РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»
6 класс
(основное общее образование)
(ведущее направление: функциональная грамотность)
срок реализации рабочей программы – 1 год
Пояснительная записка
Цель изучения курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»: ознакомление обучающихся с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Задачи:
дать обучающимся систему знаний о компьютерных ресурсах;
развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий;
расширять кругозор обучающихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения;
активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);
учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса основы цифровой грамотности у обучающихся будут сформированы представления, знания и умения, необходимые для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся познакомятся с приёмами работы с компьютером и другими средствами ИКТ, необходимыми для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач. Кроме того, изучение основ компьютерной грамотности будет способствовать коррекции и развитию познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей.
В программе предусмотрены следующие виды разделов:
Что такое компьютер
Управление компьютером
Информация
Графический редактор.
Текстовый процессор.
Медиа продукция
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
В соответствии с учебным планом образования обучающихся курс внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»в 6 классе рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры
Ценностные ориентиры содержания курса «Цифровая грамотность» определяются спецификой информационных технологий как науки. Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. В качестве объектов ценностей труда и быта рассматривается формирование понимания у школьников необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств. В основе формирования коммуникативных ценностей, лежит процесс общения, грамотная речь, правильное использование предметной терминологии и символики, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения. Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
К личностным результатам освоения курса относятся:
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
В результате освоения курса «Цифровой грамотности» у обучающихся планируется формирование
базовых учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия :
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать;
печатать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные базовые учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Предметные результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать:
технику безопасного поведения в компьютерном классе;
технику безопасности при работе за компьютером;
устройство компьютера (базовая комплектация);
понятие информации и действий с нею на чувственном уровне;
устройства ввода, вывода и хранения информации (базисной комплектации);
понятие алгоритма и правила построения простейших алгоритмов;
правила запуска и внешнего вида текстового редактора WORD.
правила запуска и внешнего вида графического редактора PAINT, инструменты и правила работы с ними;
правила безопасного поведения в сети интернет;
правила запуска браузеров и работы в них.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
использовать полученные знания в практической деятельности;
соблюдать технику безопасности;
работать с информацией (передавать, обрабатывать и хранить);
создавать, редактировать документы, создавать таблицы и форматировать текст в текстовом редакторе WORD;
запускать графический редактор и работать с его инструментами при создании рисунка;
работать с программами и файлами;
различать службы сети Интернет, пользоваться ими;
Так же включают освоенные обучающимися знания и умения по основам компьютерной грамотности, готовность их применения в быту.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для обучающихся. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по основам цифровой грамотности не является препятствием к продолжению образования.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец обучения в 6 классе:
Минимальный уровень: представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении;
выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
представление о персональном компьютере как техническом средстве, его основных устройствах и их назначении; выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами ИКТ, используя безопасные для органов
зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы; выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка); пользование компьютером для решения доступных учебных задач с простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.), доступными электронными ресурсами; пользование компьютером для поиска, получения, хранения, воспроизведения и передачи необходимой информации; запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Цифровая грамотность»
№ | Раздел | Кол- во часов | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные | БУД |
1 | Что такое компьютер | 3 | Минимальный уровень: Должен знать: -Основные требования при работе на компьютере -Что такое персональный компьютер Должен уметь: -Применять свои знания на практике -Самостоятельно запускать и закрывать программу Достаточный уровень: Должен знать: -Основные требования при работе на компьютере -Что такое персональный компьютер -Программное и аппаратное обеспечение компьютера Должен уметь: | -Проявление готовности к самостоятельной жизни - Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. - Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. -Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Личностные -Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Коммуникативные Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс); Регулятивные -Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Познавательные -Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; |
| | | -Применять свои знания на практике -Самостоятельно запускать и закрывать программу -Различать программное и аппаратное обеспечение компьютера | | |
2 | Управление компьютером | 11 | Минимальный уровень: Должен знать: -Что такое рабочий стол -Внешние устройства -Устройства ввода информации -Как запускать калькулятор Должен уметь: -Применять свои знания на практике -Ориентироваться на рабочем столе -Пользоваться клавиатурой и компьютерной мышью -Самостоятельно запускать и работать с калькулятором Достаточный уровень: Должен знать: -Что такое рабочий стол -Устройства ввода информации -Внешние устройства | -Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. -Владение навыками коммуникации и | Личностные -Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Коммуникативные Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; Регулятивные -Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; Познавательные -Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). |
