Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 ст.Незлобной»
«Ценностные ориентиры формирования
универсальных учебных действий»
Подготовила Порунова Л.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №12 ст.Незлобной
2014 год.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия.
Главная цель работы над темой:
Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.
Задачи:
Изучить сущность универсальных учебных действий.
Проанализировать УМК «Школа 2100» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД .
Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.
Предполагаемые результаты:
Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимися самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Повышение уровня профессионализма учителя
Повышение качества преподавания предметов.
Ценностные ориентиры основного образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы основного общего образования:
- формирование основ гражданской идентичности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности;
-развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации.
Процетирую Сократа: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».
Я придерживаюсь того мнения, что талантлив каждый ребенок в определенной сфере человеческой деятельности, но важно вовремя выявить и развить этот талант. Именно поэтому целью своей деятельности считаю создание условий, обеспечивающих развитие каждого ее ученика в соответствии с его природными возможностями.
А каким же должен быть современный ученик?
В связи с этим я изучила документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать все условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: применять эффективные формы организации обучения и образовательные технологии, создать эффективную информационно-образовательную среду.
Любое задание по предмету должно рассматриваться учителем как основание для формирования универсальных учебных действий (причем следует точно определить для себя какого именно?). До сих пор учителю достаточно было подобрать соответствующую программу и учебники, составить тематический план и спокойно делать свое дело. С введением стандартов этого уже не достаточно. Учителю нужно вносить изменения в сам процесс обучения. Нужны новые инструменты, позволяющие реализовывать требования стандартов. Эти инструменты нужно иметь в наличии и уметь ими пользоваться.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Я работаю учителем начальных классов 19 лет. Каждый урок требует чего - то нового, интересного. Моя задача увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни"
Чтобы соответствовать званию учитель, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии. Сейчас работаю по программе «Школа 2100». Почему выбрала эту авторскую программу?
«Школа 2100» изначально создавалась как развивающая образовательная система для массовой школы. Меня заинтересовал новый не традиционный подход к обучению, содержание учебно-методического комплекта и принцип минимакса, лежащий в основе данной системы.
В Образовательной системе «Школа 2100» накоплен опыт формирования универсальных учебных действий, их формирование заложено в методический аппарат всех учебников. Работая с учебниками «Школы 2100», дети учатся думать, рассуждать, делать выводы и, конечно, писать без ошибок.
В учебниках, соответствующих ФГОС, задания, направленные на формирование УУД отмечены точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (● личностные - красным, ● регулятивные - оранжевым,● познавательные - синим,● коммуникативные - зеленым). Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета - ●. Большое количество заданий в учебниках по всем предметам направлено на развитие речевых умений, в том числе на создание текстов. Предусмотрено поэтапное обучение проектной деятельности.
Я считаю, что для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения. Я проектирую свои уроки на основе этой технологии. Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включают в себя следующие шаги:
1.Организационный момент:
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний:
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для "открытия" нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы:
- определение затруднения, его место;
- определение необходимости нового знания.
4. "Открытие" учащимися нового знания:
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление:
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение:
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия:
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности.
Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций на уроках:
- подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
- определяю проблемные теоретические и практические задания;
- ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1 Организационный момент | Личностные | Эмоциональный настрой, |
2. . Актуализация знаний | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
3. Постановка учебной проблемы: | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4. "Открытие" учащимися нового знания: | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные | Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» |
5. Первичное закрепление | Познавательные Регулятивные, Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Регулятивные Личностные, Познавательные | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
7. Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные, Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные Личностные Познавательные | Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. |
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия.
В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:
- создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
- учу ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
-перед началом решения составляем совместный план действий.
- привлекаю детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
- учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания, знакомлю с разными источниками, используемыми для поиска информации. В ходе учебной деятельности развиваю память и мышления детей.
- общаемся с позиции сотрудничества.
- обучаю детей приемам работы в группах, дети вместе со мной исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.
- не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями
- учу разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
- показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учу оценивать и свою работу.
- вместе с учениками решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
- учу детей планировать свою работу и свой досуг.
