СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

                              Ю.А. Конаржевский

 

Просмотр содержимого документа
«osnovnye_zvenja_sovremennogo_uroka»

Основные этапы современного урока

№ пп

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

(оргмомент)

Подготовка учащихся к работе на уроке

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Целеполагание и мотивация

(подготовка к основному этапу занятия)

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности,

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.


4

Актуализация знаний учащихся

(постановка проблемы)

Установление преемственных связей прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся на решение ТЦУ

Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока.

5

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

6

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

7

Первичное закрепление

(организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу)


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

8

Применение знаний и умений в новой ситуации

(творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений)


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации.

9

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу,

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

10

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

11

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

12

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.


Просмотр содержимого презентации
«novyj_urok_fgos»

ТРЕБОВАНИЯ  К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ  в рамках ФГОС  Клочкова А.А.

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ в рамках ФГОС

Клочкова А.А.

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.  Ю.А. Конаржевский

Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Ю.А. Конаржевский

Характеристика системы Школа Традиционная Интегрирующее название Развивающая Школа памяти Цель обучения Школа мышления Передача знаний, умений, навыков Главные девизы педагога Развитие способностей Делай, как Я Я над вами Роль учителя Стиль преподавания Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций Думай, как сделать Я- вместе с вами Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом Авторитарный, монологичный (со стороны педагога) Приоритет Демократичный, диалогичный (учитель – ученик) За объективной истиной Личность За субъектом обучения Средство обучения (личность педагога) Преобладающий метод обучения Цель обучения (личность ученика) Информационный, репродуктивный Проблемно-поисковый, исследовательский

Характеристика системы

Школа

Традиционная

Интегрирующее название

Развивающая

Школа памяти

Цель обучения

Школа мышления

Передача знаний, умений, навыков

Главные девизы педагога

Развитие способностей

Делай, как Я

Я над вами

Роль учителя

Стиль преподавания

Вещатель информации, передатчик и пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Думай, как сделать

Я- вместе с вами

Организатор деятельности учеников и их сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Авторитарный, монологичный (со стороны педагога)

Приоритет

Демократичный, диалогичный (учитель – ученик)

За объективной истиной

Личность

За субъектом обучения

Средство обучения (личность педагога)

Преобладающий метод обучения

Цель обучения (личность ученика)

Информационный, репродуктивный

Проблемно-поисковый, исследовательский

Ориентация педагогических и методических средств На усвоение знаний Форма организации занятий На развитие личных качеств ученика, его умений и способностей Фронтальная, групповая Вид преобладающей деятельности учащихся Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников, по сравнению с временем изложения материала педагогом Индивидуальная, групповая Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму  Позиция ученика Малое Самостоятельный поиск, исследование, творческая работа Сопоставимо или большее Пассивная, т.к. отсутствует интерес Мотив к учению Активная, инициативная, наличие интереса Отсутствует или создаётся эпизодически  Психологический климат урока Содержание обучения Создаётся всегда и целенаправленно Формируется изредка, подчас «стихийно»  Формируется всегда и целенаправленно Заранее определено учебником Рождается в процессе урока

Ориентация педагогических

и методических средств

На усвоение знаний

Форма организации занятий

На развитие личных качеств ученика, его умений и способностей

Фронтальная, групповая

Вид преобладающей деятельности учащихся

Время урока, отводимое на самостоятельную работу учеников, по сравнению с временем изложения материала педагогом

Индивидуальная, групповая

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Позиция ученика

Малое

Самостоятельный поиск, исследование, творческая работа

Сопоставимо или большее

Пассивная, т.к. отсутствует интерес

Мотив к учению

Активная, инициативная, наличие интереса

Отсутствует или создаётся эпизодически

Психологический климат урока

Содержание обучения

Создаётся всегда и целенаправленно

Формируется изредка, подчас «стихийно»

