Рабочая программа элективных курсов по русскому языку в 10-11 кл.
(10 класс - 34 часа, 11 класс - 34 часа)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень)и Программы по русскому языку для 10-11классов( авторы В.Ф.Геков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко)
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.Программа составлена согласно учебному плану МБОУ СОШ №1Кошехабльского района а. Кошехабль, характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и личностном и метапредметном уровнях.
Цели данного курса: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи, систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации.
Задачи курса русского языка по данной программе:
закрепить и углубить знания, умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
закрепить и расширить знания учащихся о тексте, о стилях речи, их признаках, правилах их использования.
Виды деятельности учащихся на уроке
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический)
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
аудирование;
информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; продолжение текста; пересказ текста по плану; составление тезисов; пересказ текста с использованием цитат; редактирование;
создание текстов разных стилей и жанров; рецензирование;
создание устных высказываний различных типов и жанров в разных сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике
речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- Контроль за результатами обучения:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами
орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, тесты.
Для реализации Рабочей программы используется :
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф.Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015. 2.«Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику для занятий по русскому языку в старших классах Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А.»(автор Раман Т.В.)
Планирование рассчитано на 34 часа(1 час в неделю)
Русский язык в образовательном учреждении с русским языком обучения
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Русский язык в образовательном учреждении с родным (нерусским) языком обучения
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- основные единицы языка и их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная; диалог и монолог; ситуация речевого общения; стили языка; текст;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
- основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
уметь:
- опознавать основные единицы языка, определять их особенности;
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль текста; анализировать его структуру и языковые особенности;
- выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов, словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;
- соблюдать основные орфоэпические, лексические, стилистические, правописные нормы русского литературного языка; нормы русского речевого этикета;
аудирование и чтение:
- понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе (речь диктора радио, телевидения, официального лица и др.);
- читать тексты разных стилей и жанров; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое);
- пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;
говорение и письмо:
- пересказывать (подробно, выборочно, сжато) прочитанный или прослушанный текст;
- создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
- вести диалог на бытовые, учебные, социокультурные темы; диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
- осуществлять основные виды информационной переработки текста (план, конспект);
- переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли русского языка в жизни человека и общества; роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- приобщения к русской и мировой культуре;
- официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах; социальной адаптации;
- получения знаний по другим учебным предметам;
- развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности.
10 КЛАСС 34 часа(1 час в неделю)
Общие сведения о языке.
(1 ч.)
Русский язык в современном мире. Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном и межнациональном общении. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Редактирование текстов. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Понятие нормы, основные нормы русского языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические (морфологические и синтаксические).
Лексика и фразеология.
(4 ч.)
Слово и его лексическое значение. Лексическая система русского языка. Систематизация изученного по темам: «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение», «Метафора, метонимия, синекдоха». Различение прямого и переносного значений слов.
Определение смысловых отношений между словами. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, их значения в контексте. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная лексика.
Русская лексика с точки зрения ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.
Сравнение статей в толковом словаре, определение значения многозначного слова.
Лексическая и стилистическая синонимия.
Орфоэпия.
(2ч.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения (произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, русских имен и отчеств).
Нормативные словари русского языка и справочники.
Морфемика, словообразование, орфография.
(7 ч.)
Принципы русской орфографии (фонетический, морфологический, традиционный).
Понятие орфограмма. Основные принципы и нормы современной русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов. Орфограммы, связанные с употреблением прописных букв, ъ и ь (ь после шипящих, в грамматических формах, в правописании суффиксов), безударных и чередующихся гласных в корне слова, правописанием гласных после шипящих и г/, приставок (на з-, с-, пре-, при- и т. д.).
Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения.
Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок в структуре художественного слова.
Словообразовательный разбор.
Нормативные словари русского языка и справочники: справочник по русскому правописанию, словообразовательный словарь русского языка.
Морфология и орфография.
(14ч.)
Систематизация знаний о частях речи. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи.
Систематизация изученного об именах существительном, прилагательном, числительном; местоимении, глаголе, наречии, служебных частях речи. Определение синтаксической роли склоняемых частей речи в предложении. Основные типы орфограмм склоняемых частей речи, изученных в 5-7 классах. Определение синтаксической роли местоимения в предложении. Особенности функционирования глаголов в речи. Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов. Глагольные формы - причастие и деепричастие. Особенности функционирования глагольных форм в речи. Применение основных типов орфограмм и пунктограмм причастия и деепричастия, изученных в 7-8 классах.
Особенности правописания предлогов и частиц с самостоятельными частями речи.
