Липецкая область
Муниципальный этап Всероссийского конкурса изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества
«Палитра ремёсел – 2025»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа села Ильино
Прихватка «Кленовый лист»
(в технике лоскутное шитье»)
Автор: Бокова Лидия Павловна,
ученица 7А класса,
Педагог – Бокова Оксана Александровна,
учитель английского языка
Липецк – 2025
В данной работе изучена история возникновения техники лоскутного шитья в мире и России, а также рассмотрен современный этап ее развития. В практической части работы рассказывается о выполнении изделия в изученной технике – прихватки на основе блока «кленовый лист».
Цель: выполнить творческую работу в лоскутной технике.
Для достижения поставленной цели были намечены задачи:
Изучить виды и техники лоскутного шитья.
Изучить историю возникновения техники лоскутного шитья
Разработать и выполнить творческую работу.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться на уроках технологии в школе, а также на занятиях внеурочной деятельностью.
Историческая справка.
Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских курганов.
В Европе стежка появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Вплоть до XVIII века ее использовали прежде всего для укрепления многослойной одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и украшали контрастной вышивкой.
Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники - Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин.. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.
Английские названия "patchwork" (лоскутное шитье), и "quilt"(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности. В России лоскутная техника прочно обосновалась в XIX веке, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобумажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились шить самые разнообразные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты.
Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей. Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Сейчас лоскутным шитьем занимаются самодеятельные мастера и художники-профессионалы. Они увлеченно трудятся над созданием лоскутных одеял, черпая вдохновение в национальном искусстве, другие предпочитают шить одежду, привнося в свою работу многообразие приемов шитья и декоративное богатство русского народного костюма. Современное лоскутное шитье тесно переплетается с народной швейной традицией, а через нее – культурным наследием прошлого. Лоскутные работы в русском стиле отличаются особой яркостью, «весельем» красок. Для них характерно многоцветье, гармоничное сочетание пестрого с пестрым, а также умелое использование в одном изделии тканей разных фактур. Сейчас, когда лоскутное шитье получает второе рождение, многие страны борются за приоритеты с этой сфере человеческой деятельности. Но лоскутное шитье интернационально, то есть принадлежит всему миру. И действительно, этот наиболее доступный способ художественного самовыражения служит языком общения людей разных национальностей, вероисповедания.
Пэчворк - лоскутная аппликация или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа) (Приложение 5). Эта техника - искусство вдохновения, особый стиль шитья из кусочков. У наших бабушек в их уютных домах были подобные вещи, аккуратно скроенные из цветастых кусочков ткани, подходящих друг другу по размерам и оттенкам. Лоскутная техника - самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, т.к. не требует больших материальных затрат, предполагает возможность использования содержимого "бабушкиных сундуков", остатков ткани; предоставляет простор вашей фантазии.
Квилтинг – более широкое понятие, чем пэчворк (quilting – сшивание, простёгивание). Он включил в себя несколько видов техник рукоделия, включая лоскутную технику пэчворк, аппликацию, вышивку, традиционные для квилтинга стежки и строчки. Готовые работы, выполненные в этой технике, принято называть квилтами, а людей, которые занимаются этим видом рукоделия – квилтёрами .
Из утилитарного ремесла, родившегося по необходимости, квилтинг превратился в вид высокого декоративного искусства, стал одним из его самых ярких и многоликих видов. Покрывала и панно, изготовленные в технике квилтинга, являются объектами собирательства музеев, галерей и коллекционеров.
Изготовление изделия.
Изучив основные техники и особенности лоскутного шитья, я решила сделать небольшое изделие – прихватку.
Для выполнения работы мне понадобились:
Ткань.
Нитки.
Иголка.
Ножницы.
Утюг.
Швейная машина.
Тесьма.
Я выбрала блок «Кленовый лист», который полностью соответствует своему названию: он очень похож на резной кленовый листик, как будто только что упавший с дерева! Чаще всего такой блок шьют из одной фоновой ткани и нескольких тканей для самого листика. Минимальное количество тканей для блока – две: одна для фона, вторая для листа. Однако, чаще всего, для листа используют как минимум три ткани: две для листовой части и одну для черешка. Но я для данного проекта использовать разные отрезы ткани в одной цветовой гамме: чем больше тканей в одинаковых цветах — тем эффектнее получается результат. Я взяла ткань желто-оранжево-красно-розовых цветов. Фон я решила сделать ярким, голубым. Расцветка получилась очень веселой и нарядной. Что касается деталей блока, то их состав слегка варьируется в разных дизайнах. Боковые прямоугольные детали могут быть дополнительно разбиты на квадраты, если этого требует экономное расходование ткани или её небольшое количество. Также верхний квадрат вверху листа может быть составным и давать листу ещё один угол. Этот вариант я и использовала (приложение 1).
Блок «Кленовый лист» используется как сольный элемент в больших панно, так и в виде повторяющегося элемента по всему полю. Кроме расположения рядами, блок «Кленовый лист» можно дополнительно вращать вокруг своей оси, получая, таким образом, более динамичный рисунок (приложение 2).
Я собрала блок по схеме, а черенок пришила методом аппликации. Далее я осуществила стежку трех слоев изделия – лоскутный верхний слой, утеплитель и основу. Простегала я изделие вручную и затем окантовала его канвой. Готовое изделие получилось ярким, веселым, оно радует глаз и создает отличное настроение (приложение 3)!
Выводы:
Лоскутная техника развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, приносит удовольствие. Мне понравилось лоскутное шитье. Это достаточно просто и очень увлекательно. Лоскутное шитье – очень интересная техника, которая дает очень большой простор для фантазии мастера.
Литература:
Блок «Кленовый лист» / https://sewingadvisor.ru/ls/block-list/
Новоковская Д. Лоскутное панно / https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-loskutnoe-panno-1096203.html
Брокет Д. Лоскутное одеяло своими руками/ Д.Брокет; Изд-во АСТ, 2014.
Приложение 1. Блок «Кленовый лист»
Приложение 2. Варианты использования блока в изделиях.
Приложение 3. Готовое изделие.