Формируется всегда и целенаправленно

Заранее определено учебником

Рождается в процессе урока

Изменение представления учителя о современном уроке Ученик - субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; самостоятельное наблюдение; учебные пособия; игрушки; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, Объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися;

Изменение представления учителя о современном уроке

Ученик - субъект учебной деятельности

Разнообразие источников знаний:

слово учителя; самостоятельное наблюдение;

учебные пособия; игрушки;

приборы и приспособления

Структура урока динамична, присутствуют

целый набор разнообразных действий и операций,

Объединенных в целесообразную деятельность

Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает

приоритет его деятельности по отношению к собственной

Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или

коллективной деятельности обучающихся

Критерии, по которым учитель оценивает ученика

определены заранее и разделяются обучающимися;

1.Требования к результатам 2.Системно -деятельностный подход 3.Новая система оценки

1.Требования к результатам

2.Системно -деятельностный подход

3.Новая система оценки

Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая Результаты освоения основных образовательных программ Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира  Метапредметные освоенные универсальные  учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу  умения учиться, и межпредметные понятия.  Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные  установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Развитие компетентности к обновлению компетенций

Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

Результаты освоения основных образовательных программ

Предметные

освоенный опыт

специфической для данной

предметной области

деятельности по получению нового

знания, его преобразованию и

применению, система основополагающих

элементов научного знания, лежащая

в основе научной

картины мира

Метапредметные

освоенные универсальные

учебные действия,

обеспечивающие овладение

ключевыми компетенциями,

составляющими основу

умения учиться,

и межпредметные

понятия.

Личностные

готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные

установки обучающихся, социальные компетенции,

личностные качества

Развитие компетентности к обновлению компетенций

Системно-деятельностный подход

развитие личности учащегося на основе освоения

универсальных способов деятельности.

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих детское действие

Ради чего учить ?

Ценности

образования

Как учить?

Обновление

технологий

образования

Чему учить?

обновление

содержания

образования

Разработка системы нормативов и выбор объектов норимрования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.

Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 6)

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок , то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок , то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

«Деятельность формируется только в деятельности»  Л.С.Выготский

«Деятельность формируется только в деятельности»

Л.С.Выготский

Система дидактических принципов образования научности; доступности; наглядности; прочности; сознательности и активности; системности и последовательности; связи теории с практикой.  деятельности непрерывности целостности минимакса психологической комфортности вариативности творчества

Система дидактических принципов образования

  • научности;
  • доступности;
  • наглядности;
  • прочности;
  • сознательности и активности;
  • системности и последовательности;
  • связи теории с практикой.
  • деятельности
  • непрерывности
  • целостности
  • минимакса
  • психологической комфортности
  • вариативности
  • творчества

Образовательный процесс направлен на овладение системой учебных действий.(УУД) Оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Используется комплексный подход к оценке результатов, уровневый подход к разработке контрольно-измерительных материалов. Применяется накопительная система оценивания (портфолио).
  • Образовательный процесс направлен на овладение системой учебных действий.(УУД)
  • Оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Используется комплексный подход к оценке результатов, уровневый подход к разработке контрольно-измерительных материалов.
  • Применяется накопительная система оценивания (портфолио).
Требования к современному уроку Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. Рефлексия результатов образовательной деятельности.  Клочкова А.А.

Требования к современному уроку

  • Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
  • Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
  • Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
  • Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
  • Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
  • Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Клочкова А.А.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ Удивляйся сам, удивляй других. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед. Развивайся сам и развивай других.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

  • Удивляйся сам, удивляй других.
  • Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
  • Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед.
  • Развивайся сам и развивай других.

Просмотр содержимого презентации
«tipy_urokov_po_fgos»

Типы уроков по ФГОС уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии;  .  уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Типы уроков по ФГОС

уроки «открытия» нового знания;

уроки рефлексии; .

уроки общеметодологической направленности;

уроки развивающего контроля.