Совершенствование навыков применения основных типов орфограмм служебных частей речи, изученных в 7-9 классах.
Грамматические и словообразовательные нормы современного русского литературного языка, их описание и закрепление в словарях, учебниках, справочниках.
Речь. Функциональные стили речи
( 6ч.)
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты.
Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Научный стиль, сферы его использования, назначение. Признаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме.
11 КЛАСС
34 часа
Синтаксис – 2 часа
Синтаксические единицы. Синтаксическая синонимия.
Словосочетание. Виды, способы и средства подчинительной связи. Основные типы словосочетаний.
Простое предложение – 6 часов
Строение грамматической основы и способы выражения главных членов.
Значение и структура предложений с одним главным членом. Особенности употребления односоставных предложений в текстах разных стилей. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.
Простое осложнённое предложение. Стилистические возможности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений.
Обособленные второстепенные члены.
Смысловые, интонационные и эстетические особенности обособленных членов предложения.
Уточняющие обстоятельства и дополнения, их роль в речи.
Обращения. Риторические обращения. Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Стилистические функции обращений и вводных конструкций в тексте.
Полные и неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.
Порядок слов в предложении как языковое средство выразительности текста. Порядок слов как средство связи между предложениями в тексте.
Сложное предложение – 6 часов
Своеобразие в семантике, структуре и функции сложных предложений разных видов.
Сочетаемость разных видов связи в сложном предложении.
Синонимия простых и сложных предложений, сложных предложений разных видов.
Использование сложных синтаксических конструкций в разных типах речи, в художественной литературе.
Синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений разных видов, предложения с прямой речью.
Обобщение и систематизация изученного – 20 часов
Богатые ресурсы русского языка. Языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) художественной изобразительности. Лингвистический анализ художественного текста. Благозвучность и гармоничность языка. Языковой вкус в выборе языковых средств при создании текста. Богатство и выразительность словарного запаса. Синонимия (лексическая и грамматическая). Продуктивность словообразовательных моделей русского языка. Функциональные возможности слов разных частей речи. Разнообразие способов для свободного, грамотного и эффективного общения на русском языке.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании 10 класса
знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;;
использовать основные виды в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
По окончании 11 класса учащиеся должны: знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе
34 часа в год (1час в неделю)
№ | Тема урока | | Планируемые результаты изучения темы | Виды деятельности учащихся | Дата |
Общие сведения о языке план факт |
1 | Русский язык в современном мире | | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, о предназначении языка, о взаимосвязи языка и культуры; владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога и диалога | Чтение и анализ эпиграфа. Анализ текста. | |
Лексика и фразеология (4ч.) |
2 | Русская лексика с точки зрения сферы её употребления. | | Знать лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; владение навыками создания собственного текста | Составление предложений с примерами из текста. | |
3 | Активный и пассивный словарный запас | | Знать основные отличия лексических средств выразительности от синтаксических. Владение разными видами чтения. | составление таблицы, подбор примеров. | |
4 | Фразеология | | Уметь использовать фразеологизмы по значению, подбирать к ним синонимичные словосочетания | самостоятельное выполнение упражнений | |
5 | Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" | | Уметь производить лексический анализ текста
| Контрольная работа | |
Орфоэпия (2ч.) |
6 | Орфоэпическая норма. | | Знать и использовать в речи правила ударений в словах. Уметь участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета. Соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного русского литературного языка; | Запись слов с правильным ударением, составление с ними предложений. | |
7 | Правила произношения гласных и согласных звуков. | | Анализ статьи учебника, упражнений, подбор своих примеров | |
Морфемика, словообразование, орфография (7ч.) |
8 | Основные способы образования слов в русском языке. | | Знать виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный анализ слов | Запись основных положений. Составление предложений с правильными грамматическими формами слов. | |
9 | Выразительные средства словообразования | | Знать основные выразительные средства словообразования. Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения | Использование выразительных средств словообразования | |
10 | Основные нормы современной русской орфографии. Правописание приставок | | Знать изученные орфограммы Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
| Анализ справочного материала, запись основных положений. Тест. | |
11 | Правописание безударных гласных в корне слова | | Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму; Знать условия написания букв в корне с чередованием; | Составление орфографических упражнений учащимися; | |
