ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ в рамках ФГОС
Педсовет 2.11.2017 Учитель Волянюк И.М.
Клочкова А.А.
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Ю.А. Конаржевский
Методические принципы современного урока
- Субъективизация
- Метапредметность
- Деятельностный подход
- Коммуникативность
- Рефлексивность
- Импровизационность
Характеристика системы
Школа
Традиционная
Интегрирующее название
Развивающая
Школа памяти
Цель обучения
Главные девизы педагога
Школа мышления
Передача знаний, умений, навыков
Роль учителя
Делай, как Я
Развитие способностей
Думай, как сделать
Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций
Стиль преподавания
Я над вами
Я- вместе с вами
Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Авторитарный, монологичный (со стороны педагога)
Приоритет
Личность
Демократичный, диалогичный (учитель – ученик)
За объективной истиной
За субъектом обучения
Средство обучения (личность педагога)
Преобладающий метод обучения
Цель обучения (личность ученика)
Информационный, репродуктивный
Проблемно-поисковый, исследовательский
Ориентация педагогических
На усвоение знаний
и методических средств
Форма организации занятий
На развитие личных качеств ученика, его умений и способностей
Фронтальная, групповая
Вид преобладающей деятельности учащихся
Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников, по сравнению с временем изложения материала педагогом
Индивидуальная, групповая
Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму
Малое
Позиция ученика
Самостоятельный поиск, исследование, творческая работа
Сопоставимо или большее
Пассивная, т.к. отсутствует интерес
Мотив к учению
Активная, инициативная, наличие интереса
Отсутствует или создаётся эпизодически
Психологический климат урока
Содержание обучения
Создаётся всегда и целенаправленно
Формируется изредка, подчас «стихийно»
Формируется всегда и целенаправленно
Заранее определено учебником
Рождается в процессе урока
Изменение представления учителя о современном уроке
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися;
Система дидактических принципов образования
- научности;
- доступности;
- наглядности;
- прочности;
- сознательности и активности;
- системности и последовательности;
- связи теории с практикой.
- деятельности
- непрерывности
- целостности
- минимакса
- психологической комфортности
- вариативности
- творчества
Новая система оценки
Образовательный процесс направлен на овладение системой учебных действий.(УУД)
- Оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Используется комплексный подход к оценке результатов, уровневый подход к разработке контрольно-измерительных материалов.
- Применяется накопительная система оценивания (портфолио).
Требования к современному уроку
- Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
- Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
- Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
- Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
- Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
- Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Клочкова А.А.
Основные этапы современного урока.
№ пп
Этапы
1
Организация начала занятия
Дидактические задачи
2
3
Показатели реального результата решения задачи
(оргмомент)
Подготовка учащихся к работе на уроке
Проверка выполнения домашнего задания
Целеполагание и мотивация
4
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
(подготовка к основному этапу занятия)
5
Актуализация знаний учащихся
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности,
(постановка проблемы)
Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся на решение ТЦУ
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Усвоение новых знаний и способов действий
6
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.
7
Первичная проверка понимания
Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция
Первичное закрепление
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
(организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.
8
Применение знаний и умений в новой ситуации
9
10
(творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации
Обобщение и систематизация знаний
11
Контроль и самопроверка знаний
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу,
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
12
Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Различия современного и традиционного урока
Урок нового типа
Традиционный урок
1. Организационный этап.
1. Этап мотивации(самоопределения)
к учебной деятельности.
2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
2. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.
3. Этап выявления места и причины затруднения.
3. Проверка домашнего задания,
воспроизведение и коррекция опорных знаний.
4. Актуализация знаний.
4. Этап построения проекта выхода из
затруднения.
5. Введение новых знаний.
5. Этап реализации построенного проекта.
6. Этап первичного закрепления с
6. Воспроизведение знаний и овладение способами деятельности.
проговариванием во внешней речи.
7. Оперирование знаниями в новой ситуации.
7. Этап самостоятельной работы с
самопроверкой.
Традиционный урок
Урок нового типа
8. Обобщение и систематизация знаний.
8. Этап включения в систему знаний и повторения.
9. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.
9. Этап рефлексии учебной деятельности.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
- Удивляйся сам, удивляй других.
- Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
- Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед.
- Развивайся сам и развивай других.
Мы на верном пути! Молодцы!