Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Хозяйственно- бытовой труд
« Дайте детям радость труда эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»
В.А.Сухомлинский
Цель трудового воспитания по ФГОС – формирование положительного отношения детей к труду.
Задачи:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Условия организации труда детей
- Продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к любому виду труда. Ребенок сам должен захотеть выполнить эту работу и обратиться к вам за помощью или советом.
- Труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка. Предлагаемый вид труда должен немного опережать возможности ребенка, чтобы он мог овладеть новыми способами или же основываться на уже приобретенных навыках и умениях.
- Педагог должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять И поощрять проявление настойчивости, терпение, желание довести работу до конца.
- Усилия детей направлять на выполнение настоящего дела и получение практического результата.
- Cистематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду.
Вид детского труда : Хозяйственно-бытовой труд
Это труд по наведению порядка в помещении детского сада и на участке, направленный на формирование у ребенка осознание труда для общей пользы и стремления создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.
формы Хозяйственно-бытового труда
- Поручение
- Дежурство
- Коллективный труд
Методические приемы формирования навыков хозяйственно -бытового труда
- Показ и объяснение выполнения каждого действия в процессе совместного труда детей и взрослых; положительный пример взрослого
- Многократное повторение детьми одних и тех же действий в определенной последовательности
- Непосредственная помощь взрослого детям при выполнении действия
- Объективная оценка результатов трудовой деятельности
- Привлечение детей для помощи к другому
Дети овладевают различными трудовыми навыками и умениями:
- Овладевают способами действий с разнообразными орудиями труда
- Развивается мелкая мускулатура, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз
- Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно
- Вырабатывается умение доводить начатое до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результатов труда.
- Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.
- Прививается навык оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах
- Формирование у детей желания к посильному труду и т.д.
;
Хозяйственно – бытовой труд
- Хозяйственно-бытовой труд используются во всех возрастных группах.
- Хозяйственно-бытовой труд менее интересен для ребенка, так как в нем ребенок не видит ощутимых результатов момента созидания. Он не может использовать результаты такого труда в дальнейшей деятельности. Но этот труд подготавливает ребенка к жизни в социуме .
Хозяйственно-бытовой труд : дети 3-4 лет
- побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда;
- привлечение к выполнению несложных поручений: помощь в сервировке стола, уборка игр и игрушек, раскладывание или расстановка по местам каких-то вещей или предметов;
- во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).
Хозяйственно-бытовой труд : дети 4-5 лет
- приучать в семье и детском саду самостоятельно убирать и мыть игрушки;
- учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).;
- приучать подготавливать рабочее место к занятиям, а затем его убрать;
- учить стирать кукольное белье, протирать пыль на мебели и подоконниках, застилать постель;
- приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
Хозяйственно-бытовой труд : дети 5-6 лет
- учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки;
- формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице;
- учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды;
- учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.
Хозяйственно-бытовой труд : дети 6-7 лет
- продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки;
- продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице;
- учить самостоятельно убирать постель после сна;
- приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол;
- учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы;
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.
АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ
- Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
- Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! УСПЕХОВ И ТВОРЧЕСТВА В РАБОТЕ!