СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цвет как средство выразительности детского рисунка

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Развитие цветового восприятия окружающей действительности на уроках изобразительного искусства является важным средством формирования художественно-образного мышления. Восприятие цвета очень индивидуальна. Особенности детского восприятия заключается в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и поэтому оценки психологического, физиологического и эстетического  порядка выступают на равных  и тесно слиты с нравственными.

Просмотр содержимого документа
«Цвет как средство выразительности детского рисунка»

Цвет как средство выразительности детского рисунка Учитель изобразительного искусства Оразаев Владимир Арсентьевич

Цвет как средство

выразительности

детского рисунка

Учитель изобразительного искусства

Оразаев Владимир Арсентьевич

Развитие цветового восприятия окружающей действительности на уроках изобразительного искусства является важным средством формирования художественно-образного мышления. Восприятие цвета очень индивидуальна. Особенности детского восприятия заключается в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и поэтому оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными.

Развитие цветового восприятия

окружающей действительности

на уроках изобразительного

искусства является важным

средством формирования

художественно-образного

мышления. Восприятие цвета

очень индивидуальна.

Особенности детского

восприятия заключается в

том, что зрительный аппарат

ребенка еще не достаточно

сформирован, и поэтому оценки

психологического, физиологического и

эстетического порядка выступают

на равных и тесно слиты с

нравственными.

Развитию чувства цвета помогают уроки живописи. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение оттенков при помощи белил и воды,  сме ш ение красок для получения нового цвета- все это процессы,  в которых для детей много приятных ощущений. Стихи и цвета и красок приходит вместе с ощущением прозрачности потоков акварели, свободно стекающих по листу, вязкости и густоты гуаши, бархатистости и хрупкости пастели, дающие множество нежных оттенков.

Развитию чувства цвета

помогают уроки живописи.

Непосредственное соприкосновение

с краской, сравнение цвета краски с

окружающими предметами

и природой, получение

оттенков при помощи белил и воды,

сме ш ение красок для получения

нового цвета- все это процессы,

в которых для детей много

приятных ощущений. Стихи и цвета

и красок приходит вместе

с ощущением прозрачности потоков

акварели, свободно стекающих по

листу, вязкости и густоты гуаши,

бархатистости и хрупкости

пастели, дающие множество

нежных оттенков.

Занятия по изучению живописи направлены на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и  основаны на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными и гуашевыми красками, цветными карандашами и пастельными мелками. Занятия помогают им становиться духовно  богаче, щедрее душой, развивают художественный вкус,  творческое воображение. В целом уроки живописи знакомят школьников с правилами рисования, элементарными правилами воздушной перспективы, светотени, гармонии световой окраски, расширяют их представления о многообразии предметов, явлении действительности .

Занятия по изучению живописи

направлены на развитие у детей

восприятия цветовой гармонии и

основаны на рисовании с натуры,

по памяти и по представлению

акварельными и гуашевыми

красками, цветными карандашами

и пастельными мелками. Занятия

помогают им становиться духовно

богаче, щедрее душой,

развивают художественный вкус,

творческое воображение.

В целом уроки живописи знакомят

школьников с правилами рисования,

элементарными правилами воздушной

перспективы, светотени, гармонии световой

окраски, расширяют их представления о

многообразии предметов, явлении

действительности .

Основные средства  художественной  выразительности: Цвет Колорит Фактура

Основные средства художественной выразительности:

Цвет

Колорит

Фактура

- это один из признаков видимых нами предметов

- это один из признаков

видимых нами предметов

   Эффект контраста цветности  Этот эффект имеет место, когда два контрастирующие по яркости цвета помещаются рядом друг с другом. Будучи помещенным на яркий фон, синий квадрат тускнеет, и, наоборот - выглядит ярким на более тусклом фоне. То же произошло бы и с любым другим цветом.

Эффект контраста цветности Этот эффект имеет место, когда два контрастирующие по яркости цвета помещаются рядом друг с другом. Будучи помещенным на яркий фон, синий квадрат тускнеет, и, наоборот - выглядит ярким на более тусклом фоне. То же произошло бы и с любым другим цветом.

      Эффект контраста тона  Оранжевый цвет на фоне красного выглядит несколько желтоватым, а на желтом фоне приобретает красноватый оттенок. Это еще раз иллюстрирует влияние фона, на котором находится цвет на его восприятие.

