ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ в рамках ФГОС
Клочкова А.А.
Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Ю.А. Конаржевский
Характеристика системы
Школа
Традиционная
Интегрирующее название
Развивающая
Школа памяти
Цель обучения
Школа мышления
Передача знаний, умений, навыков
Главные девизы педагога
Развитие способностей
Делай, как Я
Я над вами
Роль учителя
Стиль преподавания
Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций
Думай, как сделать
Я- вместе с вами
Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом
Авторитарный, монологичный (со стороны педагога)
Приоритет
Демократичный, диалогичный (учитель – ученик)
За объективной истиной
Личность
За субъектом обучения
Средство обучения (личность педагога)
Преобладающий метод обучения
Цель обучения (личность ученика)
Информационный, репродуктивный
Проблемно-поисковый, исследовательский
Ориентация педагогических
и методических средств
На усвоение знаний
Форма организации занятий
На развитие личных качеств ученика, его умений и способностей
Фронтальная, групповая
Вид преобладающей деятельности учащихся
Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников, по сравнению с временем изложения материала педагогом
Индивидуальная, групповая
Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму
Позиция ученика
Малое
Самостоятельный поиск, исследование, творческая работа
Сопоставимо или большее
Пассивная, т.к. отсутствует интерес
Мотив к учению
Активная, инициативная, наличие интереса
Отсутствует или создаётся эпизодически
Психологический климат урока
Содержание обучения
Создаётся всегда и целенаправленно
Формируется изредка, подчас «стихийно»
Формируется всегда и целенаправленно
Заранее определено учебником
Рождается в процессе урока
Изменение представления учителя о современном уроке
Ученик - субъект учебной деятельности
Разнообразие источников знаний:
слово учителя; самостоятельное наблюдение;
учебные пособия; игрушки;
приборы и приспособления
Структура урока динамична, присутствуют
целый набор разнообразных действий и операций,
Объединенных в целесообразную деятельность
Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает
приоритет его деятельности по отношению к собственной
Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или
коллективной деятельности обучающихся
Критерии, по которым учитель оценивает ученика
определены заранее и разделяются обучающимися;
1.Требования к результатам
2.Системно -деятельностный подход
3.Новая система оценки
Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая
Результаты освоения основных образовательных программ
Предметные
освоенный опыт
специфической для данной
предметной области
деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и
применению, система основополагающих
элементов научного знания, лежащая
в основе научной
картины мира
Метапредметные
освоенные универсальные
учебные действия,
обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями,
составляющими основу
умения учиться,
и межпредметные
понятия.
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные
установки обучающихся, социальные компетенции,
личностные качества
Развитие компетентности к обновлению компетенций
Системно-деятельностный подход
развитие личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности.
Основная педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Ради чего учить ?
Ценности
образования
Как учить?
Обновление
технологий
образования
Чему учить?
обновление
содержания
образования
Разработка системы нормативов и выбор объектов норимрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 6)
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок , то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
«Деятельность формируется только в деятельности»
Л.С.Выготский
Система дидактических принципов образования
- научности;
- доступности;
- наглядности;
- прочности;
- сознательности и активности;
- системности и последовательности;
- связи теории с практикой.
- деятельности
- непрерывности
- целостности
- минимакса
- психологической комфортности
- вариативности
- творчества
- Образовательный процесс направлен на овладение системой учебных действий.(УУД)
- Оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Используется комплексный подход к оценке результатов, уровневый подход к разработке контрольно-измерительных материалов.
- Применяется накопительная система оценивания (портфолио).
Требования к современному уроку
- Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
- Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
- Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
- Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
- Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
- Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Клочкова А.А.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
- Удивляйся сам, удивляй других.
- Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
- Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед.
- Развивайся сам и развивай других.