СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренинг для педагогов "Развитие толерантности"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный тренинг формирует толерантное отношение к обучающимся разных социальных слоёв, национальностей, к детям с особенностями физического и психического развития

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов "Развитие толерантности"»

6



Конспект тренинга-семинара

для педагогов Школы развития ребёнка «Синяя птица»

«Развитие толерантности»



Инструментарий: ноутбук, ручки, листы бумаги, раздаточный материал.

Необходимый материал: листы бумаги, цветные карандаши, ручки, шарфы, доска, фломастеры для доски….

Ход тренинга:

  1. Приветствие в кругу.

  2. Начальная рефлексия «Кленовый листок». Тренер раздаёт педагогам клиновые листья. Их задача – раскрасить листья в цвет своего настроения.

Разминка: Упражнение "Общий ритм". Участники стоят в кругу. Нам необходимо сейчас так хлопнуть в ладоши, чтобы создалось впечатление, что хлопает один человек, а не члены тренинга по очереди. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним - следующий и т.д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди. Это упражнение редко удается с первого раза.

  1. Тренер: «Сегодня мы с вами попытаемся стать на некоторое время более терпимыми, более толерантными к себе и окружающим. Тема нашего тренинга «Развитие личностной толерантности». Вопрос: «Как вы понимаете слово «толерантность»? Что это такое? Какой человек в нашем мире является толерантным? Давайте напишем качества толерантного человека, как мы это представляем. Для этого возьмите лист бумаги и обведите свою ладонь. На каждом пальце напишите одно из качеств толерантного человека. На ладони напишите самое главное, по вашему мнению, качество. Выполняется упражнение. Итак, какие же качества мы с вами написали? Перечисляют. Исходя из представленного списка, вы можете назвать себя толерантным человеком? Сейчас мы это проверим.

  2. Упражнение «Поздороваемся». Участники тренинга здороваются частями тела. Тренер по окончании упражнения: «Вам понравилось здороваться таким необычным образом? Кому не понравилось? Почему? Мы не можем всякого человека приблизить к себе, к своему телу. Потому что у нас есть личностная зона, которая требует бережного к себе отношения. И к ней мы можем на самом деле допустить только самых близких людей, тех, кому мы доверяем.

  3. Упражнение «Мои хорошие и плохие качества». В вашем окружении наверняка есть люди, которые вам не очень нравятся, может быть, которые вас чем-то раздражают, вызывают ваше недовольство своим поведением. Возьмите лист бумаги, разделите его на две равных части. В левой части напишите плохие качества этих людей, те, которые вызывают в вас негативные чувства. В правой части напишите качества этих же людей, которые вам нравятся, ведь, согласитесь, не бывает полностью плохих людей. Просто одни нам нравятся, а другие – нет. Педагоги выполняют задание. А теперь давайте обсудим написанное. Кто желает выступить? Педагоги рассказывают о плохих и хороших качествах. Спасибо, хочу раскрыть вам один маленький секрет. Сейчас вы поделились с нами своими собственными хорошими и плохими качествами. Окружающих мы видим сквозь призму своей собственной души. И в них мы видим самих себя, свои качества. И те качества, которые нам особенно не нравятся в людях, мы отрицаем в себе. Поэтому первое правило толерантности гласит: «Если тебе что-то не нравится в другом человеке, ищи это в себе».

  4. Упражнение «Поводырь». Я попрошу вас разбиться на пары. И желательно, чтобы в пару себе вы выбрали человека, которого меньше всего знаете. Педагоги разбиваются на пары. Распределите в вашей паре, кто будет кто. Среди вас один должен быть «слепым», а другой – его «поводырём». «Поводырь» завяжет «слепому» глаза шарфом и поведёт его по «улицам» Дома детского творчества. «Поводырь» должен всё делать молча, просто вести, прикасаясь к «слепому» руками. «Слепой» тоже должен молчать. Это основное правило упражнения. Итак, начали! Затем «слепой» и «поводырь» меняются местами. Обсуждение упражнения: в каком случае вам было легче, в качестве «слепого» или «поводыря»? Какие чувства вы испытывали в ходе упражнения? Какие новые знания вы обрели в результате этого упражнения? Какой вывод вы сделали для себя? Второе правило толерантности гласит: «Относись к другому человеку с нежностью и уважением. Помни, что все наши мысли и поступки в этом мире возвращаются к нам самим».