| | | -Внутреннее устройство компьютера -Как запускать калькулятор Должен уметь: -Применять свои знания на практике -Ориентироваться на рабочем столе -Пользоваться клавиатурой и компьютерной мышью -Подключать внешние устройства к ПК -Самостоятельно запускать и работать с калькулятором | принятыми нормами социального взаимодействия. | |
3 | Информация | 6 | Минимальный уровень: Должен знать: -Что такое информация -Способы создания и сохранения файлов | -Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в | Личностные -Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, |
| | | -Способы приема и передачи информации -Что такое электронная почта Должен уметь : -Применять свои знания на практике -Создавать и сохранять файлы -Принимать и передавать информацию Достаточный уровень: Должен знать: -Что такое информация -Виды информации -Свойства информации -Способы создания и сохранения файлов -Способы приема и передачи информации -Что такое электронная почта -Обработка информации Должен уметь: -Применять свои знания на практике -Различать информацию -Создавать и сохранять файлы - Принимать и передавать информацию | повседневной жизни. - Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. - Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Коммуникативные -Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; Регулятивные -Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; Познавательные -Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). |
4 | Графический Редактор | 5 | Минимальный уровень: Должен знать -Что такое графический редактор Paint -Возможности графического редактора Paint Должен уметь: -Самостоятельно запускать графический редактор Paint -Применять свои знания на практике -Создавать рисунки и сохранять их в папке Достаточный уровень: Должен знать: -Что такое графический редактор Paint -Возможности графического редактора Paint -Как работать в графическом редакторе Paint Должен уметь: -Самостоятельно запускать графический редактор Paint -Применять свои знания на практике. | -Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; творческому труду, | Личностные -Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; Коммуникативные - Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); Регулятивные -Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать общем темпе; Познавательные -Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; предложенному плану и работать в |
5 | Текстовый редактор | 5 | Минимальный уровень: Должен знать: -Что такое текстовый редактор -Возможности текстового редактора -Как изменять шрифт Должен уметь: -Применять свои знания на практике -Самостоятельно запускать и работать в текстовом редакторе -Редактировать текст Достаточный уровень: Должен знать: -Что такое текстовый редактор -Возможности текстового редактора -Приемы редактирования текстов -Способы сохранения файлов -Как изменять шрифт Должен уметь: -Применять свои знания на практике | -Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. -Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. - Проявление готовности к самостоятельной жизни. - Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | Личностные -Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; Коммуникативные -Обращаться за помощью и принимать помощь; -Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; Регулятивные -Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; Познавательные Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). |
| | | -Самостоятельно запускать и работать в текстовом редакторе -Редактировать текст | | |
6 | Медиа продукция | 4 | Минимальный уровень: Должен знать: -Что такое медиа продукция -Что такое компьютерная сеть -Что такое сеть интернет Должен уметь -Самостоятельно запускать медиа продукцию -Применять свои знания на практике -Безопасно пользоваться сетью интернет Достаточный уровень: Должен знать : -Что такое медиа продукция -Виды медиа продукции -Что такое компьютерная сеть | -Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -Овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; | Личностные -Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; Коммуникативные -Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные -Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные -Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; |
| | | -Что такое сеть интернет Должен уметь: -Самостоятельно запускать медиа продукцию -Применять свои знания на практике -Безопасно пользоваться сетью интернет - Самостоятельно заходить в сеть интернет | | |
Тематическое планирование
(1 час в неделю – 34 часа за год)
| Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
| Что такое компьютер | | |
1 | Основные требования при работе на компьютере Вводный инструктаж по ОТ, ТБ, ППБ | 1 | |
2 | Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией Первичный инструктаж по ОТ,ТБ,ППБ | 1 | |
3 | Программное и аппаратное обеспечение компьютера | 1 | |
| Управление компьютером | | |
4 | Практическая работа №1 Управление компьютером: рабочий стол, главное меню, запуск программ | 1 | |
5 | Практическая работа №2 Ввод информации в память компьютера. Устройства ввода информации. Клавиатура Освоение клавиатуры | 1 | |
6 | Практическая работа №3 Работа на тренажере по отработке навыков работы на клавиатуре, работы с мышью | 1 | |
7 | Внешние устройства | 1 | |
8 | Внутреннее устройство компьютера | 1 | |
9 | Практическая работа №4 Понятия вверх, вниз | 1 | |
10 | Практическая работа №5 Понятия вправо, влево | 1 | |
11 | Практическая работа №6 Символьные клавиши на клавиатуре | 1 | |
12 | Практическая работа №7 Функциональные клавиши на клавиатуре | 1 | |
13 | Практическая работа №8 Игры с калькулятором | 1 | |
14 | Практическая работа №9 Игры с калькулятором | 1 | |
| Информация | | |
15 | Что такое информация? Виды информации | 1 | |
16 | Свойства информации Повторный инструктаж по ОТ и ТБ | 1 | |
17 | Практическая работа №10 Действия с информацией. Создаем и сохраняем файлы | 1 | |
18 | Прием и передача информации. Электронная почта | 1 | |
19 | Язык передачи информации | 1 | |
20 | Обработка информации | 1 | |
| Графический редактор | | |
21 | Графический редактор Paint. Назначение, возможности, местоположение | 1 | |
22 | Практическая работа №12 Работа в графическом редакторе | 1 | |
23 | Практическая работа №13 Работа в графическом редакторе | 1 | |
24 | Практическая работа №14 Работа в графическом редакторе | 1 | |
25 | Практическая работа №15 Работа в графическом редакторе | 1 | |
| Текстовый редактор | | |
26 | Практическая работа № 16 Назначение и основные понятия текстового редактора | 1 | |
27 | Практическая работа №17 Приемы редактирования текстов | 1 | |
28 | Практическая работа №18 Проверка орфографии | 1 | |
29 | Практическая работа №19 Сохранение текста | 1 | |
30 | Практическая работа №20 Работа со шрифтами | 1 | |
31 | Медиа продукция | | |
32 | Знакомство с медиа продукцией | 1 | |
33 | Демонстрация видеофрагментов с использованием медиадисков | 1 | |
34 | Компьютерные сети. Сеть Интернет. Инструктаж «Правила поведения в сети Интернет» | 1 | |
Итого за год - 34 урока.
Результат внеурочной деятельности (выход) – выполнение практической работы на ПК.