Доклад на тему
«Цифровые информационные технологии как средства
развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Докладчик:
Учитель начальных классов
Эмирова Э.Э
с. Петрово, 2021 г
Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов
В настоящее время информационная грамотность и культура - это залог успешной профессиональной деятельности человека. Информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться – это важная задача современной школы. А цифровые информационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях таких технологий, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания. Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
Использование информационных технологий позволяет:
-перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
- помогает активизировать познавательную деятельность;
- уроки проходят на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- рационально организовывается учебный процесс, повышается эффективность урока;
- формируются навыки исследовательской деятельности;
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства:
- компьютерные учебники;
- программы-тренажеры;
- тестовые оболочки;
- электронные справочные энциклопедии;
- демонстрационные материалы (слайд или видеофильмы);
- учебно-игровые и досуговые компьютерные игры, а также многое другое.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления уникальных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов и др.)
Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка заданий для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:
- Интернет-ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
- Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
- Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанных педагогом с учётом особенностей конкретного ученического коллектива и для конкретных учащихся. В процессе создания такого урока возникает уникальный образовательный ресурс, в который вложены не только знания, умения и опыт педагога-разработчика, но и частичка его души.
Информационные технологии могут быть использованы на разных этапах урока:
Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.)
Как сопровождение объяснения учителя
(Использование созданных специально для конкретных уроков мультимедийных конспектов-презентаций, содержащих краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.)
Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Как интерактивная лаборатория
Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков окружающего мира.
Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (неправильности) сделанного выбора.
Для снятия напряжения, релаксации
Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, можно использовать презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.
Для индивидуального и дистанционного обучения.
Использование ИКТ в начальных классах на различных уроках
Обучение грамоте
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
Окружающий мир
Вообще для этих уроков информационные технологии просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. В занимательной форме знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека, узнают о мерах профилактики и правильном сбалансированном питании. Неоценимую помощь оказывают презентации, материалы видеофильмов, электронные учебники при знакомстве с различными городами и странами.
Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка и т.д.
Русский язык
Наверное, многие согласятся, что дети считают уроки русского языка скучными и неинтересными. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах интерес? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих и т.д.). Очень удобно использовать презентации при работе над изложением и сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
Литературное чтение
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки, литературные викторины - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Изобразительное искусство, технология.
На уроках изобразительного искусства современные технологии позволяют показать портреты художников, репродукции, последовательность выполнения рисунка. На уроках технологии образцы изделий и этапы работы .
Все перечисленные примеры активизируют внимание учащихся, усиливают их мотивацию, развивают познавательные процессы, мышление, внимание, воображение и фантазию.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях:
• повышает качество знаний
• продвигает ребенка в общем развитии
• помогает преодолеть трудности
• вносит радость в жизнь ребенка
• позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
• создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
Рассмотрим некоторые нтернет-ресурсы для учителей начальных классов:
Начнем с 3 крупнейших хранилищ образовательных ресурсов:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru -центральное хранилище электронных образовательных ресурсов системы образования. В хранилище портала размещаются электронные учебные модули созданные с использованием современных технологий Flash и др.
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru– здесь содержатся сведения об электронных образовательных и научных ресурсах российских вузов, библиотек, музеев, издательств, школ, электронных коллекций всех уровней образования для широкого круга пользователей.
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru – в этом интернет-хранилище содержатся электронные методические материалы, тематические коллекции, программные средства для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Перейдем к некоторым примерам сайтов из этих хранилищ:
http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского.
На страницах данного сайта огромное количество увлекательных виртуальных книжных выставок, интереснейшие и наглядные материалы по биографиям поэтов и писателей.
http://dic.academic.ru Словари и энциклопедии on-line.
Данный сайт будет полезен учителям как младших классов, так и учителям среднего и старшего звеньев. Сайт позволяет ни только давать определения различным понятиям, но и показать их, в доступной, понятной и наглядной форме.
http://www.uroki.net/ бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование.
Этот сайт наполнен хорошо проработанными сценариями мероприятий и уроков с готовыми цифровыми наработками
Биоуроки https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
Сайт для создания кроссвордов, ребусов и тестов. Простой, понятный интерфейс и множество шаблонов. Помимо этого есть база с уже готовыми наработками.
Туроператор для школьников «Весёлое путешествие»https://www.edut-deti.ru
В связи с эпидимиологической ситуацией многие музеи запустили онлайн-проекты, в которых делятся интересными историями, рассказывают об экспонатах, устраивают викторины. Такие виртуальные прогулки по музеям набирают огромную популярность, на странице этого сайта опубликован список музеев с необычными онлайн-программами, которые интересны детям.
Подводя итог моего выступления хочу повторить, что при условии систематического использования цифровых информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.