СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровая грамотность на уроках технологии в специальной школе

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль цифровой  грамотности   на уроках технологии  и  вопросы внедрения  ИКТ  в  процесс  преподавания  технологии.

Просмотр содержимого документа
«Цифровая грамотность на уроках технологии в специальной школе»

Цифровая грамотность на уроках технологии

в специальной школе


Цифровая грамотность — рамочное понятие, объединяющее, с одной стороны, все виды компьютерной грамотности, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий, с другой — те виды компетенций, которые необходимы в современном мире в связи с высоким уровнем распространения Интернета:

      1. Информационная и медиакомпетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео).

      2. Коммуникативная компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.), совершаемых с различными целями.

      3. Техническая компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т. п.

      4. Потребительская компетентность: знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и Интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Можно выделить следующие уровни цифровой грамотности:

• Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.

• Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома.

• Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.

При обучении технологии цифровая грамотность учащихся способствует: развитию различных видов мышления и коммуникативных способностей; формированию умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; эстетическому воспитанию за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формированию информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность, изучать совместно источники и материалы, сопровождать доклад показом презентации.

В специальной школе применение ИКТ имеет свои особенности. Дети с интеллектуальной недостаточностью страдают именно от неспособности оперировать большими объемами информации, следовательно, роль цифровой грамотности учащихся специальной школы будет существенно отличаться от «нормы». Учащиеся специальной школы пользуются мобильными устройствами в основном для просмотра видео развлекательного характера и игр. Существует необходимость в разработке компьютерных программ для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Надо учитывать особенности визуального восприятия детьми с умственной отсталостью - то, как они воспринимают двухмерные изображения объемных предметов на плоском экране. Большое значение для обучения имеет мотивация, однако у учащихся с интеллектуальной недостаточностью учебная мотивация снижена или отсутствует, поэтому применение ИКТ на уроках технологии должно быть тщательно продумано и применяться дозировано, только тогда применение ИКТ может способствовать повышению учебной мотивации и стимулированию учебной деятельности таких обучающихся.

Необходим опыт формирования компьютерной грамотности учащихся специальной школы на уроках трудового обучения. Учителям технологии в первую очередь необходим опыт работы с мультимедийным оборудованием — от этого опыта будет зависеть цифровая грамотность учащихся с интеллектуальными нарушениями при обучени технологии.

Педагогу технологии использование ИКТ позволяет: представлять материал с помощью компьютера (презентации могут быть использованы для объяснения нового материала, для наглядной демонстрации технологических процессов, моделирования изделий и технологического процесса, представления результатов выполнения индивидуальных и групповых работ); создавать фотоальбомы; проводить корректировку знаний учащихся; организовать профориентацию; проводить проверку усвоения содержания (создавать тесты); организовать виртуальные экскурсии, иллюстрирование сложных технологических и производственных процессов.

Цифровая грамотность позволяет педагогу общаться в социальных сетях со своим коллегами, представителями других профессиональных сообществ, открывая доступ к передовому опыту других школ, вузов и научных направлений, таким образом педагоги имеют возможность обмениваться опытом по использованию инновационных технологий в образовании. Такие сетевые сообщества как Открытый урок, Первое сентября, Инфоурок, Мультиурок становятся инструментом для обучения на протяжении всей жизни, так как позволяют делиться профессиональным опытом, который раньше мог передаваться только в ходе личной работы с наставником. Дистанционное обучение позволяет педагогу повысить квалификацию и/или пройти профессиональную переподготовку без отрыва от производства.

Видеохостинг YouTube содержит огромное количество профессионального видео, в том числе образовательного: мастер-классов практически по любой теме урока технологии (и не только). Сейчас, когда школы интенсивно оснащаются мультимедийным оборудованием, просмотр видео мастер-классов на уроках технологии становится частью учебного процесса.

Для преподавателя технологии в специальной школе цифровая грамотность дает возможность: создавать (скачивать из Интернета или создавать самостоятельно) визуальные ряды для разъяснения понятий, технологических процессов, последовательности выполнения практических заданий; разрабатывать тесты и программы обучения, готовить открытые уроки, представлять материалы на семинары и педсоветы. Предполагается, что большое количество создаваемого педагогом иллюстрируемого с применением ИКТ дидактического материала (визуализация) на уроках технологии поможет учащимся с интеллектуальной недостаточностью лучше усваивать изучаемый материал.

Условием успешного внедрения ИКТ в процессы обучения является повышение требования к уровню компетентности учителей в области информационных и коммуникационных технологий (умение пользоваться цифровыми учебными ресурсами, новыми педагогическими инструментами и техническими средствами; знание социальных аспектов применения информационных и коммуникационных технологий; умение организовать процессы сотрудничества, в том числе с помощью сетевых ИКТ).

Внедрение ИКТ в процесс преподавания технологии потребует появления новых знаний о том, как происходит обучение детей с использованием ИКТ на уроках технологии, и о роли этих знаний в процессах создания более эффективных систем обучения, ориентированных на активное вовлечение обучающихся в область информационных и коммуникационных технологий.


Литература:

      1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО. 2013. – 320 стр.

      2. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке преподавателей. ЮНЕСКО. 2005

      3. Структура ИКТ-компетентности учителей. рекомендации ЮНЕСКО. ЮНЕСКО. 2011

      4. Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Содружество обучения, 2011

      5. Андреев А.А., Каплан С.Л., Краснова Г.А., Лобачев С.Л., Лупанов К.Ю., Поляков А.А., Скамницкий А.А., Солдаткин В.И. Основы открытого образования. Т. 2. – М.: НИИЦ РАО. 2002.

      6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С. Полат). – М.: Академия, 1999.

      7. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии (под. ред. С.А. Смирнова). – М.: Академия, 2000.

      8. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс. 1994.

      9. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Прикладная философия открытого образования: педагогический аспект. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002. – 168 с.

      10. Курганская Г.С. Модели, методы и технологии дифференцированного обучения на 22. базе Интернет. Автореферат. М:ИПМ РАН, 2001.

      11. Тихомирова А.Н. Дистанционное обучение: основные технологии // Науч. сессия МИФИ-2005: Сб. науч. тр. М.: МИФИ, 2005. Т.2., с.128.

      12. Урнов В.А., Филиппов С.А., Шуйкова И.А. Единое информационное пространство школы как один из компонентов единого образовательного информационного пространства // XI Всеросс. научн.метод. конф. «Телематика-2004». Сб. науч. тр. СПб.: ЛИТМО, 2004. Т.2.