Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясногорская средняя общеобразовательная школа
Тренинг педагогической эффективности для молодых педагогов
Выполнила: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Сидько Татьяна Михайловна
Тренинг педагогической эффективности для молодых педагогов
Развитие уверенности в себе начинается с
устранения демона, который называется страх;
этот демон сидит у человека на плече и
нашёптывает ему: «Ты не сможешь это сделать...»
Н. Хилл. Закон успеха
Цель: Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Поиск внутренних резервов для более эффективной работы в коллективе
Ход: Доброе день,коллеги! Я всех вас рада видеть здесь и сейчас! Сегодня мы с вами будем не только эффективно общаться, но и говорить о серьёзных вещах. Предлагаю вам встать в круг, поприветствовать друг друга и немного размяться.
Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.
Выработка правил группы производится с помощью мозгового штурма, следует записать все выбранные правила на листе ватмана.
Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
— Говорить от своего лица.
— Говорить о происходящем здесь и сейчас.
— Избегать оценок.
— Все активны.
— Слушать, не перебивая.
— Конфиденциальность.
— Право на личное мнение.
— Ко всем обращаться по имени.
Песня «А-ну-ка повтори»
Мудрецы говорили, что улыбаясь и называя имя человека – это ключ к любому замку!
1) Упражнение «Те, кто…»Все встают в круг, берут друг друга за руки и если вы согласны с тем, что я говорю –должны поднять руки вверх и сказать «Я»!
- кто сегодня пришёл на тренинг в Ясногорскую школу?
- кто работает в школе до 3-х лет?
- кто хочет пообщаться и получить интересную информацию?
- кто готов продолжать тренинг?
Упражнение «Хвасталки»
— Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.
— Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».
Вопросы:
легко ли было говорить о своих успехах;
узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
легко ли было радоваться вместе с другими;
как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.
Упражнение 3. «Баланс реальный и желательный»
Предлагается круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь, работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения) .
В другом круге – их идеальное соотношение.
Рефлексия:
• Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось?
• Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
• От кого или от чего это зависит?
Упражнение 4. «Я – дома, я – на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно больше)
«Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Рефлексия:
Проанализировать:
• похожие черты,
• противоположные черты
• одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
• отсутствие общих черт
• какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
• каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т. д.
Итак, вы сейчас посмотрели на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определили свое отношение к сложившейся ситуации, отметили «перекосы» в распределении психической энергии.
Следующее упражнение я предлагаю выполнить с целью профилактики профессионального выгорания.
Упражнение 5. «Чудесный ковёр»
Материалы: моток цветных ниток.
- Дорогие друзья! Припомните, пожалуйста, все наикрасивейшие, наипрекраснейшие ковры, сотканные вручную… От них веет особым теплом и очарованием. В чём секрет ковров ручной работы? В древности искусство тканья ковров считалось, чуть ли не магией. Мастерица как-будто держала в руках нить судьбы, соединяла её с другими судьбами в причудливые орнаменты. Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается чудесный рисунок. Когда мы строим красивые взаимоотношения, наш общий рисунок получается гармоничным… В древности к процессу изготовления ковра не допускали мастериц злых, сварливых, суетливых. Считалось, что только с добрыми намерениями и сердцем можно создать настоящий ковёр…
Вы видите у меня в руках моток ниток. Если нить намотать на палец, наши пальцы смогут удерживать нить в напряжении, как катушки. Таким образом, мы сможем соткать общий ковёр. Намотав нить на палец, мы будем передавать нить другому. Но, чтобы ковёр действительно получился чудесным, есть один секрет: передавая моток другому, нужно сказать ему доброе слово. Это может быть комплимент, доброе пожелание, выражение добрых чувств. Передавать моток можно как угодно – и тем, кто сиди напротив, и тем, кто рядом, и тем, с кем вас разделяет несколько человек. Можно говорить добрые слова всем ткачам, тогда моток будет пущен по всему кругу; каждый намотает нить себе на палец, и моток вернётся обратно. Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковёр сотканным.
Позвольте, я начну, - продолжает ведущий, наматывая на палец конец нити. – Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать друг с другом. Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на палец.
Когда моток вновь вернётся к тренеру можно продолжать.
- Нить вновь вернулась ко мне, а у нашего ковра появилась форма, - говорит ведущий, наматывая нить на другой палец. – Я хочу передать моток Вам, … (имя! Ваша улыбка озарила светом сегодняшний хмурый день.
Передаётся моток адресату комплимента. Если он находится далеко, другие члены команды могут помочь. Затем член команды, которому передали моток и доброе слово, наматывает нить себе на палец и передаёт моток другому, говоря тому добрые слова. Постепенно между членами команды протягиваются нити. Игра может продолжаться довольно долго: пока нитки не закончатся, либо пока все члены не устанут. Здесь важно поймать настроение группы, ибо «всё хорошо в меру».
- Посмотрите, - может сказать ведущий, когда ковёр станет довольно прочным, - какой красивый ковёр у нас получился! Похоже, что и почти все наши пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами! Почувствуйте, какой резонанс это вызывает?
Итак, наш ковёр соткан. Теперь аккуратно опустим его вниз, на пол и снимем с пальцев. Теперь, когда ковёр лежит на полу, если хотите, можно снять обувь и по очереди пройти по нему.
Чудесный ковёр, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между нами. Давайте скатаем его в клубок. Пусть этот ковёр, свёрнутый в клубок, станет нашим талисманом.
Рефлексия
• Каковы впечатления от соприкосновения с чудесной нитью?
• Что было легко, а что трудно в этой игре?
• Чему эта игра может нас научить?
Обсуждение: всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение невидимой связи помогает установить доверительные отношения между членами коллектива.
Мы увидели, что невидимые образуют интересные причудливые рисунки. Как мы с вами убедились, достаточно нам пошевелить пальцами, как мы можем быть услышанными. Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ. Давайте сохраним это ощущение.
Упражнение с картиной «Звуковая гимнастика»
Цель: углубление знаний о способах и приемах саморегуляции через дыхание; обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
Сейчас мы выполним дыхательную гимнастику, которая эффективно влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас выбрал букву, которую вам надо будет пропеть. В результате этого мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. (Потренируемся?)
А теперь попробуем спеть все вместе.... Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение. Время формировать «мышечный корсет»; расправляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение
Упражнение «Сердце коллектива»
Педагог-психолог: Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я хочу, чтобы вы сейчас сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его. Это надо для того, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Придумайте дружескую приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите маленькое сердечко и запишите на нем то, что вы придумали. Затем мы приклеим все маленькие сердечки на наше большое сердце.
Орг. конец:
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память – и это будут конечно, же цветы и пожелания.
Просмотр мультфильма «барашек и Кролень»
Получают цветы с напутствием.