СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа в связи с обучением решению задач

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания на уроках математики -задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа в связи с обучением решению задач»

Творческая работа в связи с обучением решению задач Подготовила: учитель начальных классов, Лукашевич Л.Л., г. Усть-Катав

Творческая работа в связи с обучением решению задач

Подготовила: учитель начальных классов, Лукашевич Л.Л., г. Усть-Катав

 Дети, в большинстве случаев, хотят в школу. Приходя в 1 класс, они гордятся новой формой, портфелем, их переполняет чувство радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Первоклассники любознательны, всюду суют свои носы, тянутся к необычному, новому, любят учителя. Собираясь в школу, дети уверены, что учеба - это радость, надеются на успех и одобрение учителя. Им необходимо чувствовать себя умными, сообразительными, быть уверенными в себе.

Дети, в большинстве случаев, хотят в школу. Приходя в 1 класс, они гордятся новой формой, портфелем, их переполняет чувство радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Первоклассники любознательны, всюду суют свои носы, тянутся к необычному, новому, любят учителя. Собираясь в школу, дети уверены, что учеба - это радость, надеются на успех и одобрение учителя. Им необходимо чувствовать себя умными, сообразительными, быть уверенными в себе.

 Как не погасить этот огонек жажды знаний? В каждом человеке с детства заложены самые различные способности,  их надо только развивать. Творческий потенциал в современном мире очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше.  В психологии возраст 6-10 лет считается наиболее благоприятным для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Как не погасить этот огонек жажды знаний? В каждом человеке с детства заложены самые различные способности, их надо только развивать. Творческий потенциал в современном мире очень ценится в любой профессии, поэтому его нужно раскрывать в ребёнке как можно раньше.

В психологии возраст 6-10 лет считается наиболее благоприятным для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

 На современном этапе образования творческие способности включают в себя стремление к познанию, к постоянным открытиям, свободу воображения, активность и живость ума, умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное, оригинальное, умение применять в жизни полученные опыт и знания, интуицию и фантазию, в результате которых и появляются открытия и изобретения.  Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания на уроках математики -задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание найти решение проблемы, тем самым ребенок активизирует мыслительные процессы.

На современном этапе образования творческие способности включают в себя стремление к познанию, к постоянным открытиям, свободу воображения, активность и живость ума, умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное, оригинальное, умение применять в жизни полученные опыт и знания, интуицию и фантазию, в результате которых и появляются открытия и изобретения.

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания на уроках математики -задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание найти решение проблемы, тем самым ребенок активизирует мыслительные процессы.

 Творческие способности школьников проявляются именно в решении познавательных задач. Развитие творческих способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Поэтому новые задачи необходимо давать в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей.

Творческие способности школьников проявляются именно в решении познавательных задач. Развитие творческих способностей личности требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих задач не принесет желаемого результата. Поэтому новые задачи необходимо давать в определенной системе, приводящей к интенсивному общему развитию детей.

 Система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, отвечать следующим требованиям: возбуждать интерес к деятельности по их решению; опираться на знания и опыт учащихся; способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения); строиться на междисциплинарной (интегративной) основе; быть направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности; учитывать уровни развития творчества.

Система познавательных задач, стимулирующая учебно-познавательную деятельность, развивающая гибкость и нестандартность мышления, должна, отвечать следующим требованиям:

  • возбуждать интерес к деятельности по их решению;
  • опираться на знания и опыт учащихся;
  • способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • строиться на междисциплинарной (интегративной) основе;
  • быть направлена на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности;
  • учитывать уровни развития творчества.
 Для развития творческих способностей большое значение имеют задания, которые ориентируют учащихся на получение нового продукта: составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решение задач- шуток, задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которые включены графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания, игры, способствующие расширению математического словарного запаса.  Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

Для развития творческих способностей большое значение имеют задания, которые ориентируют учащихся на получение нового продукта: составление задач по рисунку, о предметах в классе, о воображаемых вещах, решение задач- шуток, задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которые включены графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания, игры, способствующие расширению математического словарного запаса.

Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

 Например , по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре: 1) вверх – вниз, вправо - … 2) разность – вычитание, произведение - … 3) треугольник – призма, квадрат - … 4) делимое – делитель, уменьшаемое – …  Найди  закономерность и продолжи ряд: а) 1,22,333….; б) 7,67,567… в) 121,222,323 … г) 1,2,4,7,11… .  Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.

