М. И. Махмутову Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации); Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала); Уроки обобщения и систематизации ЗУН; Комбинированные уроки; Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений .

Типы уроков по М. И. Махмутову

  • Урок изучения нового материала (вводные, вступительные, наблюдение и сбор материала или информации);
  • Уроки совершенствования ЗУН (формирование умений и навыков целевого использования усвоенного материала);
  • Уроки обобщения и систематизации ЗУН;
  • Комбинированные уроки;
  • Контрольные уроки учета и оценки знаний и умений .

Типы уроков по С. В. Иванову Вводный урок Урок первичного ознакомления с материалом Урок образования понятий, установления законов, правил Урок применения знаний на практике Урок навыков (тренировочный) Урок повторения и обобщения Контрольный урок Смешанный или комбинированный урок

Типы уроков по С. В. Иванову

  • Вводный урок
  • Урок первичного ознакомления с материалом
  • Урок образования понятий, установления законов, правил
  • Урок применения знаний на практике
  • Урок навыков (тренировочный)
  • Урок повторения и обобщения
  • Контрольный урок
  • Смешанный или комбинированный урок

Типы уроков по И. Н. Казанцеву Урок с разнообразными видами занятий Урок в виде лекции Урок в виде беседы Урок-экскурсия Урок с использованием учебного кино-, видео-фильма и т. п. Урок самостоятельной работы учащихся в классе Лабораторные и другие практические занятия

Типы уроков по И. Н. Казанцеву

  • Урок с разнообразными видами занятий
  • Урок в виде лекции
  • Урок в виде беседы
  • Урок-экскурсия
  • Урок с использованием учебного кино-, видео-фильма и т. п.
  • Урок самостоятельной работы учащихся в классе
  • Лабораторные и другие практические занятия

Типы уроков по В. А. Онищуку Урок освоения новых знаний Урок освоения новых умений и навыков Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН Комбинированный урок

Типы уроков по В. А. Онищуку

  • Урок освоения новых знаний
  • Урок освоения новых умений и навыков
  • Урок комплексного применения знаний
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН
  • Комбинированный урок

Типы уроков по И. П. Подласову Комбинированный урок Урок изучения новых знаний Урок формирования новых умений Урок контроля и коррекции знаний и умений Урок практического применения знаний и умений

Типы уроков по И. П. Подласову

  • Комбинированный урок
  • Урок изучения новых знаний
  • Урок формирования новых умений
  • Урок контроля и коррекции знаний и умений
  • Урок практического применения знаний и умений

Типы уроков по Н. П. Гузику Урок общего разбора темы и методики ее изучения Комбинированное семинарское занятие Урок обобщения и систематизации знаний Урок межпредметного обобщения материала Урок- практикум

Типы уроков по Н. П. Гузику

  • Урок общего разбора темы и методики ее изучения
  • Комбинированное семинарское занятие
  • Урок обобщения и систематизации знаний
  • Урок межпредметного обобщения материала
  • Урок- практикум

Типы уроков по О. Г. Хазанкину Урок-лекция по всей теме Урок решения ключевых задач Урок-консультация Урок-зачет

Типы уроков по О. Г. Хазанкину

  • Урок-лекция по всей теме
  • Урок решения ключевых задач
  • Урок-консультация
  • Урок-зачет

Виды уроков Лекция Беседа Киноурок Урок теоретических и практических самостоятельных работ Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений Урок лабораторных работ Урок экскурсия Урок семинар Урок практических работ Дидактическая игра Анализ ситуаций Устный (письменный) опрос Контрольная работа Зачет

Виды уроков

  • Лекция
  • Беседа
  • Киноурок
  • Урок теоретических и практических самостоятельных работ
  • Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений
  • Урок лабораторных работ
  • Урок экскурсия
  • Урок семинар
  • Урок практических работ
  • Дидактическая игра
  • Анализ ситуаций
  • Устный (письменный) опрос
  • Контрольная работа
  • Зачет

Нетрадиционные виды урока Ролевые игры    урок фантазирование Деловая игра    урок взаимообученния Круглый стол    конференция Урок открытых мыслей  урок -КВН Урок-соревнование   урок-викторина Аукцион знаний    урок-диспут Урок-турнир    урок-конкурс Интегрированный урок  урок-спектакль Урок-игра    урок-зачет Урок-путешествие   мозговая атака Урок-брифинг    актуальное интервью

Нетрадиционные виды урока

  • Ролевые игры урок фантазирование
  • Деловая игра урок взаимообученния
  • Круглый стол конференция
  • Урок открытых мыслей урок -КВН
  • Урок-соревнование урок-викторина
  • Аукцион знаний урок-диспут
  • Урок-турнир урок-конкурс
  • Интегрированный урок урок-спектакль
  • Урок-игра урок-зачет
  • Урок-путешествие мозговая атака
  • Урок-брифинг актуальное интервью

Методы обучения монологический метод  - учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу; диалогический метод  - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем; эвристический метод  - в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности; исследовательский метод  - преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер - самый высокий уровень; алгоритмический метод  - инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки; программированный метод  - подготовка учебного материала путем пошаговой  разбивки его в форме тестирования.

Методы обучения

  • монологический метод - учитель сообщает готовые выводы, факты, правила, дает образец, дает задание, учащиеся наблюдают ситуацию, запоминают, делают по образцу;
  • диалогический метод - в форме беседы; проблемные ситуации, гипотеза, и доказательство её сущности новых понятий дается учителем;
  • эвристический метод - в форме эвристической беседы. Постановка проблемы и деление ее на подпроблемы и организация поисковой деятельности;
  • исследовательский метод - преподаватель организует самостоятельную работу учащихся давая им проблемные познавательные знания имеющие практический характер - самый высокий уровень;
  • алгоритмический метод - инструктирование учащихся. Лабораторные работы, кружки;
  • программированный метод - подготовка учебного материала путем пошаговой разбивки его в форме тестирования.

Объяснительно-иллюстративны репродуктивные Способствует усвоению знаний ( на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений Методы проблемного обучения Проблемное изложение Исследовательские методы Частично-поисковые и эвристические методы Методы обучения Отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями 19

Объяснительно-иллюстративны

репродуктивные

Способствует усвоению знаний ( на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений

Методы проблемного обучения

Проблемное изложение

Исследовательские методы

Частично-поисковые и эвристические методы

Методы обучения

Отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями

19

Методы организации учебно-познавательной деятельности Репродуктивные, проблемно-поисковые Методы стимулирования и мотивации Методы самостоятельной работы и работы под руководством Познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций Методы контроля и самоконтроля Словесные, наглядные, практические Убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания Устный контроль самоконтроль Аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные Письменный контроль Методы обучения 20

Методы организации учебно-познавательной деятельности

Репродуктивные, проблемно-поисковые

Методы стимулирования и мотивации

Методы самостоятельной работы и работы под руководством

Познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций

Методы контроля и самоконтроля

Словесные, наглядные, практические

Убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания

Устный контроль

самоконтроль

Аналитические, синтетические, индуктивные, дедуктивные

Письменный контроль

Методы обучения

20