Три метода воспитания нравственности
Так же как в мире взрослых личность одного человека непохожа на личность другого, так и в мире детей: нет ни одного ребёнка, характер которого повторял бы характер и особенности другого. Но значит ли это, что невозможно отыскать пути воздействия на развитие личности? Что для каждого - своё воспитание, своя педагогика?
Если наука открыла закономерности формирования нравственного качества, любого нравственного качества у любого человека, то, следовательно, возможно организовать принципиально одинаковое общее воздействие, чтобы получить одно и то же качество, хотя бы в его особом варианте, свойственном только данной личности, данному ребёнку.
Зная, что именно влияет на становление нравственности, мы можем специально организовывать и создавать такие условия, которые и повлияют необходимым образом на развитие ребёнка.
Нравственное воспитание детей можно формировать тремя методами. 1. Метод упражнения в воспитании ребёнка – это значит в одинаковых нравственных ситуациях добиваться однотипного поведения, соответствующего целям нравственного воспитания. Взрослые, приучая ребёнка к зубной щетке, к словам «доброе утро», к аккуратности за столом к режиму, к точному выполнению домашних заданий, к исполнению обязанностей по ведению домашнего хозяйства, иногда и не знают, что упражняют своих детей в необходимых нравственных качествах. 2. Вторым методом воспитания нравственных качеств является метод убеждения. 3. Помимо этих двух методов, в педагогическом арсенале имеется ещё один метод воспитания, которых называется методом оценки, а в нашей житейской практике он фигурирует как поощрение и наказание. Остановимся на этом методе подробнее.
Поощрение — это положительная оценка, которую получает воспитанник в ответ на свое поведение или проявленное, выраженное отношение. Всем понятно, что поощрение учителя есть не только его реакция на поступок ученика, но и на слова, жесты, а иногда и бездействие, если они затрагивают интересы другого человека. Улыбка может быть доброй и оскорбительной, жест — радовать или оскорблять, молчание — выражать равнодушие или же сочувствие. Если взрослые внимательны к детям, то они «прочитывают» отношения и тогда могут «видеть» картину развивающегося процесса нравственного становления личности. Если же взрослые реагируют лишь на поступки детей, не обращая внимания на их слова, мимику, жесты, то они многого могут не знать в нравственном развитии ребенка.
Поощрение — это положительная оценка в адрес проявляемой нравственности. «Я очень довольна твоим поведением», — говорит мама дочери. «Мне нравится ваша требовательность к самим себе», — оценивает учеников учитель. «От имени всего класса объявляю тебе благодарность за добросовестное выполнение задания»,— обращается к ученику классный руководитель. Все эти воздействия имеют целью своей оценить и зафиксировать доброе поведение. Все эти оценки вызывают у воспитанника чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, желание в следующий раз пережить такое же чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл метода поощрения: вызвать чувство удовлетворения, чтобы все, что связано с исполнением нравственных норм, сопровождалось положительными переживаниями.
Существует множество способов выразить ребенку свою положительную оценку: это и ласковый взгляд, и легкий поощрительный кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок... Все эти меры в школе дополняются коллективными формами: благодарность от имени коллектива, грамота, ценный подарок от коллектива.
Наказание — это отрицательная оценка в адрес воспитанника в случае нарушения им норм нравственности, Педагогический смысл наказания в пробуждении угрызений совести, в чувстве неудовлетворения, которым должно сопровождаться всякое нарушение норм. Аналогично поощрению существуют и меры наказания: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово, лишение удовольствий, выговор от имени коллектива, лишение некоторых прав в коллективе, возложение дополнительных обязанностей.
«Не ожидала от вас», — говорит грустно мама, и для детей это уже наказание, ибо это отрицательная оценке их поведению. «Я вынуждена сделать вам строгое замечание, потому что вы себя недостойно ведете», — заявляет учитель, и класс затихает, услышав в гневных интонациях возмущение учителя. «Лишить права участвовать в соревнованиях» — постановляет коллектив, и школьник горько переживает подобное наказание.