Проблемное обучение нельзя превращать в универсальный метод обучения, т.к. проблемная ситуация на «слабоуспевающего, слабоподготовленного ученика действует отрицательно, она больше угнетает, дезорганизует». С такими учащимися нужно вести индивидуальную работу во внеурочное время, уделить внимание их подготовке к уроку.
Для «тихих», робких ребят необходимо создавать «повторяющиеся ситуации успеха», закрепить тем самым их стремление к участию в споре, дискуссии, содействовать развитию и воспитанию уверенности, настойчивости.
И, в конце концов, необходимо сочетать проблемное обучение с другими методами, средствами и формами развития УУД.
Учитель начальных классов может и должен использовать парные и групповые формы работы, дидактические игры, опыты и наблюдения, нестандартные ситуации, технические средства обучения, занимательные упражнения, схемы, таблицы и т.д.
Сочетая (разумно) все вышеперечисленные методы и приемы, средства и формы активизации познавательной деятельности с проблемным обучением можно добиться высоких результатов в работе по активизации познавательной деятельности, которая является важным звеном оптимизации учебно-воспитательного процесса.
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» на занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.
Для реализации этой формы работы в учебниках, точками зелёного цвета ● выделены задания, предусматривающие групповую форму работы.
В своей работе использую следующие приёмы групповой работы:
1. Корзина идей.
2. Сводная таблица.
3. Концептуальная таблица.
Как используются эти приёмы при работе в классе?
Приём "Корзина идей".
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва - это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Существительное - это …
- … предмет
- … явление природы
- … часть речи
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Прием "Сводная таблица"
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи его название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Заполни сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Название | Основные свойства | Использование |
Известняк | | |
Гранит | | |
Глина | | |
Песок | | |
Железная руда | | |
В результате заполнения получаем сводную таблицу.
Название | Основные свойства | Использование |
Известняк | Белого, серого или желтого цвета; | Строительство, мел, мрамор. |
Гранит | Зернистый. Твердый и прочный | Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. |
Глина | Очень мельчайшие частички, скреплённые между собой. | Кирпич, посуда |
Песок | В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. | Дороги, стекло |
Железная руда | Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. | Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др. |
Приём "Концептуальная таблица".
Окружающий мир "Природные зоны. Лес".
Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в "Концептуальную таблицу".
Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?
а) первая линия сравнения
Для работы класс делится на три группы: 1 группа работает с информацией о тайге, 2 группа работает с информацией о смешанном лесе, 3 группа работает с информацией о широколиственном лесе.
б) вторая линия сравнения
1 группа работает с информацией о растениях тайге, 2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса, 3 группа работает с информацией о растениях широколиственного леса.
в) третья линия сравнения
1 группа работает с информацией о животных тайги, 2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.
Линии сравнения | Тайга | Смешанный лес | Широколиственный лес |
Климатические условия | | | |
Растительный мир | | | |
Животный мир | | | |
Русский язык. Части речи.
Линия сравнения | Имя существительное | Имя прилагательное |
Вопросы | | |
Что обозначает | | |
Как изменяется | | |
Данные приёмы помогают учителю эффективно организовать групповую работу на уроке и научить учащихся работать коллективно.
Ещё такой приём работы в парах. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.
В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…». Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
Работа в парах ребятам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические взаимодиктанты, карточки – зачеты, с большим интересом работают с карточками на уроке. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Работа в парах и малых группах на коллективных учебных занятиях протекает в атмосфере совместного согласованного взаимодействия учеников, возникают дружеские отношения, ответственная зависимость и взаимоконтроль, повышается мотивация обучения, развивается самостоятельность. Спокойная доброжелательная обстановка на уроках вселяет уверенность в свои силы у каждого ребёнка».
Групповая форма работы требует большой и тщательной подготовки. Все группы вместе составляют единое цело. Очень важно, чтобы это единство сохранилось на протяжении всего урока, чтоб не разорвалась цепочка в общении. Для этого необходимо, чтобы каждый ученик работал. Молчание ученика – все равно, что он отсутствует.
