Доклад на педагогическом совете
«Требования к современному уроку в условиях ФГОС».
Выполнила: Невлютова Г.Н.
Рузаевка -2016
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:» Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора». Об уроке написано много статей . диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержания образования , появляются новые средства технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, как и сотни лет назад встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок –имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Современный урок-это и совершенно новый , и не теряющий связи с прошлым , одним словом актуальный., т.е. важный, существенный для настоящего времени.
Что же должен осознать учитель, готовясь работать по новым стандартам? Будущее зависит не столько от количества знаний , сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея ,заложенная во ФГОС-идея развития. Это необходимое условие жизни человека, поэтому учитель должен дать ученику умение действовать и помочь в формировании способа действия, подготовить ребенка к саморазвитию.
При традиционной системе обучения, от которой мы еще не отказались, ученик является объектом педагогического воздействия ( тему урока объявляет учитель, объяснение нового материала ведется учителем, тренировочные работы подбираются учителем и т.д.). ученику остается запоминать, заучивать, вследствие чего возникает неспособность к обобщенному переносу знаний, что ведет к неразвитости творческого мышления. Учебный процесс в традиционной школе сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС требует :надо учить не знаниям, а работе, т.е. учить учиться.
Да, мы тяготеем к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Так в чем же плюсы и минусы традиционного урока?
плюсы | минусы |
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. | . Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель |
наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. | с «сильными» работать некогда). |
Организация традиц. урока проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. | Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». |
МЫ уделяем равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. | Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. |
. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. | Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. |
| Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. |
| При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя. |
Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?
Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
Знание типологии урока
Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
Планирование воспитательной функции урока.
Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
Практическая направленность учебного процесса.
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение
Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и . индивидуальными.
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
Включение компьютеров в педагогические технологии.
Дифференциация домашних заданий.
Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
Обеспечение эстетических условий
Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
Имидж учителя.
Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
Хочу остановиться на деятельностном методе преподавания: ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам Я в 2015-2016 уч. Году работала в 5 классе. Класс средних способностей, но если организовать деятельность правильно, то все ребята активно включались в работу. Напрмер, при изучении темы « Лексика» создавались мини-проекты. Заранее я им давала какое-либо слово, делила ребят на группы, они определяли лексическое, этимологическое значение данного слова, гамматическое, выполняли все виды разбора, составляли синквей с данным словом, узнавали в какой области чаще всего оно употребляется. Им было очень интересно. Вот такая работа потом вылилась в проект. Жадеева Ангелина стала призером на научно-практической конференции. Ее проект «Создание музея одному слову». Оказывается даже слову можно создать музей.
На своих уроках я применяю пошаговую инструкцию (агоритм).Алгоритм помогает ученику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном
варианте могут вернуться к инструкции. (Спряжение глагола, -К- и –СК- в суффиксах прилагательных).
Также на современном уроке методы самоконтроля, самооценки, рефлексии являются важнейшими этапами учебной деятельности.
. Именно овладение этими действиями позволяет учащимся самостоятельно планировать, анализировать, оценивать собственную деятельность, производить её коррекцию, ставить перед собой новые учебные задачи и находить пути их решения. Систематическая работа по формированию этих действий в конечном итоге приводит к повышению уровня владения учебным материалом, к переходу на новую ступень развития. Поэтому чаще всего на занятиях должен звучать вопрос: "Как у тебя получилось выполнить работу грамотно? Что ты для этого сделал?" Без рефлексии не может быть ученика в настоящем смысле этого слова. Начало формирования этих категорий начинаем с 5 класса.
Хочу остановиться на традиционной контрольной работе.
Контрольный диктант предлагается в конце темы с целью выявления уровня владения изученным материалом. Я проверяю работу, исправляю ошибки, выставляю оценку.
А если же поставить цель сформировать действия самоконтроля и самооценки, то работу можно организовать иначе. На уроке учащиеся пишут традиционный контрольный диктант, содержание и объём которого соответствуют возрасту, теме, особенностям предмета. Затем эта работа проверяется самими учащимися, При проверке диктанта не снижается оценка за исправленные учащимися ошибки. Результаты бывают разными, но к концу 5 класса уже больше исправленных ошибок, что является положительным моментом.
Целесообразно на каждом уроке выделить время для рефлексии, это может быть очень небольшая часть урока,
Каждый урок учитель может заканчивать вопросами:
· Что нового мы узнали сегодня на уроке?
· Что из запланированного осталось узнать?
· Как мы действовали?
· Добились ли мы цели, которую перед собою ставили?
· Что из материала сегодняшнего урока вы считаете наиболее важным? Почему?
· Что было самым трудным?
При изучении нового материала:
ЗНАЛ | УЗНАЛ | НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОС |
Графа заполняется перед изучением материала, до работы с новой информацией | В эту графу учащиеся заносят новую для себя информацию, полученную на уроке | В этой графе фиксируются возникшие вопросы |
Таким образом, оценка учителя является для школьников основным мотивом и мерилом их усилий, стремлений к успеху. Поэтому в пример детям я ставлю не других детей, а результаты их собственной работы прежде и теперь. Использую прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со «вчерашним днем». Это укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. Поощряю малейшие продвижения в учении слабого, но старательного ученика.
В заключение хочется сказать, что главная задача нашей педагогической деятельности не только дать определенную сумму знаний( расширить словарный запас, показать неисчерпаемые богатства речи, но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Дети ,покидая школу, должны уметь правильно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством письменной и устной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих творческих способностей.