уроки «открытия» нового знания;

уроки «открытия» нового знания;

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
имеют следующую структуру:  1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;  2) этап актуализации и пробного учебного действия;  3) этап выявления места и причины затруднения;  4) этап построения проекта выхода из затруднения;  5) этап реализации построенного проекта;  6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;  7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;  8) этап включения в систему знаний и повторения;  9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке .

имеют следующую структуру: 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке .

Урок общеметодологической направленности.

Урок общеметодологической направленности.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
формировать у учащихся представления
  • формировать у учащихся представления

о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему;

о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Урок развивающего контроля.

Урок развивающего контроля.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму; критериальную оценку результата сопоставления. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;
  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
  • критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта контрольной работы;
  • сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Урок рефлексии.

Урок рефлексии.

  • Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Имеют следующую структуру:

Имеют следующую структуру:

  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап локализации индивидульных затруднений;
  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
  • 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
2 класс. Математика. Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд. Тип урока : уроки открытия детьми нового знания; Цели .  Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять  УУД входящие в его структуру. Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять. Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.
  • 2 класс. Математика.
  • Тема: Вычитание 2-х значных чисел с переходом через разряд.
  • Тип урока : уроки открытия детьми нового знания;
  • Цели .
  • Деятельностная : закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умение выполнять УУД входящие в его структуру.
  • Содержательная : построить алгоритм вычитания 2-х чисел с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.
  • Воспитательная : воспитание положительного отношения к труду.
Ход урока. 1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация). 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –( 2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме). Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.

Ход урока.

1.Самораспределение к деятельности (1-2 мин.)

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне «хочу» + «могу» + «надо» - (1шаг: организационный момент, положительная самоорганизация).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (4-5 мин.)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий –( 2 шаг: самостоятельная деятельность по известной норме).

Здесь можно повторить состав чисел, вычитание чисел не переходя разряд, как находить слагаемое 1 и 2, уменьшаемое, вычитаемое, счёт до 20 двойками, 5 и т.д.

«Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности»  Решите примеры, разбейте их на 2 группы – не называя признаков:  15-7=8 14-7=7 17-9=8  41-24=  15-8=7 11-4=7 16-8=8          17-9=8 16-8=8   15-7=8 14-7=7 15-8=7 11-4=7

«Актуализация + затруднения в индивидуальной деятельности»

Решите примеры, разбейте их на 2 группы – не называя признаков:

15-7=8 14-7=7 17-9=8 41-24=

15-8=7 11-4=7 16-8=8

17-9=8

16-8=8

15-7=8

14-7=7

15-8=7

11-4=7

3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.)  Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (3-4 шаг: реконструкция деятельности по известной норме; критика известной нормы деятельности).

3.Постановка учебной задачи (2-3 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока (3-4 шаг: реконструкция деятельности по известной норме; критика известной нормы деятельности).

  • Побуждающие вопросы для диалога:
  • -в чём возникла трудность?
  • -в чём отличие этого примера от других?
  • -что надо сделать, чтоб затруднения не было?
  • -какую цель себе поставим?
  • - какая будет тема урока?
4.Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)

4.Построение проекта выхода из затруднения(10-11 мин.)

  • Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению - (5-6 шаг:
  • построение новой нормы деятельности; использование новой нормы деятельности для решения задания, вызвавшего затруднения).
  • КАК?
  • Постройте модель данного примера.-
  • Можем ли мы вычесть единицы? Почему?
  • Где спрятались единицы? ( В десятках)
  • Зная это давайте построим новую модель.
……… .   1 7 Кто сможет объяснить, как решали этот пример? (ответы детей) В десятке 10 единиц, да ещё1единица, получится 11.  Из 11 единиц отнять 4, получим 7, пишем под единицами 7. Так как один десяток мы забрали, осталось всего 3 десятка. Из 3 десятков отнять 2 – останется 1 десяток, под десятками пишем 1. Читаем ответ 17.

……… .

1

7

Кто сможет объяснить, как решали этот пример?

(ответы детей)

В десятке 10 единиц, да ещё1единица, получится 11.