Оказывается, достигать результатов образования, предусмотренных новыми стандартами, можно в атмосфере радости и согласия. И для этого многого не надо, - достаточно сидящих рядом учеников повернуть лицом друг к другу и предложить им совместную работу.
Но для этого нам нужно "немножко" уменьшить свои привычки много говорить самим, судить и распоряжаться, делать замечания, наставлять и воспитывать - то есть учителю нужно изменить себя, стиль своей работы.
Очень важен эмоциональный настрой в начале урока, он способствует формированию личностных УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Регулятивные УУД.
При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.
При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.
Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»
Познавательные УУД:
Проблемное обучение.
Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц?
- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
Коммуникативные УУД:
Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
учащихся
- возрастает сплочённость класса;
- ученик более точно оценивает свои возможности;
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока.
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая определяет необходимые для этого элементы ИКТ-компетентности.
В своей деятельности использую следующие виды ИКТ:
- выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;
- компьютерное тестирование;
- использование электронных сборников-тренажёров;
- работа с электронными энциклопедиями;
- работа с интерактивной доской;
В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД) как основа умения учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщённое действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.
Для формирования действий самоконтроля и самооценки использую методики: Шкала Дембо – «Волшебные линеечки», «Прогностическая оценка»; «Портфолио ученика» и др.
С целью вызвать интерес к получению знаний провожу разнообразные уроки по форме: урок-путешествие, урок-сказка, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-постановка учебной задачи, урок контроля.
Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Исследование уровней сформированности УУД.
В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.
С 1 класса отслеживается сформированность УУД по следующим методикам
Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности
Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений».Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.
Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».Цель: выявление уровня развития словесно-логического мышления.
Коммуникативные УУД – методика «Рукавички». Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Результаты мониторинга, проведенного в 2013 году
Таблица 1.
№ | ФИ учащегося | Личностные | Регуля- тивные | Познава- тельные | Коммуни кативные |
Мотивация | Нравств. представл. |
1 | Андреев М | 3 уровень | средний | низкий | низкий | средний |
2 | Апресян А. | 1уровень | высокий | высокий | высокий | высокий |
3 | Белавин А. | 2уровень | высокий | средний | высокий | средний |
4 | Буйнова Е. | 3уровень | средний | низкий | средний | высокий |
5 | Бусова В. | 2уровень | средний | средний | средний | высокий |
6 | | | | | | |
7 | | | | | | |
8 | | | | | | |
9 | | | | | | |
| % в среднем по классу | 1– 33,5% 2 – 22% 3–33,5 4 5 | В – 56% С – 44% Н – - | В – 33% С – 45% Н – 22% | В – 33% С – 45% Н – 22% | В – 67% С – 33% Н – - |
Эта таблица дает понять, что у детей на начальном этапе, учитывая нормативные показатели возраста, хорошо сформированы коммуникативные УУД. У двух учеников на низком уровне сформированы регулятивные и познавательные УУД, а у двух – очень низкая мотивация. УУД у учащихся сформированы преимущественно на среднем уровне. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства учеников класса УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса.
Отслеживая результаты мониторинга, я вижу положительную динамику в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов способствует развитию универсальных учебных действий.
Результаты работы над данной темой:
1. Большинство учащихся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока.
2. Многие обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.
3.Развивается умение работать в парах и группах:
- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.
4. Дети умеют использовать знаково-символические средства.
5. Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.
6. Создана методическая копилка материалов с теоретическим и практическим материалом, которая будет пополняться в ходе дальнейшей работы.
7. Для формирования УУД на уроках максимально используются возможности УМК «Школа 2100»
Перспектива:
Дальнейшая работа над формированием УУД с использованием современных технологий.
Подробное изучение технологии «Развития критического мышления» и использование приемов этой технологии при проектировании уроков.
Пополнение методической копилки
Подведение итогов работы и представление материалов опыта на сайте школы на обобщающем этапе работы.
Подведение итогов
Итак, коллеги, напоминаю вам, что программа формирования универсальных учебных действий является еще одной составляющей вашего проекта. Поэтому я предлагаю Вам при разработке программы , опираться на следующий план:
описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (с опорой на УМК);
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (без описаний);
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!