Оценивая ребенка с позиций общественной нравственности, следует помнить о ряде педагогических условий. Главное из них — это не забывать, что смысл поощрения и наказания в том, чтобы вызвать переживание. Ради переживания и организуется метод оценки. Из учета этого положения вытекают следующие условия:
- поощрение и наказание не должны быть настолько частыми, чтобы дети к ним привыкли и перестали их ценить и остро на них реагировать;
-сильные меры поощрения и наказания следует использовать только в особых случаях, начинать лучше с мер слабых;
-поощрение и наказание должно исходить от лица, уважаемого детьми, и ни в коем случае от лица, к которому дети относятся с пренебрежением; иначе наказание может вызвать радость, а поощрение — неудовлетворение и желание изменить свое поведение;
Существует еще ряд условий, соблюдение которых необходимо. Остановимся только на двух по той печальной причине, что эти условия чаще всего не соблюдаются в воспитании детей.
Первое, при оценке поведения ребенка не сравнивать его с другими, сравнивать только с самим собой. Об этом писал еще К. Д. Ушинский: «Воспитатель не должен никогда хвалить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще лучше, в сравнении с нормою того совершенства, которое достигается». Это правило диктуется тем, что развитие каждого ребенка идет своими темпами и своим ходом в зависимости от особенностей ребенка, условий его жизни, опыта жизни, который он приобретает.
Поощрение и наказание должны идти рядом. Отсутствие той или другой оценки может пагубно сказаться на развитии личности, так как отсутствие одного означает преобладание другого.
Очень важно, оценивая детей, учитывать мотивы их поведения: почему они так поступили? Незнание мотивов может привести воспитателя к тому, что он будет поощрять и закреплять отрицательное поведение ребенка или же наказанием вытравливать ростки добрых побуждений. Например, ученик, чтобы ему за невыученный урок не поставили двойку, услужливо предлагает учителю свою помощь.
Учитель, поощривший ученика, закрепит подобную корыстную форму поведения.
Педагогике известны меры отсроченных оценочных воздействий: оценка педагога оттянута во времени, не сразу организуется после совершения поступка или проступка, а через некоторое время, как раз такое, какое нужно, чтобы уточнить мотивы поступка, осмыслить связь поступка с другими обстоятельствами и значение предстоящей оценки на будущее. К отсроченным мерам оценки могут прибегать и родители в семейном воспитании. «Мы обсудим это с тобой потом», «Уйди сейчас же. Мне трудно справиться со своим гневом. И приходи, когда поймешь, что ты сделал», «Я что-то устал и не совсем понимаю, так ли уж хорошо то, что я узнаю от тебя» ...
Заканчивая разговор о методах воспитания, мы хотели бы обратить внимание читателя на проблему физических мер воздействия на ребенка. К сожалению, в житейской практике мы еще встречаемся с применением физических наказаний. И те, кто прибегает к этим мерам, считают их наиболее действенными. Они говорят: «Вот я побил сына, и он стал лучше себя вести. А вы говорите, что розга не помогает в воспитании».
Да, действительно, розга заставляет ребенка исполнять то, что требуют от него взрослые. И пока ребенок боится розги, он будет послушным исполнителем воли сильного взрослого. Страх перед розгой станет его воспитывать. Но, может быть, это не так страшно? Ведь за это время ребенок кое к чему все-таки приучится? Приобретет ценные привычки? Такой вариант не исключен. Но еще более основательным приобретением для ребенка окажется целый комплекс отрицательных свойств; ненависть к школе, из-за которой у него такие неприятности, к учителю, который сообщил о неприятностях, к родителям, которые подняли на него руку, к самому себе, ко всем взрослым в мире и т. д. Вот почему педагогика категорически отрицает возможность воспитания ребенка методами физического воздействия: они формируют уродливую личность, уродство которой проявиться, как только исчезнет страх перед наказанием, перед взрослыми, перед родителями. Родитель, поднявший руку на ребенка, должен хорошо продумать, что, собственно, он хотел бы получить в результате такого воздействия? Послушание на сегодняшний день и жестокость ребенка в будущем? Или беспокойную жизнь, связанную с воспитанием детей, но радость и счастье при возмужании их, свободно и по доброй воле совершающих добрые поступки?
Все перечисленные методы воспитания ребенка направлены на формирование поведения, эмоций, разума. Три метода воспитания приводят воспитателя к получению единого результата. Это означает, что честность, дисциплинированность, мужественность мы получаем как воспитанное качество только лишь при условии обращения педагога к упражнению, убеждению и оценке. Три метода — ради одного нравственного качества! Вот еще почему так сложен процесс нравственного воспитания: воспитатель должен владеть всеми методами воспитания, и нельзя заменить один другим, нельзя компенсировать недостаточное владение одним методом умением применять другой.