Олимпиада по русскому языку и культуре речи для студентов СПО
I. Задание по орфоэпии.
Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог.
Черпать, кремень, факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, форзац, перчить, априори, торты, кровоточить, иксы.
II. Задание по грамматике.
Есть ли в предложении «В дороге Гринёва и Савельича застал снежный буран» ошибка? Обоснуйте свой ответ. Предложите свой вариант построения предложения.
______________________________________________________________________________________________________
III. Задание по лексике.
Выпишите устаревшие слова из приведённых ниже строк из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», поясните их значение:
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас:
Всё те же ль вы? другие девы,
Сменив, не заменили вас?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1V. Задания по орфографии и синтаксису.
Вставьте пропущенные буквы (с помощью кратких чётких пояснений прокомментируйте свой выбор). Расставьте и графически прокомментируйте знаки препинания в предложении:
Дело в том что далеко не все читающие владеют иску(с-сс)твом чтения глаза бегают по буквам «из букв вечно выходит какое(нибудь) слово» (Гоголь) и всякое слово что(нибудь) да «знач…т» слова и их значения связывают(?)ся друг (с) другом и читатель предст…вляет себе что(то) «по(д-дд)ержа(н-нн)ое» расплывч…тое иногда (не)понятное иногда (приятно)мимолетное что быстро уносится в позабытое прошлое...
1) укажите количество простых предложений в составе сложного;
2) укажите типы связи между частями этого предложения.
V. Работа с текстом. Стилистика.
Прочитайте текст.
Люди испокон веков льнут к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, какие только произвело человечество, и удовлетворить ее не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты, ни тем более конференции у продовольственного ларька. Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, тонкой штучки, мыслителя и творца. Во всяком случае, очевидно, что книга не нужна ни бабуину, ни ласточке, ни слону, у которого голова в семь раз больше, чем у homosapiens, и только человеку, этому противоестественному существу, неизвестно каким образом и зачем выведенному природой, время от времени бывает желательно почитать. Словом, скорее всего прав поэт Бродский, «Человек – это то, что читает», по крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.
Иная песня, что дело, как говорится, клонится к нулю и потребность в чтении скоро отомрет на манер вертикального века и ночного зрения у собак. Такой пример: еще сравнительно недавно Пушкин в России был – учебник жизни, а для большинства нынешних оболтусов Пушкин – пустой звук, в лучшем варианте анахронизм. Разумеется, где-нибудь по углам нашего необозримого государства по-прежнему подрастает молодежь, воспитанная на «Руслане и Людмиле», но участь ее незавидна, так как ей затруднительно будет жить среди своих сверстников на положении уродов со знаком плюс.
Стало быть, за исключением жалкой кучки фанатиков, помешанных на изящной словесности, в России сейчас не читают вовсе и никому нет дела до того, что такое литература и как это делается, хотя бы за сей отчаянной филологией открывались двери в эдемский сад.
Тем не менее…
(В.А. Пьецух "О чтении книг").
а) определите тему текста: ________________________________________
__________________________________________________________________
б) определите основную мысль текста:
______________________________________________________________________________________________________
в) определите тип речи текста:
___________________________________________________
VI. Творческая работа.
Запишите текст русского философа Ивана Ильина и продолжите его.
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов…(Объём сочинения: 100-120 слов).