ТУРНИР ГРАМОТЕЕВ
(Игра в «Клубе весёлых и начитанных»)
(6 класс)
Цели: способствовать поддержанию интереса обучающихся русскому языку; формировать навыки речевого общения.
Оборудование: плакаты с высказываниями писателей о русском языке; карточки с заданиями и конкурсами, презентация «Словари».
Ход игры
1.Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычная встреча – встреча – турнир грамотеев в «Клубе весёлых и начитанных»), на которой мы постараемся расширить свои знания в области русского языка. Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира.
К слову нужно относиться бережно. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт В. Шефнер.
Приглашаю вас на час удивления и открытия, приглашаю вас на встречу с русским языком.
О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели.
«Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок».( Н.В. Гоголь)
«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М. Горький)
«С русским языком можно творить чудеса». (К.Г. Паустовский)
Сценка 1 «Двоечники на необитаемом острове»
Сценка 2 «Рецепт»
Стихотворение «Выучи русский язык»
2. Основная часть игры.
Учитель: Сегодня своё слово о языке предстоит сказать вам.
Команды исполняют песню
Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачный бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, родной язык,
Ты богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это мы будем верить!
Приветствия команд
1-я команда:
Мы – весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть!
2-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет,
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
1-я команда:
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания
2-я команда:
И, соревнуясь, все же с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней!
Команды приветствуют жюри. Демонстрируют свои эмблемы.
Все вместе:
Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет.
Разминка:
«Угадай название команды»
1-я команда: Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит после корня при помощи которой образуются новые слова.
Учитель: Какое название у команды ваших соперников?
2-я команда: Название нашей команды обозначает часть слова, которая стоит перед корнем и при помощи которой образуются новые слова.
Команда «Приставка». (Соперникам)
Вы стоите после корня,
Мы – немного впереди.
Но от всей души желаем
Дружно вместе нам идти!
Команда «Суффикс».
Команде «Приставка» желаем успеха,
Желаем победы, веселья и смеха!
Конкурс капитанов
Блиц-турнир
По лексическому значению отгадать слово
1.Буквы, Выстроенные на переклички.
2.Охотница до чужих мехов.
1.Канцелярская «острячка».
2.Домашний «иллюминатор».
1.Часть лица, которую иногда вешают.
2. «Яйцо» в геометрии.
1.Пора, которая в сентябре бывает «бабьей».
2.Легкий в бане.
1.Зеленая, от которой «мухи дохнут»
2. Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла.
1.Непарнокопытный, гнедой или в яблоках, а иногда в пальто.
2.Соперник Буратино в сердечных делах.
1.Растение, на котором гадают: любит – не любит.
2.Комплекс средств, при помощи которых из Бабы - Яги можно сделать Василису Прекрасную.
2. Конкурс
Лексический марафон
Учитель: А сейчас приглашаются на Лексический марафон знатоки словарей русского языка.
Словари – это вся вселенная в алфавитном порядке. Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Другие книга надо лишь извлечь из него. (А. Франс)
-Так ли необходим словарь нам в жизни, как с А.Франс? тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответь получаете 1 балл.
Он даёт лексическое значение слова.
Он подбирает близкие по значению слова.
Он подбирает противоположные по лексическому значению слова.
Он содержит информацию об истории возникновения слова.
Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении.
Он указывает на правильное произношение слов.
В нём дано правильное написание слова.
Его составлял много лет бывший мичман.
Содержит информацию о морфемном составе слова.
3. Конкурс
«Найди вторую половину»
Учитель произносит первую часть пословицы. Дети находят её продолжение среди записанных на доске. Участвуют по одному человеку от каждой команды.
Человеческое слово… по полету.
Видно птицу… острее стрелы.
Речи что мёд,… книга растит человека.
Испокон века… а дела – что полынь.
Учитель:
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Поставь под ударение.
Задание.
Найдите слова, которые подходят под это правило.
4. Конкурс
«Переводчики»
Задание командам: восстановить предложенный текст.
Отел
Нстуола отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лятско лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушках рязвеятс ан лопяне. Влкои хотосяся ан хин.
Лотем
На дворе ражок. Варат пакрлоы змлею. Лястьи ан дерьяхев морког ляшестет. Врбьоои пргтыаю оп чолсейно лопянек. Хрошоо кажрим лотем!
Конкурс для зрителей «Синонимы»
5. Конкурс:
«Черный ящик»
1.Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает - преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.
2.Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать ее в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только сто с нее. Что это за предмет?
3.В нее можно поместить водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Ее можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в нее концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?
4.Ее нужно съесть пуд, что бы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Ее помещали гостю в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет- то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?
5.За ним ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из-за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?
6. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются м него на квас; а дружит он с солью. Что это?
6. Конкурс:
«Чтение скороговорок»
Учитель: Скороговорка – это «быстрая речь, искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которые нужно произнести быстро, не запинаясь.»
Прошу выйти из каждой команды по одному человеку. Вот здесь, на листах, записаны скороговорки.
Задание для команд.
1.Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.
2. Всех скороговорок не переговорить, не перевыговорить.
3. Шит колпак да не по-колпаковски да перевыколпаковать надо его.
7. Конкурс
«Следопыты»
Люблю я майскую грозу в начале мая,
Когда весной весенний первый гром,
Как бы резвяся и в игру играя,
Грохочет громко в небе голубом.
Еще люблю, когда холодные мороза
Покроют льдом, зазеленят карниз,
Снежинки с неба падают, как слезы,
На землю приземляясь сверху вниз.
Но более всего предпочитаю осень,
Когда плодами все заплодоносит,
И в сенокос косою сено косят,
И масло масляное на столе стоит.
Звучит песенка про тавтологию
8. Конкурс
«Этимологические задания»
Учитель: Этимология – раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Задания.
1. По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.
2. Являются ли родственниками лебедь и лебеда?
3. Объясните происхождение слова «слон».
4. Что означает слово «медведь»?
5. Каково происхождение слова «выдра»?
6. Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?
7. Попробуйте объяснить происхождение слова «шарада.
9. Конкурс: Синквейн
Учитель: Ну что ж, дорогие друзья, перед вами последнее испытание. С ним необходимо справиться в течении 5 минут. Каждый из вас должен составить синквейн на тему «Праздник знатоков и любителей русского языка». Напомню вам. Что это такое. Синквейн состоит из 5 строк:
1-я строка – это существительное, заключающее в себе тему;
2-я строка – это два прилагательных, определяющих первое существительное;
3-я строка – состоит из трёх слов, одно из которых – опорный глагол;
4-я строка – заключает в себе отношение автора к теме разговора;
5-я строка – синоним к первому слову, вывод.
(участникам раздаются схемы построения синквейна)
Для ясности приведём пример синквейна на тему «Осень».
Осень
Яркая, красивая,
Сводит поэтов с ума.
Жду с нетерпением это время года.
Очей моих очарование!
Итак, тема ясна. Приступаем к выполнению последнего задания
10. Итоги
Заключительное слово
- Подводя итоги нашей игры, хочется ещё раз отметить значимость русского языка
в нашей жизни. Прислушайтесь, пожалуйста, к тому, о чём говорил академик, публицист Д. С. Лихачёв: «Язык - самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком – то отношении, но мысли наши все формируются языком.
Русский язык – один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давших в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «Нельзя верить, чтобы такой язык не был великому народу!»
(Чтение плакатов с высказываниями писателей о русском языке)
Родной язык мой русский
Иду тропинкой узкой –
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский,
Как этот русский лес.