Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –
городской округ город Скопин Рязанской области
391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6 тел./факс: (49156) 5-12-31
e-mail: school4skopin@yandex.ru
«Трудности начинающего учителя»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 4»
Гришенко Г. В.
Скопин, 2020
Выпускник педагогического вуза либо колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения. Однако на этом пути его ждет множество проблем. С какими же проблемами сталкиваются молодые специалисты: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.
Молодому учителю может быть тяжело установить контакт с детьми из-за чрезмерного беспокойства, которое охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и начинают «проверять» педагога «на стойкость». Некоторые начинающие преподаватели сталкиваются с трудностями самоорганизации и планирования собственного трудового дня и отдыха. Вследствие этого педагогу не хватает времени на проверку тетрадей и подготовку к уроку, на выполнение каких-либо других обязанностей.
Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, к развитию в себе профессионально важных качеств.
Проблема №1: Молодому учителю могут навязывать мнение об учениках. Еще не видя детей, он получает «установку» на того или иного ребенка, у него начинает складываться некий образ, он может воспринимать ученика предвзято.
Что делать в такой ситуации? Постараться составить собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно, искаженные мнения. Особенность установки заключается в том, что молодой педагог, желая ее подтвердить, воспринимает действия ребенка в пользу этой установки.
Проблема № 2. Психологический климат на уроке.
Психологический климат – состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогом. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут на уроке должна создаться обстановка доброжелательности.
Как расположить коллектив к себе? Необходимо выполнить следующие действия:
Выбрать правильную позу. Типичная ошибка если преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Дети сразу сковываются, бояться отвечать.
Информацию необходимо подавать с позиции «МЫ». Не нужно употреблять в своей речи слишком много сложных терминов. Дети не только не поймут вас, но и будут относиться недоброжелательно. Ни в коем случае нельзя употреблять такую фразу как «На 5 здесь знаю только я».
Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент, надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза
Проявлять интерес к своей работе, предмету и к ученикам.
Проблема № 3.Недостаток мотивации у учеников.
Это одна из «вечных» проблем, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания. Как сформировать мотивацию в классе? Наука дает много ответов, но наш небольшой опыт говорит: сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Учитель должен быть воодушевлен сам, ему должен быть урок интересен. Учитель сам должен хотеть узнавать новое, учиться, в том числе участвовать в конкурсах, выступать на конференциях, заниматься саморазвитием.
Проблема № 4. Проблема дисциплины.
Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать вести урок. Как добиться хорошей дисциплины? Тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Урок должен быть интересным, а без подготовки добиться этого невозможно.
Проблема №5. Взаимоотношения с родителями.
Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.
Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали либо не хотят, либо не могут.
Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.
На собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с отдельным ребенком, лучше обсудить в индивидуальной беседе с родителем. Не стоит избегать конфликтов. Надо своевременно решать назревшие противоречия.
Желательно после уроков наедине побеседовать с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка. Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.
Это далеко не все трудности молодого педагога, и решение проблем в работе дается не просто, но желание достигать результатов, стремление учиться, совершенствоваться приведут к успеху. Свои удачи и провалы молодой учитель должен анализировать, опираясь на научные представления о профессиональной культуре, личности педагога
Литература:
1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2005.
2. Педагогика: учебник для высш. учеб. заведений / П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: «Академия», 2010. – 512 с.