ВПР. Русский язык. 8 класс. Вариант 2
Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
8 класс
Вариант2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа включает в себя 17 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
Таблица для внесения баллов участника
Номер задания | 1К1 | 1К2 | 1К3 | 2К1 | 2К2 | 2К3 | 3(1) | 3(2) | 4(1) | 4(2) | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Баллы | | | | | | | | | | | | | | | | |
Номер задания | 11(1) | 11(2) | 12 | 13 | 14(1) | 14(2) | 15(1) | 15(2) | 16(1) | 16(2) | 17 | Сумма баллов | | Отметка за работу |
Баллы | | | | | | | | | | | | | | |
© 2021 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Бим рос крепыш..м. Умный щ..нок сообразительный. Мало(помалу) он понял, что (н..)чего нельзя трогать, можно только смотреть на (не)собр..(н,нн)ые вещи и людей.
(За)то Бим постепе(н,нн)о стал иногда угад..вать (не)которые намерения друга.(4) Вот например стоит он перед окном смотр..т (в)даль и дума..т. Тогда Бим садит..ся рядом, то(же) смотр..т и дума..т. (За)тем ткнёт..ся носом в тёплую ладонь. А хозяин скажет Ну, что Бимка буд..м работать. И садит..ся.
А Бим калач..ком л..жится в ногах или уйдёт на свой л..жак в угол и буд..т ждать. Буд..т ждать взгляда слова жеста. Впрочем через (не)которое время можно и сойти с места занимат..ся круглой костью.
Когда Иван Иваныч.. закро..т лицо ладонями обл..котившись(3) на стол Бим подход ..т(2) к нему и кладёт (разно)ухую м..рдашку на к..лени. И стоит. Зна..т, поглад..т.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
– морфемный разбор слова;
– морфологический разбор слова;
– синтаксический разбор предложения.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
обошлось (не)дёшево; (не)успокоившееся море; уроки (не)выучены
(не)понимая смысла; работа (не)зачтена; (не)исписанные, а чистые тетради
(не)законченная мной книга; (не)забываемое впечатление; крайне (не)ласков 4) (не)сжатая рожь; (не)растворимые в воде; приехать (не)ожиданно
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
слома(н,нн)ая ветром, смущё(н,нн)о улыбнулась, дискуссио(н,нн)ый вопрос
участки застрое(н,нн)ы, карма(н,нн)ые часы, сумма собра(н,нн)а
слыша(н,нн)ая мною история, журавли(н,нн)ое крыло, нехоже(н,нн)ые тропы
коротко стриже(н,нн)а, её манеры изыска(н,нн)ы, закопчё(н,нн)ые стены
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Снята, ногтя, пломбировать, окружит. |
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
Поперёк комнате стоял диван.
По окончании спектакля нас пригласили за кулисы.
Приехав в деревню, мы сразу побежали к озеру.
Папа всегда был радостным и весел.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Прочитайте текст 2 и выполните задания 7−17.
Текст 2
(1)Многие думают, что интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. (2)А между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
(3)Образованность, безусловно, нельзя смешивать с интеллигентностью. (4)Образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
(5)Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. (6)Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями
(это тоже мусор, и ещё какой!)
(7)Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. (8)Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину», жили упорядоченным бытом, с пониманием относились к чужому горю.
(9)Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
(10)Интеллигентность надо в себе развивать. (11)Она возможна и необходима в любых условиях.
(12)Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. (13)Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (14)Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости.
(15)Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (16)Да, именно красивым.
(17)Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным. (18)Социальный долг человека – быть интеллигентным. (19)Это долг, исполняя который, человек понастоящему живёт. (20)Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него.
(По Д.С. Лихачёву)
Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «не мусорить…дурными идеями» из предложения 6. Запишите ответ.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
В предложениях 14–16 найдите слово с лексическим значением «действие, возникающее в ответ на то или иное воздействие». Выпишите это слово.
Ответ. __________________________________________________________________________
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
душевных сил
по-настоящему добры
беречь природу
многие думают
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.
Ответ. __________________________________________________________________________ Определите тип односоставного предложения 10. Запишите ответ.
Ответ. __________________________________________________________________________
Среди предложений 2–4 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Среди предложений 15–17 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Среди предложений 17–19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ. __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Среди предложений 7–9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
[].
Выпишите номер этого предложения.
Ответ. __________________________________________________________________________