  5. Упражнение «Комплимент». А сейчас мы с вами поговорим о комплиментах. Что такое «комплимент»? Педагоги отвечают. Правильно, это искреннее восхищение достоинствами другого человека. Я предлагаю вам сейчас подарить друг другу комплименты. И сделаем это мы с вами в кругу. Педагоги под номером 1 образуют внутренний круг, педагоги под номером 2 образуют внешний круг. Внешние делают внутренним комплименты. Затем педагоги меняются местами. Внутренний круг становится внешним, и наоборот. 1-й круг: «Мы делаем комплимент внешности человека». 2-й круг: «Мы делаем комплимент внутренним качествам человека». Причём, и в 1-ом и во 2-ом кругах мы делаем ассоциативный комплимент – сравниваем человека с цветком, архитектурным сооружением или чем-то съедобным, и обосновываем свой комплимент. Например, ты такая же добрая, как конфета «Красная шапочка», она вкусная, сладкая и всегда дарила мне приятные мгновения. Или ты такая же яркая внешне, как роза. Педагоги делают друг другу комплименты. По окончании упражнения: Вам понравилось принимать комплименты? Вам понравилось их делать? Что понравилось больше? Какие чувства испытывали? Было ли неловко то-то делать? Почему? Резюме: очень часто мы не можем принять от другого человека комплимент из-за нашей самооценки.

  6. Тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную. Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посередине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека. Третье правило толерантности гласит: «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».

  7. Упражнение «Уровень терпимости». Давайте узнаем, как мы относимся к тем, кто не такой, как мы, другой. Обведите кружком ту цифру, которая соответствует вашему мнению относительно утверждения под шкалой. 1-я шкала: «Моё отношение к людям других национальностей: афроамериканцам, индейцам, азиатам, китайцам, японцам, цыганам». 2-я шкала: «Моё отношение к нищим, бомжам, попрошайкам». 3-я шкала: «Моё отношение к инакомыслящим: готам, эмо, реперам, байкерам и т.д.». 4-я шкала: «Моё отношение к людям, менее образованным, менее развитым духовно, интеллектуально, чем я,». 5-я шкала: «Моё отношение к людям иного вероисповедания: пятидесятникам, баптистам, кришнаитам, буддистам, исламистам и т.д.»

-10_-9_-8_-7_-6_-5_-4_-3_-2_-1_0_+1_+2_+3_+4_+5_+6_+7_+8_+9_+10

Педагоги отмечают. Как вы понимаете, «-10» означает крайнюю степень нетерпимости, «+10» крайнюю степень толерантности. «0» означает полное равнодушие. Что мы выбрали? Ненависть? Любовь? Равнодушие? Почему вы выбрали ненависть? Что заставило вас выбрать именно это чувство? Назовите причины. Педагоги называют причины. Я сейчас расскажу вам притчу об аксакале. В одном селении умирал старый аксакал. Пришли к нему люди попрощаться и говорят: «Скажи нам, мудрый старец, как удалось тебе создать такой порядок в семье, при котором все невестки, дочери и зятья жили вместе в мире и согласии?» Уже не может говорить старик — подают ему бумагу и карандаш, и пишет он долго-долго. И когда выпал из рук умирающего листок, все очень удивились — на нем 100 раз было написано всего одно слово. Не догадываетесь какое? Педагоги высказывают предположения. На листке 100 раз было написано слово «ТЕРПИМОСТЬ!». Истинная мудрость человека заключается в том, чтобы не распространять отношение к одному конкретному индивиду на целую группу, на целый народ. Все мы разные. Среди русских людей зачастую встречаются бездушные, жестокие, а среди цыган бывают очень хорошие, порядочные люди. Четвёртное правило толерантности: «Не оценивай человека исходя из его внешности, профессии, места жительства, особенностей речи и привычек. Помни о том, что внешность бывает обманчива». Рассказ о Генри Форде.

  1. Упражнение «Упражнение "Угадай, о ком идет речь"

А сейчас мы попробуем разобраться, как хорошо мы знаем своих коллег и самих себя.

Каждый участник описывает – по возможности объективно и безоценочно – одного члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Материалы: бумага и карандаши. Члены группы рассаживаются за столами так, чтобы все могли видеть друг друга. Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Не следует давать никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: "Елена – нервная, сейчас в хорошем настроении, преисполнена сознания собственного достоинства.." Описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека. Членам группы следует работать аккуратно, чтобы никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На составление письменного портрета отводится 6 минут. Один за другим участники зачитывают свои заметки, а остальные каждый раз отгадывают, кто был описан. Что вы нового открыли для себя? Так ли мы воспринимаем себя, как нас воспринимают другие? Пятое правило толерантности гласит: «При выработке отношения к другому человеку необходимо помнить о искажённости нашего восприятия».

  1. Упражнение "Что такое "толерантность". Ведущий делит участников на группы по 2 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате "мозгового штурма" свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана. Обсуждение. Что отличает каждое определение? Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений? Какое определение наиболее удачно? Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"? В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты: Понятие "толерантность" имеет множество сторон. Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.


  1. Упражнение "Пантомима толерантности"

Все участники разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа получает одно из определений толерантности. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы - 5 мин. Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы: Какая пантомима была наиболее "однозначной" и не вызвала затруднений при угадывании? С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

  1. Итоговая презентация «Улыбайтесь!»

  2. Итоговая рефлексия. Подведение итогов. Педагоги по кругу высказывают своё мнение по поводу тренинга: что удалось, что нет, что нового они почерпнули из упражнений, обсуждений, какие чувства испытывают, хотели бы ещё участвовать в тренинге, какие темы интересуют?

  3. Прощание в кругу.