СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три метода воспитания нравственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о трех методах воспитания нравственности у детей: метод упражнений, метод убеждений, метод оценки.

Просмотр содержимого документа
«Три метода воспитания нравственности»

Три метода воспитания нравственности

Так же как в мире взрослых личность одного человека непохожа на личность другого, так и в мире детей: нет ни одного ребёнка, характер которого повторял бы характер и особенности другого. Но значит ли это, что невозможно отыскать пути воздействия на развитие личности? Что для каждого - своё воспитание, своя педагогика?

Если наука открыла закономерности формирования нравственного качества, любого нравственного качества у любого человека, то, следовательно, возможно организовать принципиально одинаковое общее воздействие, чтобы получить одно и то же качество, хотя бы в его особом варианте, свойственном только данной личности, данному ребёнку.

Зная, что именно влияет на становление нравственности, мы можем специально организовывать и создавать такие условия, которые и повлияют необходимым образом на развитие ребёнка.

Нравственное воспитание детей можно формировать тремя методами. 1. Метод упражнения в воспитании ребёнка – это значит в одинаковых нравственных ситуациях добиваться однотипного поведения, соответствующего целям нравственного воспитания. Взрослые, приучая ребёнка к зубной щетке, к словам «доброе утро», к аккуратности за столом к режиму, к точному выполнению домашних заданий, к исполнению обязанностей по ведению домашнего хозяйства, иногда и не знают, что упражняют своих детей в необходимых нравственных качествах. 2. Вторым методом воспитания нравственных качеств является метод убеждения. 3. Помимо этих двух методов, в педагогическом арсенале имеется ещё один метод воспитания, которых называется методом оценки, а в нашей житейской практике он фигурирует как поощрение и наказание. Остановимся на этом методе подробнее.

Поощрение — это положительная оценка, которую по­лучает воспитанник в ответ на свое поведение или прояв­ленное, выраженное отношение. Всем понятно, что поощ­рение учителя есть не только его реакция на поступок ученика, но и на слова, жесты, а иногда и бездействие, если они затрагивают интересы другого человека. Улыбка может быть доброй и оскорбительной, жест — радовать или оскорблять, молчание — выражать равнодушие или же сочувствие. Если взрослые внимательны к детям, то они «прочитывают» отношения и тогда могут «видеть» картину развивающегося процесса нравственного станов­ления личности. Если же взрослые реагируют лишь на поступки детей, не обращая внимания на их слова, мими­ку, жесты, то они многого могут не знать в нравствен­ном развитии ребенка.

Поощрение — это положительная оценка в адрес про­являемой нравственности. «Я очень довольна твоим пове­дением», — говорит мама дочери. «Мне нравится ваша требовательность к самим себе», — оценивает учеников учитель. «От имени всего класса объявляю тебе благо­дарность за добросовестное выполнение задания»,— об­ращается к ученику классный руководитель. Все эти воздействия имеют целью своей оценить и зафиксировать доброе поведение. Все эти оценки вызывают у воспитанника чувство удов­летворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, жела­ние в следующий раз пережить такое же чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл метода поощрения: вызвать чувство удовлетворения, что­бы все, что связано с исполнением нравственных норм, сопровождалось положительными переживаниями.

Существует множество способов выразить ребенку свою положительную оценку: это и ласковый взгляд, и легкий поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок... Все эти меры в школе дополняются коллективными формами: благодарность от имени коллектива, грамота, ценный по­дарок от коллектива.

Наказание — это отрицательная оценка в адрес воспи­танника в случае нарушения им норм нравственности, Педагогический смысл наказания в пробуждении угры­зений совести, в чувстве неудовлетворения, которым должно сопровождаться всякое нарушение норм. Ана­логично поощрению существуют и меры наказания: хо­лодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово, лишение удовольствий, выговор от имени коллектива, лишение некоторых прав в коллекти­ве, возложение дополнительных обязанностей.

«Не ожидала от вас», — говорит грустно мама, и для детей это уже наказание, ибо это отрицательная оценке их поведению. «Я вынуждена сделать вам строгое заме­чание, потому что вы себя недостойно ведете», — заявляет учитель, и класс затихает, услышав в гневных интонациях возмущение учителя. «Лишить права участвовать в соревнованиях» — постановляет коллектив, и школьник горько переживает подобное наказание.

