СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания для студентов СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания для студентов СПО»

Олимпиада по русскому языку и культуре речи для студентов СПО


I. Задание по орфоэпии.

Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог.

Черпать, кремень, факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, форзац, перчить, априори, торты, кровоточить, иксы.

II. Задание по грамматике.

Есть ли в предложении «В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран» ошибка? Обоснуйте свой ответ. Предложите свой вариант построения предложения.

______________________________________________________________________________________________________

III. Задание по лексике.

Выпишите устаревшие слова из приведённых ниже строк из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поясните их значение:

Мои богини! что вы? где вы?

Внемлите мой печальный глас:

Всё те же ль вы? другие девы,

Сменив, не заменили вас?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________

1V. Задания по орфографии и синтаксису.

Вставьте пропущенные буквы (с помощью кратких чётких пояснений прокомментируйте свой выбор). Расставьте и графически прокомментируйте знаки препинания в предложении:

Дело в том что далеко не все читающие владеют иску(с-сс)твом чтения глаза бегают по буквам «из букв вечно выходит какое(нибудь) слово» (Гоголь) и всякое слово что(нибудь) да «знач…т» слова и их значения связывают(?)ся друг (с) другом и читатель предст…вляет себе что(то) «по(д-дд)ержа(н-нн)ое» расплывч…тое иногда (не)понятное иногда (приятно)мимолетное что быстро уносится в позабытое прошлое...

1) укажите количество простых предложений в составе сложного;

2) укажите типы связи между частями этого предложения.

V. Работа с текстом. Стилистика.

Прочитайте текст.

Люди испокон веков льнут к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, какие только произвело человечество, и удовлетворить ее не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты, ни тем более конференции у продовольственного ларька. Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, тонкой штучки, мыслителя и творца. Во всяком случае, очевидно, что книга не нужна ни бабуину, ни ласточке, ни слону, у которого голова в семь раз больше, чем у homosapiens, и только человеку, этому противоестественному существу, неизвестно каким образом и зачем выведенному природой, время от времени бывает желательно почитать. Словом, скорее всего прав поэт Бродский, «Человек – это то, что читает», по крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.

Иная песня, что дело, как говорится, клонится к нулю и потребность в чтении скоро отомрет на манер вертикального века и ночного зрения у собак. Такой пример: еще сравнительно недавно Пушкин в России был – учебник жизни, а для большинства нынешних оболтусов Пушкин – пустой звук, в лучшем варианте анахронизм. Разумеется, где-нибудь по углам нашего необозримого государства по-прежнему подрастает молодежь, воспитанная на «Руслане и Людмиле», но участь ее незавидна, так как ей затруднительно будет жить среди своих сверстников на положении уродов со знаком плюс.

Стало быть, за исключением жалкой кучки фанатиков, помешанных на изящной словесности, в России сейчас не читают вовсе и никому нет дела до того, что такое литература и как это делается, хотя бы за сей отчаянной филологией открывались двери в эдемский сад.

Тем не менее…

(В.А. Пьецух "О чтении книг").

а) определите тему текста: ________________________________________

__________________________________________________________________

б) определите основную мысль текста:

______________________________________________________________________________________________________

в) определите тип речи текста:

___________________________________________________

VI. Творческая работа.

Запишите текст русского философа Ивана Ильина и продолжите его.

По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…(Объём сочинения: 100-120 слов).