СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности в усвоении математического материала, наблюдаемые у детей-логопатов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я постаралась описать трудности, наблюдаемые в усвоении математического материала у детей с недоразвитием речи. 

Просмотр содержимого документа
«Трудности в усвоении математического материала, наблюдаемые у детей-логопатов»

Трудности в усвоении математического материала, наблюдаемые у детей-логопатов

В научной литературе имеются данные о том, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности в усвоении ма­тематического материала, связанные с недостаточностью высших психических функций — речи, мыслительных опе­раций, процессов памяти, восприятия и внимания (А. Гермаковска, Р.Е. Ле­вина, Е.М. Мастюкова, О.Н. Усанова, Л.С. Цветкова и др.).

Речевое недоразвитие резко ограничивает возможности формирования элементарных математических представлений у детей и негативно отражается на усвоении де­тьми лексического и грамматического уровней математической речи. Несо­вершенство математического словаря выражается в недостаточности как по­нимания, так и употребления математи­ческой лексики. В пассивном словаре де­тей с нарушениями речи отсутствуют многие слова, обозначающие математические понятия; наблюдается крайняя ограниченность активного словаря количественных и по­рядковых числительных, глаголов, обоз­начающих изменение количества, сущес­твительных, прилагательных и наречий, отражающих величинные, временные, пространственные характеристики пред­метов; усвоенная детьми математичес­кая лексика характеризуется грубыми нарушениями звуко-слогового состава. Недостаточное развитие лексического уровня математической речи затрудняет понимание и употребление детьми с нарушениями речи грамматических конструкций, со­держащих математические выражения. Отмечаются нарушения согласования в роде, числе, смешении падежных форм при употреблении словосочетаний, слу­жащих для обозначения количества и последовательности предметов при сче­те, величинных признаков и признаков формы предмета, пространственного расположения предметов. Из-за бед­ности словарного запаса, недоразвития грамматического строя речи, несформи-рованности внутреннего плана высказы­вания, при составлении высказываний математического содержания (арифме­тических задач) дети допускают грубые нарушения логики изложения, лексичес­кие и синтаксические повторы, пропуски данных, искомого вопроса арифметичес­кой задачи. При составлении арифмети­ческих задач отмечается стереотипность в выборе сюжета, построении фраз, фор­мулировке вопроса задачи; допускаются привнесения, носящие характер речевых штампов. Была выявлена законо­мерность — чем ниже уровень усвоения ребенком математической терминоло­гии, грамматических конструкций, со­держащих математические выражения, тем ниже уровень сформированнсти элементарных математических пред­ставлений. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости проведения систематической работы по развитию речи при обуче­нии математике у детей с нарушениями речи.