Из 11 единиц отнять 4, получим 7, пишем под единицами 7.

Так как один десяток мы забрали, осталось всего 3 десятка.

Из 3 десятков отнять 2 – останется 1 десяток,

под десятками пишем 1. Читаем ответ 17.

5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

5.Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

  • Цель: усвоение нового способа действий
  • ( комментированием, проговариванием во внешней речи) – (7 шаг: фиксирование новой нормы деятельности в языке).
  • На данном этапе детям предлагаются примеры на изученную тему. Дети сами проговаривают, как правильно решить данное задание, тем самым они запоминают алгоритм действий и ещё раз повторяют его для тех, кто ещё плохо понял новую тему.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой  (по эталонам) (4-5 мин.) Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях). Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор : 1 пример, 2 примера или все примеры. Но они должны помнить 3 шага действий, которые можно повесить на доске: Уложитесь ли во времени? 2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки? 3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления ?

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (по эталонам) (4-5 мин.)

  • Цель: применение нового способа действия; индивидуальная рефлексия достижения цели, создать ситуацию успеха. – (8 шаг: использование новой нормы деятельности в типовых условиях).

Детям предлагается оценить свои возможности и решить на выбор : 1 пример, 2 примера или все примеры.

Но они должны помнить 3 шага действий,

которые можно повесить на доске:

  • Уложитесь ли во времени?

2. Насколько у вас сформированы вычислительные навыки?

3. Насколько у вас сформирован новый приём вычисления ?

Выполнение задания( на время). Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида! Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)
  • Выполнение задания( на время).
  • Проверка себя по эталонам (эталон и в строку, и в столбик, и по одному, эталоны у каждого на парте и… каждого вида!
  • Обязательно отметить всех: и кто решил правильно, и кто ошибся - создать ситуацию успеха («У меня получилось! Я ошибся, но я нашёл причину и исправил ошибку! Теперь я здесь ошибку не допущу!»)
7.Включение в систему знаний и повторений (4-5мин.)

7.Включение в систему знаний и повторений (4-5мин.)

  • Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. –
  • (9-10 шаг: этап включения новой нормы деятельности в систему понятий; этап тренировочных действий по ранее изученным нормам(повторение)).
  • На этом этапе происходит доведение до уровня автоматизированного навыка ранее сформированных способностей.
  • -Открываем номер… ( в нём есть 12 примеров, из них 6 – на новый приём). Ребята, вы, оценив себя по 3 шагам, можете решить всё, или выбрать и записать только те, где есть новый приём, или взять карандаш и поставить точку в книге около новых примеров.
8. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

8. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)

  • Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения , границ применения нового знания – (11-12 шаг: этап рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап фиксирования достижения поставленной цели и планирование коррекционных действий.)
  • Диалог.
  • -Что нового узнали на уроке? Каким способом? Где он используется? Каковы результаты всего класса? Мои? Что нужно сделать ещё? В чём была причина затруднений? Какая ставилась цель? Достигли? Кого можно оценить за работу в классе? Какие ещё затруднения остались у класса? У меня? Как вы думаете, каким будет следующий шаг? И т.д.
  • Обсуждение домашнего задания:
  • Обязательная часть + по желанию и степени трудности.
  • Урок окончен. Спасибо за внимание.
Урок рефлексии.

Урок рефлексии.