Эффект контраста тона Оранжевый цвет на фоне красного выглядит несколько желтоватым, а на желтом фоне приобретает красноватый оттенок. Это еще раз иллюстрирует влияние фона, на котором находится цвет на его восприятие.

 Эффект контраста яркости  Один и тот же серый квадрат выглядит более ярким на темном фоне и соответственно темнее – на светлом.

Эффект контраста яркости Один и тот же серый квадрат выглядит более ярким на темном фоне и соответственно темнее – на светлом.

Цветовая гамма

Цветовая гамма

Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.  1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:  * Красный – волевой, жизнеутверждающий;  * Оранжевый – тёплый, уютный;  * Жёлтый – контактирующий, лучезарный.

Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека. 1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители: * Красный – волевой, жизнеутверждающий; * Оранжевый – тёплый, уютный; * Жёлтый – контактирующий, лучезарный.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:  * Фиолетовый – углублённый, тяжёлый;  * Синий – подчёркивающий дистанцию;  * Светло-синий – уводит в пространство, направляющий;  * Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: * Фиолетовый – углублённый, тяжёлый; * Синий – подчёркивающий дистанцию; * Светло-синий – уводит в пространство, направляющий; * Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.

3 . Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета :  * Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;  * Лиловый – замкнутый, изолированный;  * Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий;  * Серовато-голубоватый – сдержанный.

3 . Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета : * Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; * Лиловый – замкнутый, изолированный; * Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий; * Серовато-голубоватый – сдержанный.

4 . Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов:  * Чисто-зеленый – требовательный, освежающий;  * Оливковый – успокаивающий, смягчающий;  * Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;  * Пурпурный – изысканный, претенциозный.  * Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).

4 . Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов: * Чисто-зеленый – требовательный, освежающий; * Оливковый – успокаивающий, смягчающий; * Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий; * Пурпурный – изысканный, претенциозный. * Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).

5. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:  * Охра – смягчает рост раздражения;  * Коричневый, землистый – стабилизирующий;  * Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.

5. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: * Охра – смягчает рост раздражения; * Коричневый, землистый – стабилизирующий; * Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.

6 . Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:   Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

6 . Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

Тренинговые упражнения направленные на умения использовать цвет (тёплая и холодная гаммы)

Тренинговые упражнения направленные на умения использовать цвет (тёплая и холодная гаммы)

Упражнения по цветоведению

Упражнения по цветоведению

Характер живописной фактуры

Характер живописной фактуры

Дидактические игры и упражнения Цель этих упражнений - научить вглядываться в многоцветье мира, удивляться, открывать для себя мир природы и пытаться передать эти впечатления цветом .

Дидактические игры и упражнения

Цель этих упражнений - научить вглядываться в многоцветье мира, удивляться, открывать для себя мир природы и пытаться передать эти впечатления цветом .

Упражнения

Упражнения

Творческие задания на умения использовать цвет в процессе изобразительного творчества.  « Какого цвета небо»  «Пейзаж в заданной гамме» “ Цвет водной стихии”; “ Здравствуй осень”; “ Зимняя сказка”; “ Встреча с весной”; “ Летняя палитра». «Цвет в натюрморте» “ Цвет в портрете” “ Добро и зло”. «Ассоциации»

Творческие задания на умения использовать цвет в процессе изобразительного творчества.

« Какого цвета небо»

«Пейзаж в заданной гамме»

Цвет водной стихии”;

Здравствуй осень”;

Зимняя сказка”;

Встреча с весной”;

Летняя палитра».

«Цвет в натюрморте»

Цвет в портрете”

Добро и зло”.

«Ассоциации»

Какого цвета небо

Какого цвета небо

Пейзаж

Пейзаж

Ассоциации Лунная ночь Сирень Радость Шуба Трели соловья Цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего мира.

Ассоциации

Лунная ночь

Сирень

Радость

Шуба

Трели соловья

Цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего мира.

Таким образом цвет, как инструмент построения уроков с применением перечисленных методов и технологий, даёт учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через своё личное восприятие, помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивает художественный вкус, развивает творчество.

Таким образом цвет, как инструмент построения уроков с применением перечисленных методов и технологий, даёт учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через своё личное восприятие, помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивает художественный вкус, развивает творчество.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!