«Центр патриотического воспитания в ДОУ»
Памятка для педагогов
Старший воспитатель ВКК: Москалева А.М.
Принципы организации центра:
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание центра на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).
4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной месте).
5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
Главные атрибуты
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду:
- Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.
- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
- Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.
- Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.. Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями
Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?» и т.д.
РАННИЙ ВОЗРАСТ
Материалы:
• Альбомы: «Наша дружная семья», «Один день из жизни нашей группы»,
«Моя малая родина» « Правила поведения в группе».
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное
время года, деревья, цветы, характерные для Вологодской области».
• Куклы (бумажные) в национальном костюме.
• Народные игрушки (матрешки, петушок и т.д.).
• Книги с русско - народными сказками, потешками, прибаутками.
• Дидактические игры: «Моя семья» «Наряди матрешку» «Найди тень» «Пазл
собери матрешку» «Вставь недостающий элемент» «Найди героев сказки:
репка, колобок» и др.
• Раскраски русских народных сказок.
• Предметы декоративно-прикладного искусства (миски, изделия из бересты,
изделия с вышивкой, вязаные салфетки и т.д.).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Материал по социально- нравственному воспитанию:
взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид - иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия;
дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях- девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.;
эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу», «Хорошо– плохо » так можно делать, а так нельзя», этикет.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом) –фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки ( различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т.д.)
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
1. Материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей села. Сравнение понятий «город- село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города. Животный и растительный мир.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства , различные макеты ( крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.
5. Элементы государственной символики – флаг, герб.
6. Элементы областной символики – флаг, герб.
7. Элементы муниципальной символики- флаг, герб промышленных предприятий.
8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Моя семья– семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения города», «Наука , образование и культура», «Знаменитые земляки», « В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
Мой край – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство).
Родная страна – карта России., природные зоны нашей страны, народы населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство), символика ( герб, флаг, гимн, портрет президента.
Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне». «Богатыри земли русской». «Великая Отечественная война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.).
Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, , куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию.
Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях , профессиях, характерных для той или иной страны