СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цени, люби и знай русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цени, люби и знай русский язык»

Тема: Цени, люби и знай русский язык (Слайд 1)

Ведущий: Ребята! Наш сегодняшний урок мы посвящаем русскому языку. Богат и красив наш русский язык.

Высказывание И. С. Тургенева Слайд 2:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?

Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И. Тургенев

Ведущий: Русский язык- это язык Шукшина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, на нем создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества. 

Чтец:

1. Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик.
Как держава наша, могуч!

2. В нем дыханье Октябрьских бурь

И весеннего неба лазурь,

Думы новых богатырей,

И разливы новых морей.

3. Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боли души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Изучайте русский язык! -ВМЕСТЕ

Ведущий: Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Многие люди за рубежом с любовью и уважением изучают русский язык. Пушкинские строки на русском языке с гордостью слушала наша писательница Галина Константиновна ШевелЕва в Англии.

Слайд 3: «Угадай название сказки по строчкам А. С. Пушкина»

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда.

Идет, сам не зная куда.

 («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

 Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого петушка… «Посади ты эту птицу, – Молвил он царю, – на спицу, Петушок мой золотой Будет верный сторож твой. Коль кругом все будет мирно, Так сидеть он будет смирно, Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны…»  

(«Сказка о золотом   петушке».)

Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо. «Я сегодня поймал, было, рыбку: Золотую рыбку, не простую, По-нашему говорила рыбка, Домой в море синее просилась,. Дорогою ценой откупалась, Откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с нее выкуп, Так пустил ее в синее море». Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля!   Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял с нее корыто. Наше-то совсем раскололось».     

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним одним она шутила И, красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее...»  

(«Сказка о мертвой царевне   и о семи богатырях».)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком,

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

(«Сказка о царе Салтане...»)

Ведущий: Нам в наследство дан самый богатый, меткий и красивый язык». Но мы не всегда с вами ценим это богатство, иногда небрежно относимся к употреблению слов, засоряем речь, ненужными выражениями.

Фрагмент из «Радио – няни» «Лишние слова» Слайд 4

Ведущий: А теперь послушайте, какое значение мы придаем некоторым словам, широко употребляя их в речи.

Чтец:

1. Очень часто можно слышать,

Как ученики говорят: давайте не будем, давайте поедем, давайте смотрите. Слово «давайте» в таких сочетаниях совершенно лишнее, кроме того оно придает речи грубоватый оттенок.

2. Классный – значит, распространяется на весь мир, имеет значение для всего мира. Но в значении «хороший», «замечательный» - это слово не является литературным и носит шутливо-разговорный характер.

3. Крайний – значит находящийся с краю. Иногда крайним называют того, кто после всех встал в очередь. Но у очереди два края, выходит, что стоящий впереди тоже крайний. Поэтому в подобных ситуациях надо спрашивать» Кто последний?»

Ведущий: Исправить речевые ошибки Слайд 5

1. Одеть пальто

2. Положь на стол

3. Оплатите за проезд

4. Самый красивейший

5. Ихний ребенок

6. Он быстро бегит

7. Евоный щенок

8. Ейная сестра

Ведущий: А теперь посмотрите сценку из нашей школьной жизни.

Леня: Серый, представляешь что значит, сегодня со мной произошло. Вызвали меня, понимаешь, по этой самой…истории. Н и, значит, вопросик о семилетней, так сказать, войне. Ну я и говорю: «Семилетнюю, понимаете, войну затеял, этот самый, король…как его..тфу…А, Фридрих! Семилетняя, так сказать, война длилась семь лет и поэтому значит, мы и того, называем ее семилетней. Ну вот, а если б, конечно, война эта не шла, так сказать 7 лет, то ее, значит, и не называли бы семилетней. И представляешь, вроде здорово я ,значит, отвечал, а поставила, эта самая, историчка-два. Во дела! Ну а у тя как дела?

Сережа: Ну, а я понимаешь, на хоккее был. Ох и классно всыпали наши, этим самым…Просто мировецки вкатили! А после хоккея еще, понимаешь, и в киношку ходил.

Леня: Ну и как? Классно!

Сережа: О, колоссально! Ты, понимаешь, так здорово, что просто не могу. Сначала, значит, он ничего как будто не знал…Потом все-таки он, кажется узнает. Ну и пошел действовать! Так здорово! Люкс! В общем-обалдеть!

Друзья, обнявшись, уходят!

Ведущий: Ну, ребята, что-нибудь поняли? Очень печально, когда в разговоре не находят нужных слов. Нужно обогащать свой язык, читать больше книг. Чтобы не получилось, как в этой сценке.

Сценка 2:

Встретил я одного приятеля. давно не виделся с ним!...

- Как живешь? - спрашиваю

- Нормально, - отвечает он

- А с учебой как?

- Нормально

- Ты, говорят, болел... Теперь - все в порядке?

- Нормально

- Хорошо, значит?

- Ну я же говорю- нормально

- Странно ты говоришь…

- Почему? Нормально

- Ты считаешь – нормально?

- Нормально

"Да-а грустно,- подмал я, простившись с приятелем.

- Странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!"

Ведущий: Ребята, Владимир Владимирович Путин подписал указ о государственном языке, регулирующий употребление иностранных слов. Согласно нововведениям, при использовании русского языка как государственного недопустимо применение иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, которые зафиксируют в нормативных словарях.

Закон направлен на повышение значимости русского языка как государственного на всей территории страны и усиление контроля за соблюдением его норм госслужащими и гражданами.

Абсолютный — совершенный

Бизнес — дело

Бизнесмен - разбор

Габариты — размеры

Дайвер — ныряльщик

Интервью — беседа

Комфорт (комфортность) — удобство

Лидер — вождь, вожак

Момент — миг

Натуральный — естественный

Отель — гостиница

Паркинг — стоянка

Реагировать — отзываться

Стабильность — устойчивость

Томаты — помидоры

Фрукты — плоды

Хобби — увлечение

Шеф — глава

Эксперимент — опыт

Юриспруденция — правоведение

Ведущий:

Изучайте русский язык!

Его словарь и грамматик!

Без знания грамматики

Не усвоишь ни истории, ни математики!