Тема: Цени, люби и знай русский язык (Слайд 1)
Ведущий: Ребята! Наш сегодняшний урок мы посвящаем русскому языку. Богат и красив наш русский язык.
Высказывание И. С. Тургенева Слайд 2:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И. Тургенев
Ведущий: Русский язык- это язык Шукшина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, на нем создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
Чтец:
1. Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик.
Как держава наша, могуч!
2. В нем дыханье Октябрьских бурь
И весеннего неба лазурь,
Думы новых богатырей,
И разливы новых морей.
3. Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боли души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Изучайте русский язык! -ВМЕСТЕ
Ведущий: Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Многие люди за рубежом с любовью и уважением изучают русский язык. Пушкинские строки на русском языке с гордостью слушала наша писательница Галина Константиновна ШевелЕва в Англии.
Слайд 3: «Угадай название сказки по строчкам А. С. Пушкина»
1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет, сам не зная куда.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде».)
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка… «Посади ты эту птицу, – Молвил он царю, – на спицу, Петушок мой золотой Будет верный сторож твой. Коль кругом все будет мирно, Так сидеть он будет смирно, Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны…»
(«Сказка о золотом петушке».)
Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. «Я сегодня поймал, было, рыбку: Золотую рыбку, не простую, По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась,. Дорогою ценой откупалась, Откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто. Наше-то совсем раскололось».
(«Сказка о рыбаке и рыбке».)
Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним одним она шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее...»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком,
«Кабы я была царица, –
Говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
(«Сказка о царе Салтане...»)
Ведущий: Нам в наследство дан самый богатый, меткий и красивый язык». Но мы не всегда с вами ценим это богатство, иногда небрежно относимся к употреблению слов, засоряем речь, ненужными выражениями.
Фрагмент из «Радио – няни» «Лишние слова» Слайд 4
Ведущий: А теперь послушайте, какое значение мы придаем некоторым словам, широко употребляя их в речи.
Чтец:
1. Очень часто можно слышать,
Как ученики говорят: давайте не будем, давайте поедем, давайте смотрите. Слово «давайте» в таких сочетаниях совершенно лишнее, кроме того оно придает речи грубоватый оттенок.
2. Классный – значит, распространяется на весь мир, имеет значение для всего мира. Но в значении «хороший», «замечательный» - это слово не является литературным и носит шутливо-разговорный характер.
3. Крайний – значит находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто после всех встал в очередь. Но у очереди два края, выходит, что стоящий впереди тоже крайний. Поэтому в подобных ситуациях надо спрашивать» Кто последний?»
Ведущий: Исправить речевые ошибки Слайд 5
1. Одеть пальто
2. Положь на стол
3. Оплатите за проезд
4. Самый красивейший
5. Ихний ребенок
6. Он быстро бегит
7. Евоный щенок
8. Ейная сестра
Ведущий: А теперь посмотрите сценку из нашей школьной жизни.
Леня: Серый, представляешь что значит, сегодня со мной произошло. Вызвали меня, понимаешь, по этой самой…истории. Н и, значит, вопросик о семилетней, так сказать, войне. Ну я и говорю: «Семилетнюю, понимаете, войну затеял, этот самый, король…как его..тфу…А, Фридрих! Семилетняя, так сказать, война длилась семь лет и поэтому значит, мы и того, называем ее семилетней. Ну вот, а если б, конечно, война эта не шла, так сказать 7 лет, то ее, значит, и не называли бы семилетней. И представляешь, вроде здорово я ,значит, отвечал, а поставила, эта самая, историчка-два. Во дела! Ну а у тя как дела?
Сережа: Ну, а я понимаешь, на хоккее был. Ох и классно всыпали наши, этим самым…Просто мировецки вкатили! А после хоккея еще, понимаешь, и в киношку ходил.
Леня: Ну и как? Классно!
Сережа: О, колоссально! Ты, понимаешь, так здорово, что просто не могу. Сначала, значит, он ничего как будто не знал…Потом все-таки он, кажется узнает. Ну и пошел действовать! Так здорово! Люкс! В общем-обалдеть!
Друзья, обнявшись, уходят!
Ведущий: Ну, ребята, что-нибудь поняли? Очень печально, когда в разговоре не находят нужных слов. Нужно обогащать свой язык, читать больше книг. Чтобы не получилось, как в этой сценке.
Сценка 2:
Встретил я одного приятеля. давно не виделся с ним!...
- Как живешь? - спрашиваю
- Нормально, - отвечает он
- А с учебой как?
- Нормально
- Ты, говорят, болел... Теперь - все в порядке?
- Нормально
- Хорошо, значит?
- Ну я же говорю- нормально
- Странно ты говоришь…
- Почему? Нормально
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально
"Да-а грустно,- подмал я, простившись с приятелем.
- Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!"
Ведущий: Ребята, Владимир Владимирович Путин подписал указ о государственном языке, регулирующий употребление иностранных слов. Согласно нововведениям, при использовании русского языка как государственного недопустимо применение иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, которые зафиксируют в нормативных словарях.
Закон направлен на повышение значимости русского языка как государственного на всей территории страны и усиление контроля за соблюдением его норм госслужащими и гражданами.
Абсолютный — совершенный
Бизнес — дело
Бизнесмен - разбор
Габариты — размеры
Дайвер — ныряльщик
Интервью — беседа
Комфорт (комфортность) — удобство
Лидер — вождь, вожак
Момент — миг
Натуральный — естественный
Отель — гостиница
Паркинг — стоянка
Реагировать — отзываться
Стабильность — устойчивость
Томаты — помидоры
Фрукты — плоды
Хобби — увлечение
Шеф — глава
Эксперимент — опыт
Юриспруденция — правоведение
Ведущий:
Изучайте русский язык!
Его словарь и грамматик!
Без знания грамматики
Не усвоишь ни истории, ни математики!