12 | Правописание разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака. | | Уметь правильно употреблять на письме Ь и Ъ. | Составление пунктуационных упражнений учащимися; | |
13 | Слитные, дефисные и раздельные написания | | Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму; | Выполнение упражнений учебника. Выборочный диктант | |
14 | Сочинение по тексту. | | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; Уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров | Написание сочинения | |
Морфология и орфография (14ч.) |
15 | Лексико-грамматические разряды имен существительных | | Уметь создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
| Составление опорного плана ответа по теме урока. | |
16 | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных | | Уметь определять имя прилагательное в тексте, его разряды, правила написания; Развивать умение составлять краткий конспект учебного материала; ;
| Составление опорного конспекта, работа с текстом. | |
17 | Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. | | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
| Отработка навыков склонения числительных | |
18 | Морфологические особенности местоимений. Правописание местоимений. | | Уметьсоблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
| Запись основных понятий о местоимении. Определение местоимений по разрядам. Выделение их из текста. | |
19 | Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание глаголов. | | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
| Запись основных положений по теме урока, выполнение упражнений учебника, анализ заданий в КИМах | |
20 | Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; Воспитывать уважительное отношение к родному языку | Работа с таблицей, анализ упражнений учебника.Тест | |
21 | Образование деепричастий несовершенного и совершенного вида. | | Уметьправильно употреблять суффиксы деепричастий при их образовании. | Коллективный анализ материала учебника, самостоятельное выполнение заданий | |
22 | Правописание наречий | | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;; | Работа с деформированным текстом. | |
23 | Служебные части речи. | | Уметь правильно определять служебные части речи в тексте. Развивать внимание, логическое мышление, навыки составления аргументов к тезису. | Запись основных понятий по теме урока. Составление алгоритма действий. Написание текста. Анализ текста. | |
24 | Правописание Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречий. | | Уметь при проверке слов действовать строго по алгоритму, определяя в слове нужную орфограмму; | Объяснительный диктант. Тест. | |
25 | Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | | Составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; | |
26 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Значение частиц НЕ и НИ. | | ; | Практическое выполнение упражнений, анализ тестовых заданий ЕГЭ. | |
27 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; воспитывать стремление к речевому самосовершенствованию;
| Обобщающие сообщения учащихся о правописании НЕ и НИ с разными частями речи Диктант. | |
28 | Контрольная работа по теме " Морфология и орфография " | | Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
| Контрольный тест | |
Речь. Функциональные стили речи (6ч.) |
29 | Языковые особенности текста | | Уметь создавать устные высказывания различных типов и жанров в научной, культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, | Работа с текстом | |
30 | Способы и средства связи между частями текста | | Анализ текста | |
31 | Р/Р Типы речи | | Работа с текстом. | |
32 | Р/Р Стили речи. | | Работа с текстом. создание текстов разных функционально-смысловых типов | |
33 | Контрольная работа по теме «Функциональные стили речи" | | Анализ текста | |
34 | Анализ контрольной работы | | Устранение ошибок | |
Русский язык 11 класс 34 часа в год ( 1 час в неделю)
Календарно-тематическое планирование
№ | | Тема | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты | Дата план факт |
1 | | Принципы русской пунктуации. Синтаксические нормы. | 1 | Повторить синтаксические нормы употребления деепричастий, нормы подчинительной связи слов в предложении | |
2 | | Словосочетание. Виды синтаксической связи. | 1 | Повторить алгоритм определения видов подчинительной связи слов в словосочетании. | |
3 | | Простое предложение. Члены предложение. | 1 | Повторить определение членов предложения, а также порядок синтаксического разбора простого предложения. Повторить сведения о грамматической основе предложения. | |
4 | | Согласование в числе сказуемого с подлежащим. | 1 | Употребление форм Им. и В. падежей в составном именном сказуемом. Согласование подлежащего, выраженного местоимениями КТО, ЧТО, со сказуемым. Согласование в числе сказуемого с подлежащим, выраженным числ. + сущ. В родительном падеже. | |
| | Знаки препинания между однородными членами. Согласование в предложениях с однородными членами. | 1 | Напомнить сложные случаи при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Ошибки при употреблении ОЧП с парными союзами. Ошибки при употреблении ОЧП, выраженных разными грамматическими формами. | |
5 | | Знаки препинания при обособлении определений и приложений. | 1 | Обобщить знания учащихся об обособлении определений и приложений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными . | |
6 | | Другие случаи обособления второстепенных членов | 1 | Напомнить алгоритм постановки знаков препинания при обособлении обстоятельств и дополнений. | |
7 | | Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями и обращениями. | 1 | Учить отличать слова, грамматически не связанные с членами предложения (вводными конструкциями и обращениями). | |
