XIIV урок изобразительного искусства (17 – 23 декабря 2020 г.)
Цвет в натюрморте
Подготовила
Мамедова
Надежда
Александровна
В начале XX в., когда появилась фотография, а затем и кино, вдруг чрезвычайно возрос интерес к натюрморту. К этому жанру обратились очень многие художники. И не только потому, что писать цветы, фрукты и окружающие бытовые вещи всегда интересно, но еще и потому, что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового ведения мира.
В это время натюрморт стал своего рода театром чувств и переживаний художника.
А главным выразительным средством в живописи стал цвет. Конечно, колористическая выразительность всегда была основой живописи, но теперь цвет занял совершенно новое, определяющее место.
Он стал выражением особого мира художника и своеобразия его взгляда на жизнь.
Поль Сезанн, «Натюрморт» Франция, конец ХIХ века
Новую свободу выражения открыли французские художники импрессионисты и постимпрессионисты во второй половине XIX в.
Поворотным в развитии натюрморта явилось творчество П. Сезанна. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет. «Художнику надо научиться строить форму цветом» — так прозвучал его завет.
Поль Сезанн, «Натюрморт» Франция, конец ХIХ века
Одновременно с Сезанном жил художник, чье взволнованное сердце и внутреннее горение навсегда остались для нас в поразительных произведениях.
Винсент Ван Гог приходит к идее, что краски палитры живописца не обязаны совпадать с красками природы.
Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному восприятию натуры художником и возбуждало такие же переживания у зрителя. Эти идеи были новы и предопределили будущие искания живописцев.
Самым ярким из них был Анре Матисс. Большое влияние на него оказали впечатления от восточного и древнерусского искусства. Его картины — это воплощение радости бытия . Нарядность его цвета кажется фантастической, однако художник писал, что выбор красок основан на наблюдении натуры, «на опыте моих чувств».
Картина Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с сиренью» была продана за 9,286 млн фунтов стерлингов
и стала самым дорогим лотом, когда-либо проданным на «русских аукционах» дома.
Кузьма Петров-Водкин, 1930-е гг.
Цвет не только передаст реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжесть или легкость, холод или тепло, ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту.
Но главное в том, что цвет способен создавать настроение — печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность!
Попробуй определить,
что для художника и зрителя является главным:
ЧТО нарисовано или КАК нарисовано?
Что первично – форма или цвет?
Задание на оценку:
Нарисовать свой натюрморт в цвете
Как?
- Используй акварель или маркеры.
- Не бойся использовать «неправдивые» цвета.
- Постарайся наложить цвет так, чтобы натюрморт «зазвучал».
- Возьми за основу натуру (сам выложи натюрморт и пиши с него) или используй фотографию.
- Применяй навыки передачи светотени, составления композиции.
Нарисовать, сфотографировать и выслать мне на WhatsApp +7924ххххх,
не забудь подписать своё имя и класс!
Не забудь сделать очень краткий конспект с основными терминами (высылать не надо)