Например , по аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

1) вверх – вниз, вправо - …

2) разность – вычитание, произведение - …

3) треугольник – призма, квадрат - …

4) делимое – делитель, уменьшаемое – …

Найди закономерность и продолжи ряд: а) 1,22,333….; б) 7,67,567… в) 121,222,323 … г) 1,2,4,7,11… .

Такие упражнения развивают воображение учащихся и играют немалую роль в формировании креативности мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.

 Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач чаще всего используют метод проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать разные способы решения. Работа над такими задачами воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.  Творческие задачи требуют самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Решение задач - головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При выполнении таких задач чаще всего используют метод проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать разные способы решения. Работа над такими задачами воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание.

Творческие задачи требуют самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.

Задачи с несформулированным вопросом ( в этих задачах не сформулирован вопрос, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений; обучающиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей; решение выполняется после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов).  Пример 1: Белка принесла в дупло в первый день  8 грибов и 9 орехов. Во второй день – 6 грибов,  а орехов на 7 больше, чем грибов. Поставьте вопросы к этому условию и ответьте на них.

Задачи с несформулированным вопросом ( в этих задачах не сформулирован вопрос, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений; обучающиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей; решение выполняется после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов).

Пример 1: Белка принесла в дупло в первый день

8 грибов и 9 орехов. Во второй день – 6 грибов,

а орехов на 7 больше, чем грибов. Поставьте вопросы к этому условию и ответьте на них.

Пример 2:  Машенька собрала вчера 32 гриба, а сегодня на 4 больше. Выберите вопросы которые можно поставить к этому условию, чтобы получилась задача.  а) Сколько грибов нашла Машенька вчера? б) Сколько грибов нашла она сегодня? в) Какие грибы собирала девочка? г) Сколько грибов собрала Маша за два дня?

Пример 2: Машенька собрала вчера 32 гриба, а сегодня на 4 больше. Выберите вопросы которые можно поставить к этому условию, чтобы получилась задача.

а) Сколько грибов нашла Машенька вчера?

б) Сколько грибов нашла она сегодня?

в) Какие грибы собирала девочка?

г) Сколько грибов собрала Маша за два дня?

 Задачи с лишними данными (в этих задачах присутствуют дополнительные ненужные данные; обучающиеся должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и исключить лишние, ненужные). Например: 1. Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак? 2. Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята? 3. На одной ферме 117 коров, а на другой 84. На второй ферме при одинаковой норме ежедневно расходуют сена на544 кг меньше, чем на первой. А воды выпивают 100л. Сколько сена расходуют в день на каждой ферме.

Задачи с лишними данными (в этих задачах присутствуют дополнительные ненужные данные; обучающиеся должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и исключить лишние, ненужные).

Например:

1. Карлсон съел на завтрак 5 булочек, 6 мороженых, 2 ананаса, 3 шоколадки и 4 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?

2. Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята?

3. На одной ферме 117 коров, а на другой 84. На второй ферме при одинаковой норме ежедневно расходуют сена на544 кг меньше, чем на первой. А воды выпивают 100л.

Сколько сена расходуют в день на каждой ферме.

Задачи с недостающими данными  (в этих задачах отсутствуют некоторые данные для ответа на поставленный вопрос; для решения необходимо добавить необходимые значения). Например: 1. В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду? 2. Линейка стоит 20 рублей, а карандаш дешевле. Сколько стоит карандаш? Сколько стоит карандаш и линейка вместе? 3. Петя поймал 12 рыбок утром и несколько вечером. Половину всей рыбы он пожарил, а из оставшейся сварил уху. Сколько рыбок израсходовал Петя на уху? 4. На ферме живут 24 коровы, а овец на 8 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных на ферме?

Задачи с недостающими данными (в этих задачах отсутствуют некоторые данные для ответа на поставленный вопрос; для решения необходимо добавить необходимые значения). Например:

1. В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду?

2. Линейка стоит 20 рублей, а карандаш дешевле. Сколько стоит карандаш? Сколько стоит карандаш и линейка вместе?

3. Петя поймал 12 рыбок утром и несколько вечером. Половину всей рыбы он пожарил, а из оставшейся сварил уху. Сколько рыбок израсходовал Петя на уху?

4. На ферме живут 24 коровы, а овец на 8 меньше, чем свиней. Сколько домашних животных на ферме?

Задачи с ошибочным вопросом  ( в вопросе просят узнать то, что известно, для решения задачи требуется изменить вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное) Например:  1. На ветке сидело 7 синичек. Одна улетела. Сколько синичек улетело?   2. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке? 3. Грузовик ехал в деревню. По дороге встретил 4 легковые машины. Сколько автобусов ехало в деревню?