8 | | Тире в простом предложении. Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | Обобщить сведения о постановке тире в простом предложении. Закрепить навык синтаксического разбора простого предложения. | |
9 | | Классификация сложных предложений. | 1 | Обобщить знания о сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью. Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях разных типов. | |
10 | | Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи | 1 | Замена сложноподчинённых предложений с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом. Замена сложноподчинённых предложений с придаточным обстоятельственным простым предложением с деепричастным оборотом. Ошибки при образовании синонимичных конструкций. | |
11 | | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 1 | Рассмотреть сложные случаи пунктуации в ССП. | |
12 | | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | 1 | Рассмотреть сложные случаи постановки знаков препинания в СПП с одним и несколькими придаточными. Некоторые ошибки и недочёты в построении СПП. Ошибки при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью. | |
13 | | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 1 | Закрепить навыки постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. | |
14 | | Сложное предложение с разными видами связи | 1 | Повторить синтаксический разбор сложного предложения. | |
15 | | Практическое занятие. Задания А4, А5, А26. | 1 | Тренировочные упражнения по теме «Синтаксические нормы современного литературного языка». | |
16 | | Как писать сочинение-рассуждение. Требования к выполнению части С. | 1 | Познакомить учащихся с требованиями к выполнению части С ЕГЭ. | |
17 | | Работа с текстом. Установление причинно-следственных отношений первого предложения текста и последующих | 1 | Актуализировать знания учащихся о функциональных стилях речи и сфере их использования. Отрабатывать навыки определения причинно-следственных связей между частями текста. | |
18 | | Работа с текстом. Выявление языковых приёмов связи предложений в тексте. | 1 | Лексический повтор, однотематическая лексика, местоимённые замены, видовременная соотнесённость глаголов, использование союзов, союзных слов, выявление воспроизведённых во всём контексте «ключевых слов» и их заменителей. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | |
19 | | Анализ языковых средств выразительности. | 2 | Тропы (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола и т.д.), контекстные синонимы и антонимы, антитеза, Парцелляция. Градация. Риторический вопрос. Ряды однородных членов. Инверсия. | |
20 | | Знакомство с критериями оценки части С. Структура сочинения на основе предложенного текста. | 1 | Познакомить с критериями оценивания сочинения учащихся по 12-ти критериям (К1 – К12). Познакомить учащихся со структурой сочинения на основе предложенного текста. | |
21 | | Определение темы и проблематики текста. Смысловой анализ текста на основе составления его логической схемы. | 1 | Совершенствовать умение учащихся определять основные темы и проблемы текста. Проблема текста, виды проблем, приемы выделения проблем текста, способы формулирования проблемы. Совершенствовать умение учащихся анализировать текст. | |
22 | | Комментарий одной из проблем, поднятых в тексте. | 1 | Типы комментирования текста: текстуальный, концепционный. Учить комментировать проблему, поднятую в тексте. | |
23 | | Осмысление авторской позиции текста. | 1 | Учить осмысливать авторскую позицию и способы её выражения в тексте. | |
24 | | Приёмы логического мышления. Аргумент. Типы аргументации в изложении собственной позиции. | 1 | Совершенствовать умение последовательно и аргументированно излагать свои мысли. Познакомить с типами аргументации. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Типы аргументов. Ссылки на общезначимый авторитет, свидетельства самого автора сочинения, ссылки на авторитет, примеры из художественной литературы. Логические доказательства. Чувственные аргументы. | |
25 | | Смысловая цельность текста. Абзацное членение текста. Логические ошибки | 1 | Повторить сведения о микротеме, абзаце; повторить виды логических ошибок, познакомить с наиболее распространёнными логическими ошибками. | |
26 | | Виды речевых ошибок. Виды грамматических ошибок. | 1 | Повторить виды речевых ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными речевыми ошибками. Повторить виды грамматических ошибок. Познакомить с наиболее распространёнными грамматическими ошибками. | |
27 | | Практическое занятие. Выполнение части С. | 2 | Написание сочинений на основе прочитанного текста. | |
28 | | Практические работы по выполнению вариантов ЕГЭ. | 4 | Закреплять навыки решения заданий ЕГЭ. | |
29 | | Итого | 34 | | |
Список литературы для учащихся;
1.Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, СЕ. Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006. 4.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! -М.: Эксмо, 2007
«Единый государственный экзамен по русскому языку» И. П. Цыбулько 2016
Список литературы для учителя.
1. Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, СЕ.
Крючков, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2015.
2. Н.В.Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.-М.:ВАКО,2014.
3 А.И.Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2013.
Розенталь Д. Э., Русский язык для поступающих в вузы, М., 2001.
Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В,Ф,Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2014.
«Единый государственный экзамен по русскому языку» И. П. Цыбулько 2016