Просмотр содержимого документа
«Трудности в усвоении математического материала, наблюдаемые у детей-логопатов»
Трудности в усвоении математического материала, наблюдаемые у детей-логопатов
В научной литературе имеются данные о том, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении математического материала, связанные с недостаточностью высших психических функций — речи, мыслительных операций, процессов памяти, восприятия и внимания (А. Гермаковска, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова и др.).
Речевое недоразвитие резко ограничивает возможности формирования элементарных математических представлений у детей и негативно отражается на усвоении детьми лексического и грамматического уровней математической речи. Несовершенство математического словаря выражается в недостаточности как понимания, так и употребления математической лексики. В пассивном словаре детей с нарушениями речи отсутствуют многие слова, обозначающие математические понятия; наблюдается крайняя ограниченность активного словаря количественных и порядковых числительных, глаголов, обозначающих изменение количества, существительных, прилагательных и наречий, отражающих величинные, временные, пространственные характеристики предметов; усвоенная детьми математическая лексика характеризуется грубыми нарушениями звуко-слогового состава. Недостаточное развитие лексического уровня математической речи затрудняет понимание и употребление детьми с нарушениями речи грамматических конструкций, содержащих математические выражения. Отмечаются нарушения согласования в роде, числе, смешении падежных форм при употреблении словосочетаний, служащих для обозначения количества и последовательности предметов при счете, величинных признаков и признаков формы предмета, пространственного расположения предметов. Из-за бедности словарного запаса, недоразвития грамматического строя речи, несформи-рованности внутреннего плана высказывания, при составлении высказываний математического содержания (арифметических задач) дети допускают грубые нарушения логики изложения, лексические и синтаксические повторы, пропуски данных, искомого вопроса арифметической задачи. При составлении арифметических задач отмечается стереотипность в выборе сюжета, построении фраз, формулировке вопроса задачи; допускаются привнесения, носящие характер речевых штампов. Была выявлена закономерность — чем ниже уровень усвоения ребенком математической терминологии, грамматических конструкций, содержащих математические выражения, тем ниже уровень сформированнсти элементарных математических представлений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости проведения систематической работы по развитию речи при обучении математике у детей с нарушениями речи.