Задачи с ошибочным вопросом ( в вопросе просят узнать то, что известно, для решения задачи требуется изменить вопрос так, чтобы надо было найти неизвестное)

Например:

1. На ветке сидело 7 синичек. Одна улетела. Сколько синичек улетело?

2. В парке 8 скамеек. Три покрасили. Сколько скамеек стало в парке?

3. Грузовик ехал в деревню. По дороге встретил 4 легковые машины. Сколько автобусов ехало в деревню?

Задачи с нереальным условием (в задаче нереальное условие, которое в жизни не выполнимо, поэтому нет смысла ее решать ).   Например: 1. Мама купила 5 пачек соли. Две пачки съели за обедом и одну за ужином. Сколько пачек соли осталось? 2. На груше выросло пять яблок, а на ѐлке - только два. Сколько всего яблок выросло? 3. Периметр прямоугольника 8см, а сумма двух его сторон 6 см. Найдите длину стороны. 4. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом в 12 кг. Когда он съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально.  

Задачи с нереальным условием (в задаче нереальное условие, которое в жизни не выполнимо, поэтому нет смысла ее решать ).

  Например:

1. Мама купила 5 пачек соли. Две пачки съели за обедом и одну за ужином. Сколько пачек соли осталось?

2. На груше выросло пять яблок, а на ѐлке - только два. Сколько всего яблок выросло?

3. Периметр прямоугольника 8см, а сумма двух его сторон 6 см. Найдите длину стороны.

4. Винни-Пуху подарили в день рождения бочонок с медом в 12 кг. Когда он съел половину меда, то бочонок с оставшимся медом стал весить 4 кг. Сколько килограммов меда было в бочонке первоначально.

 

Задачи на сообразительность (на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность; не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами). Например:  1. В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? 2. На дорожке сидели 5 воробьев, к ним прилетели еще 6 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке? 3. Один мальчик шел - пятак нашел. Двое пойдут - сколько найдут?

Задачи на сообразительность (на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность; не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами). Например:

1. В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков?

2. На дорожке сидели 5 воробьев, к ним прилетели еще 6 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на дорожке?

3. Один мальчик шел - пятак нашел. Двое пойдут - сколько найдут?

Задачи – шутки   Пример 1.  Сколько  лет  бабушке?  Вова пришёл к своему приятелю Сереже.  -Что же ты не был у нас вчера? - спросил Сережа. – Ведь вчера моя бабушка праздновала день своего рождения.  -Я не знал, - ответил Вова. – А, кстати, сколько лет твоей бабушке?  Сережа ответил замысловато:  -Моя бабушка говорит, что в еѐ жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день еѐ рождения. Вчера она праздновала этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази, сколько лет моей бабушке.  Попробуйте и вы ответить на этот вопрос, да скажите, кстати, какого числа и в каком месяце происходил разговор между приятелями.

Задачи – шутки

 

Пример 1.

Сколько лет бабушке?

Вова пришёл к своему приятелю Сереже.

-Что же ты не был у нас вчера? - спросил

Сережа. – Ведь вчера моя бабушка праздновала

день своего рождения.

-Я не знал, - ответил Вова. – А, кстати, сколько лет твоей бабушке?

Сережа ответил замысловато:

-Моя бабушка говорит, что в еѐ жизни не было такого случая, чтобы не справлялся день еѐ рождения. Вчера она праздновала этот день пятнадцатый раз. Вот и сообрази, сколько лет моей бабушке.

Попробуйте и вы ответить на этот вопрос, да скажите, кстати, какого числа и в каком месяце происходил разговор между приятелями.

Пример 2.  Как  взвесили  слона?  Однажды императору Цао Цао, правившему Китаем более двух тысяч лет назад, захотелось взвесить слона. Как ни суетились сановники, никто из них ничего не мог придумать. Ведь нигде не было гигантских весов. Когда сановники признали свою беспомощность, пришѐл человек по имени Чао Чун и сказал, что он может взвесить слона. Не применяя никаких специальных приспособлений, Чао Чун взвесил слона. Как он это сделал?

Пример 2.

Как взвесили слона?

Однажды императору Цао Цао, правившему Китаем более двух тысяч лет назад, захотелось взвесить слона. Как ни суетились сановники, никто из них ничего не мог придумать. Ведь нигде не было гигантских весов. Когда сановники признали свою беспомощность, пришѐл человек по имени Чао Чун и сказал, что он может взвесить слона. Не применяя

никаких специальных приспособлений,

Чао Чун взвесил слона. Как он это сделал?

 Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!