Церковный раскол
Смута в России сопровождалась разрухой, голодом и запустением. Это страшное время стало тяжёлым испытанием и для церкви, затронув как рядовых служителей, так и патриархов…
История России, 7 класс
Митясов Виталий Николаевич // Ордынская школа № 3
Патриарх Иов отказался признать Лжедмитрия I законным правителем России, после смерти Бориса Годунова и победы самозванца был изгнан.
Новый Патриарх Московский и всея Руси Игнатий торжественно короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек. На следующий день после убийства Лжедмитрия был лишён сана и заточён в Чудов монастырь.
Гермоген получил титул Патриарха при Василии Шуйском. За то, что он благословлял народ бороться против поляков, его уморили голодом в заключении.
Во времена интервенции поляки-католики оскверняли в Москве мощи святых, грабили и разрушали православные церкви, нередко убивали священников.
За поддержку православных традиций восемь лет в польском плену провёл митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов) — отец Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых.
Летом 1619 г. Филарет вернулся из плена. Через несколько дней на Церковном соборе Филарет был избран Патриархом Московским и всея Руси.
Филарет стал соправителем и успешно занимался укреплением авторитета новой правящей династии и самодержавной власти, но важные церковные вопросы решить не сумел ни он, ни его преемники — патриархи Иоасаф I и Иосиф .
Ещё в 1518 г. переводчик Максим Грек, что в русских православных книгах за несколько веков переписывания накопилось немало ошибок, их необходимо исправить по греческим и древнеславянским оригиналам.
Во время правления Ивана Грозного в 1551 г. по инициативе митрополита Макария на Стоглавом соборе было решено разработать единый пантеон русских святых, переписать священные книги и ввести церковное единообразие в обрядах.
К вопросу о единообразии православных книг, используемых в Русском государстве, вернулись в правление Алексея Михайловича .
Сам царь Алексей Михайлович и его единомышлен-ники считали, что богословие и обряды нужно исправлять на основе греческих источников .
Патриарх Иосиф и другие утверждали: раз Византию завоевали турки, значит, к грекам нет доверия. К тому же, после падения Византии православная греческая литература печаталась в католической Италии.
Постепенно вокруг Алексея Михайловича сложился круг лиц, которые называли себя «ревнителями древнего благочестия» : боярин Фёдор Михайлович Ртищев, архимандрит Никон (1605–1681), протопоп Аввакум (1620–1682) и другие. Но достичь согласия они не смогли.
Новгородский митрополит Никон по предложению царя Алексея Михайловича в 1652 г., после смерти патриарха Иосифа, стал главой Русской церкви. В 1653–1655 гг. он провёл церковную реформу .
По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух . Земные поклоны заменялись поясными, а крестные ходы проводились в обратном направлении, против солнца. Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного, иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо Исус.
Многие верующие восприняли реформу Никона как нарушение правильных церковных традиций и богохульство. Тем не менее, Церковный собор, созванный в 1654 г., изменения одобрил.
Вслед за реформой Никон выдвинул идею о первенстве церковной власти над светской и стал претендовать на роль соправителя царя , как некогда Филарет фактически правил государством при Михаиле Фёдоровиче.
Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе .
Самолюбивый Никон в 1658 г. сложил с себя сан патриарха и добровольно отправился в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь . Он надеялся, что царь одумается и пригласит его обратно в Москву.
Алексей Михайлович созвал Церковный собор, который состоялся в 1666 г., чтобы судить Никона за самовольное, без дозволения государя, отречение от сана.
Церковный собор 1666–1667 гг. признал Никона виновным и сослал в монастырь, но поддержал его реформу. Противников церковной реформы стали называть старо-обрядцами , их руководителям за неповиновение полагалась смерть на костре.
Старообрядцы считали, что реформа Никона разрушает традиционную православную веру, поэтому а знак протеста бежали в леса, устраивали коллективное самосожжение , отказывались нести повинности, оказывала вооружённое сопротивление правительственным войскам.
Среди старообрядцев оказались представители различных социальных слоёв: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство. Боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову за её взгляды лишили имений, сослали и уморили голодом.
Лидера старообрядцев протопопа Аввакума ссылали в Сибирь, несколько лет держали в земляной тюрьме и, в конце концов, сожгли на костре.
На сторону старообрядцев перешли многие монастыри. В 1668–1676 гг. произошло крупное восстание монахов в Соловецком монастыре . Оно было жестоко подавлено царскими войсками, но выступления раскольников в различных частях России продолжались до конца XVII в.