Тренинг для педагогов на сплочение коллектива:
«Коллектив – это мы!!!»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
Формировать и усилить общий командный дух, путем сплочения группы людей;
Развивать ответственность и вклад каждого участника в решении общих задач;
Получить эмоциональное и физическое удовольствие от результатов тренинга;
Осознать себя командой, частью коллектива.
Оборудование: игрушка – апельсин, стикеры, газеты, плед, цветные карандаши, ватман, МАК «Советы от предметов».
Состав участников: 15-20 человек.
Ход тренинга:
Педагог-психолог: Я рада, что мы смогли все встретиться, имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и узнать что-то новое о себе и о коллегах.
Орг. момент.
Игра-активатор «Апельсин»
Педагоги становятся в круг. Перебрасывая друг другу мяч, представить, что бросаете апельсин, и сказать, какой апельсин вы бросаете. (Сладкий, круглый и т.д.) Не повторяться!
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение «Льдина»
Цель: Упражнение позволяет посредством физического контакта сократить дистанцию между участниками, а за счет обсуждения стратегии поведения принять эффективное групповое решение. Как правило, при выполнении задания инициативу в управлении группой берут на себя лидеры. Драматизация усиливает мотивацию достижения экстраординарных (выходящих за рамки группы) целей.
Ведущий выкладывает на полу несколько газет с таким расчетом, чтобы на них свободно поместились все участники тренинга. Упражнение можно драматизировать — предложить участникам представить себя участниками полярной экспедиции на льдине в океане. Если кто-то из участников «падает со льдины», то экспедиция считается провальной. По сценарию льдина постоянно «подтаивает» (можно момент таяния производить «ночью», когда все участники «в снах уходят со льдины»). Во время «таяния» льдины ведущий сворачивает какую-то из газет или убирает, после чего группа опять размещается «на льдине». «Таяние» льдины осуществляется до тех пор, пока вся группа не включится в процесс взаимной поддержки, после чего «экспедиция успешно завершается». После обсуждения стратегии взаимной поддержки «экспедицию» можно повторить, а «льдину» сократить сильнее.
Обсуждение: Расскажите о своих ощущениях, что было трудным, как получилось добиться успеха?
Упражнение «Ковер-самолет»
Цель: Упражнение позволяет развивать сплоченность не только посредством физического контакта, но и за счет поиска и реализации группового решения. Как правило, при выполнении задания лидеры группы руководят процессом, но роли могут и распределяться на «генераторов идей», «реализаторов», «мотивирующих» лидеров.
Ведущий расстилает на полу плед или тонкий ковер (по площади он должен быть таким, чтобы после того, как на него встанет группа, осталась одна треть свободного места). Группа встает на плед. Задача — перевернуть плед, не сходя с него. Если группа не может справиться с заданием, можно вернуться в круг и обсудить стратегию поведения группы, после чего повторить попытку.
Несмотря на кажущуюся простоту задания, оно не всегда выполняется с первого раза.
Обсуждение: Увидели ли вы лидера – кто руководил процессом?, Роль генератора идей? Реализатора?
Упражнение «Городок»
Работа в этом упражнении от начала и до конца проводится на едином пространстве листа ватмана.
Упражнение выполняется в несколько этапов.
На первом этапе каждый участник тренинга находит на ватмане место и рисует домик (важно, чтобы лист ватмана был достаточно большим, чтобы всем хватило места). Уже на этом этапе можно отметить тех, кто занимает место в центре листа, а также рисует самые большие домики; как правило, это люди, занимающие (или претендующие занять) лидирующее положение в группе.
Когда все рисунки готовы, участники рассказывают о том, кто мог бы жить в таком доме (характер, привычки, любимые занятия). Конечно, на жителя «домика» проецируется личность автора.
На следующем этапе каждый участник выбирает 3—4 наиболее привлекательных домика и рисует к ним дорожки. Ведущий, также участвующий в упражнении, проводит дорожки одним из последних к тем участникам, которые получили меньше всего выборов. Таким образом, он поддерживает участников, не принятых в группе. Полученные связи очень близки к социометрической картине. В «городке» можно наблюдать «центр» и отдельные «районы».
Поэтому на третьем этапе важно объединить коллектив в единое целое, для чего группа придумывает и записывает название получившегося населенного пункта, дорисовывает в городке все, что необходимо «для жизни» (парки, деревья, магазины и т. д.). Во время рефлексии после упражнения отмечаются самые понравившиеся «местечки городка». Таким образом, развивается чувство «мы», группового единства, закрепляются навыки взаимодействия в команде. Рисунок также можно вывесить в аудитории до конца занятий.
Упражнение «Великое лицо».
Цель: вырабатывается стратегия поведения в беседе, умение формулировать закрытые вопросы, развивается креативность.
Педагог-психолог: Сейчас вам раздадут небольшие листочки. Вам нужно написать на них имя человека, которое известно всем в данной группе (писателя, спортсмена, политика, исторического деятеля и т.д.). После чего листочки с надписями вы закрепите на спинах участников группы. Условие – никто не должен знать имя, какого человека написано у него на спине. Можно встать, походить, почитать надписи. После чего участники по очереди должны определить, чье имя написано на бумажке у них на спине при помощи закрытых вопросов. Например, участник может спросить: «Это мужчина?» (или – этот человек жив?). Группа отвечает утвердительно или отрицательно.
Обсуждение: В конце упражнения анализируется наиболее эффективная стратегия.
Рефлексия (обратная связь)
Педагог-психолог: Колода метафорических карт «Советы от предметов»
Инструкция:
В открытую просмотрите все карты колоды и выберите карту с предметом, похожим сейчас на Вас после участия в данном тренинге, на ваше состояние, ощущение, может быть, настроение.