  • Уроки рефлексии имеют следующую структуру:
  • 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
  • 2) этап актуализации и пробного учебного действия;
  • 3) этап локализации индивидульных затруднений;
  • 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта;
  • 6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
  • 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
  • 8) этап включения в систему знаний и повторения;
  • 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
  • Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
  • Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.
Задание: Решите уравнение: х+1 = 5. Эталон - знаковая фиксация способа действия (нормы N ). Для рассматриваемого случая возможны следующие варианты эталонов: 1) . а = n х=Ь-а 2) . Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть. x+ … Х -b = а  3). х+а = n х-Ь = а  и т. д. Эталон может быть представлен в разных видах.
  • Задание:
  • Решите уравнение: х+1 = 5.
  • Эталон - знаковая фиксация способа действия (нормы N ). Для рассматриваемого случая возможны следующие варианты эталонов:
  • 1) . а = n
  • х=Ь-а
  • 2) . Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.
  • x+ …
  • Х -b = а 
  • 3). х+а = n
  • х-Ь = а и т. д.
  • Эталон может быть представлен в разных видах.
Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.  Образец - реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N ). Так, образцом для решения приведенного выше уравнения является следующая запись: х+2=(£) х = 5-2 х = 3
  • Главное, чтобы, во-первых, он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и, во-вторых, был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
  • Образец - реализация данного способа действия на конкретном примере (конкретизация нормы N ).
  • Так, образцом для решения приведенного выше уравнения является следующая запись:
  • х+2=(£)
  • х = 5-2
  • х = 3
Эталон для самоконтроля - реализация способа действия, соотнесенная с эталоном.  При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия» нового знания, например: х+2=(б)    x+ a =(b) х = 5-2    х = b -а х = 3   

Эталон для самоконтроля - реализация способа действия, соотнесенная с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия» нового знания, например:

  • х+2=(б) x+ a =(b)
  • х = 5-2 х = b
  • х = 3

 

Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.
  • Учащиеся должны научиться при самопроверке своей самостоятельной работы пошагово сравнивать свою работу с эталоном. Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению, далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки, и лишь на старших ступенях обучения - к самопроверке по эталону.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку .
  • Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять свои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку .
Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии. 1 . Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью для мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности. Для реализации этой цели требуется: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»); исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
  • Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.
  • 1 . Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью для мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.
  • Для реализации этой цели требуется:
  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  • актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);
  • исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).
2.  Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. Для этого необходимо: организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.; активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).
  • 2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
  • Для этого необходимо:
  • организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
  • активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
  • организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;
  • организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).
3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. Для этого необходимо, чтобы учащиеся : уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке. Далее учащиеся, которые допустили ошибки: на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений. В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место  и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки .
  • 3. Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся :
  • уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
  • Далее учащиеся, которые допустили ошибки:
  • на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение
  • выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
  • В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки .
4.  Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.  Для этого необходимо, чтобы учащиеся: сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять); выбрали способ [как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
  • 4. Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
  • Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
  • сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);
  • выбрали способ [как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).
5.  Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен: самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки; в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки; далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки; решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу). Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
  • 5. Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
  • Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
  • самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
  • в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
  • далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
  • решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
  • Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.
6.  Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этой цели: организуется обсуждение типовых затруднений; проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий .
  • 6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
  • Для реализации этой цели:
  • организуется обсуждение типовых затруднений;
  • проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
  • Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий .
7.  Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки; проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты; фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения,
  • 7. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
  • Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки
  • выполняют самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
  • проводят самопроверку своих работ по эталону для
  • самопроверки и фиксируют знаково результаты;
  • фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения,

в это время учащиеся, не допустившие ошибки в

контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.  Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа: выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой; выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем. при отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
  • 8. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
  • Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
  • выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
  • выполняют задания на подготовку к изучению
  • следующих тем.
  • при отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Для реализации этой цели учащиеся: уточняют алгоритм исправления ошибок; называют способы действий, вызвавшие затруднение; фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке; намечают цели последующей деятельности; в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
  • 9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
  • Для реализации этой цели учащиеся:
  • уточняют алгоритм исправления ошибок;
  • называют способы действий, вызвавшие затруднение;
  • фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • оценивают собственную деятельность на уроке;
  • намечают цели последующей деятельности;
  • в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).
Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет. Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
  • Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.
  • Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.
С каким настроением вы заканчиваете меня слушать?

С каким настроением вы заканчиваете меня слушать?