Оценивая ребенка с позиций общественной нравствен­ности, следует помнить о ряде педагогических условий. Главное из них — это не забывать, что смысл поощрения и наказания в том, чтобы вызвать переживание. Ради пе­реживания и организуется метод оценки. Из учета этого положения вытекают следующие условия:

- поощрение и наказание не должны быть настолько частыми, чтобы дети к ним привыкли и перестали их це­нить и остро на них реагировать;

-сильные меры поощрения и наказания следует ис­пользовать только в особых случаях, начинать лучше с мер слабых;

-поощрение и наказание должно исходить от лица, уважаемого детьми, и ни в коем случае от лица, к кото­рому дети относятся с пренебрежением; иначе наказание может вызвать радость, а поощрение — неудовлетворе­ние и желание изменить свое поведение;

Существует еще ряд условий, соблюдение которых необходимо. Остановимся только на двух по той печальной причине, что эти условия чаще всего не соблюдаются в воспитании детей.

Первое, при оценке поведения ребенка не сравнивать его с другими, сравнивать только с самим собой. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Воспитатель не должен ни­когда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенст­вом или, еще лучше, в сравнении с нормою того совер­шенства, которое достигается». Это правило диктуется тем, что развитие каждого ребенка идет своими темпа­ми и своим ходом в зависимости от особенностей ребен­ка, условий его жизни, опыта жизни, который он приобре­тает.

Поощрение и наказание должны идти рядом. Отсут­ствие той или другой оценки может пагубно сказаться на развитии личности, так как отсутствие одного означает преобладание другого.

Очень важно, оценивая детей, учитывать мотивы их поведения: почему они так поступили? Незнание мотивов может привести воспитателя к тому, что он будет поощ­рять и закреплять отрицательное поведение ребенка или же наказанием вытравливать ростки добрых побуж­дений. Например, ученик, чтобы ему за невыученный урок не постави­ли двойку, услужливо предлагает учителю свою по­мощь.

Учитель, поощривший ученика, закрепит подобную корыстную форму поведения.

Педагогике известны меры отсроченных оценочных воздействий: оценка педагога оттянута во времени, не сразу организуется после совершения поступка или про­ступка, а через некоторое время, как раз такое, какое нужно, чтобы уточнить мотивы поступка, осмыслить связь поступка с другими обстоятельствами и значение пред­стоящей оценки на будущее. К отсроченным мерам оцен­ки могут прибегать и родители в семейном воспитании. «Мы обсудим это с тобой потом», «Уйди сейчас же. Мне трудно справиться со своим гневом. И приходи, когда поймешь, что ты сделал», «Я что-то устал и не совсем по­нимаю, так ли уж хорошо то, что я узнаю от тебя» ...

Заканчивая разговор о методах воспитания, мы хоте­ли бы обратить внимание читателя на проблему физиче­ских мер воздействия на ребенка. К сожалению, в жи­тейской практике мы еще встречаемся с применением физических наказаний. И те, кто прибегает к этим мерам, считают их наиболее действенными. Они говорят: «Вот я побил сына, и он стал лучше себя вести. А вы говорите, что розга не помогает в воспитании».

Да, действительно, розга заставляет ребенка исполнять то, что требуют от него взрослые. И пока ребенок боится розги, он будет послушным исполнителем воли сильного взрослого. Страх перед розгой станет его воспитывать. Но, может быть, это не так страшно? Ведь за это вре­мя ребенок кое к чему все-таки приучится? Приобретет ценные привычки? Такой вариант не исключен. Но еще более основательным приобретением для ребенка ока­жется целый комплекс отрицательных свойств; ненависть к школе, из-за которой у него такие неприятности, к учи­телю, который сообщил о неприятностях, к родителям, которые подняли на него руку, к самому себе, ко всем взрослым в мире и т. д. Вот почему педагогика катего­рически отрицает возможность воспитания ребенка мето­дами физического воздействия: они формируют уродливую личность, уродство которой проявиться, как только исчезнет страх перед наказанием, перед взрослыми, перед родителями. Родитель, подняв­ший руку на ребенка, должен хорошо продумать, что, собственно, он хотел бы получить в результате такого воз­действия? Послушание на сегодняшний день и жестокость ребенка в будущем? Или беспокойную жизнь, связанную с воспитанием детей, но радость и сча­стье при возмужании их, свободно и по доброй воле со­вершающих добрые поступки?

Все перечисленные методы воспитания ребенка нап­равлены на формирование поведения, эмоций, разума. Три метода воспитания приводят воспитателя к получению единого результата. Это означает, что честность, дисцип­линированность, мужественность мы получаем как воспи­танное качество только лишь при условии обращения пе­дагога к упражнению, убеждению и оценке. Три мето­да — ради одного нравственного качества! Вот еще по­чему так сложен процесс нравственного воспитания: вос­питатель должен владеть всеми методами воспитания, и нельзя заменить один другим, нельзя компенсировать не­достаточное владение одним методом умением приме­нять другой.