Творческий отчёт
Название курса внеурочной деятельности: «МОЙ ПУТЬ К ПРОФЕССИИ»
ФИО автора: Королева Елена Владимировна
Место работы: МБОУ-СОШ № 38 г. Орла с углубленным изучением предметов эстетического профиля
Должность: педагог-психолог
Основной целью программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению. на базе МБОУ-СОШ № 38 программа успешно работает второй год. Вопрос профессионального самоопределения школьников имеет высокую практическую значимость и в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Перед переходом к профильному обучению требуется предпрофильная подготовка, основанная на системе педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы.
В ходе реализации программы учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для адекватного выбора сферы трудовой деятельности, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана, то есть у подростков формируется профессиональная зрелость .
Программа включает 35 занятий продолжительностью 1 час, 1 раз в неделю. Сроки реализации программы - 1 год. Основная форма проведения занятий – групповая. Наполняемость группы не более 15 человек. Оптимальное количество участников – 9 – 10 человек. Продолжительность одного занятия – 60 минут. Занятия проводятся один раз в неделю. Категория участников: учащиеся 9-10 классов.
Используемые методики и технологии:
1. Деловые игры.
2. Психодиагностические методики.
3. Элементы АРТ – терапии, творческие задания.
4. Викторины.
5. Элементы групповой дискуссии, беседы.
6. Мозговой штурм.
7. Развивающие и активизирующие профориентационные игры и упражнения.
8. Лекции.
9. Мультимедийные презентации.
Участники курса учатся разрабатывать алгоритм самостоятельного анализа и выбора профессии:
Мои шаги к профессии
Мои действия
Школьные предметы, которые я планирую сдавать на ЕГЭ
Мои направления
Выводы
Комбинации данных предметов помогают сделать большой выбор специальностей
Проводится проверка комбинации предметов и специальностей, составляются возможные вариации
Мои специальности
Делается краткий вывод на основе полученной информации
Определяем, какие специальности возможны
Мои учебные заведения
Определяем, в каких учебных заведениях есть выбранные специальности
Мои профессии
Поиск информации о выбранных профессиях
Чтобы выбрать нужную профессию требуется учитывать много факторов. Ежегодно появляются новые специальности. С помощью различных методов и технологий ребята учатся ориентироваться на рынке труда.
.
.
На протяжении курса учащиеся заполняют разработанный дневник профессионального самоопределения:
Требования, которые предъявляются к выбранной профессии
Темперамент
Направленность личности
Самооценка
Внимание и память
Соответствие направленности личности выбранной профессии
Способности
Профессиональные склонности
Воображение
Восприятие и ощущение
Профессиональные интересы
Мои увлечения, хобби
Эмоции
Мышление и речь
Мое здоровье (противопоказания)
.
.
ПРОФЕССИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
КВАЛИФИКАЦИЯ
ДОЛЖНОСТЬ
это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
это место, занимаемое человеком в организации.
это уровень профессионального мастерства
вид занятий в рамках одной профессии
В целях выявления потребностей, интересов и способностей учащихся на первых занятиях и в конце курса была проведена диагностика с использованием следующих методик:
Методика "Матрица выбора профессии".
Дифференциально-диагностический опросник. (ДДО) (Е.Л. Климов).
Опросник «Профессия».
Результаты диагностики отражены в диаграмме:
Для диагностики уровня профессионального самоопределения школьников до и после курса мною был составлен краткий опросник «Профессия»:
Для диагностики уровня профессионального самоопределения школьников мною был составлен опросник «Профессия». Вопросы для анкеты были следующие:
1.Ты уже определился с будущей профессией?
2. Каким образом ты определился с выбором профессии?
3.Что повлияло на твой выбор профессии?
4. Какие действия ты предпримешь, чтобы осуществить выбор профессии?
До курса
По итогам курса
ответ на вопрос 1
ответ на вопрос 1
Да -86%
Да -40%
ответ на вопрос 2
ответ на вопрос 2
Сам (сама) 74%
Нет -14%
ответ на вопрос 3
Нет -60%
ответ на вопрос 3
Сам (сама) 16%
ответ на вопрос 4
Учёба 22%
Знакомые, друзья-27%
Знакомые, друзья-2%
Учёба - 40%
ответ на вопрос 4
Учеба -23%
Предпочтения-20%
Родственники (мама, папа и др.) 50%
Предпочтения, интересы - 40%
Родственники (мама, папа и др.) 24%
Учеба -53%
Интернет 7 %
Затрудняюсь ответить-20%
Затрудняюсь ответить-0
Затрудняюсь ответить – 5 %
Затрудняюсь ответить – 20 %
Желания - 20 %
Желания -20 %
Родители - 23 %
Родители - 23
Любимые занятия, предпочтения, интересы, способности – 14%
Любимые занятия, интересы, предпочтения, способности – 42%
1. Большинство участников курса определились с выбором профессии и выбрали профессию самостоятельно, что является хорошим показателем.
2. Внушительная доля учащихся сочли важным выбирать профессию, которая максимально соответствует их возможностям, и интересную и содержательную работу. Выбор профиля стал более сознательным.
3. Все участники на выходе имели обоснованный профессиональный план.
Отслеживать успешность усвоению курса помогал журнал наблюдений
Ф.И.
Автономность
1
+
Информированность
2
+
+
3
Принятие решений
+
-
4
Планирование
-
+
+
5
+
+
Эмоциональное отношение
+
+
-
6
+-
+
+
+-
-
7
+
+-
+
+
+
+
+-
8
+
+
+
+
-
9
+
+
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+-
+
+
+
+на занятии отслеживаются положительные критерии сформированности параметра.
- на занятии отслеживаются критерии слабой сформированности параметра .
Участники курса научились составлять профессиограммы
Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо в течение всей профессиональной жизни.
Из профессиограммы ребята научились собирать сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека .
Профессиограмма – это ориентировочная основа развития специалиста.
Любой выбор будет являться правильным, если он сделан осознанно.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод об эффективности предпрофильной работы проводимой в школе.
Выбор пути получения профессии в первую очередь зависит от характера самой профессии. Получить профессию своей мечты разными способами – ВУЗ, дистанционное обучение, образование за рубежом и т.д.
После прохождения курса занятий каждый учащийся имел обоснованный профессиональный план, который был успешно презентован .
Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей.
Виртуальные экскурсии
(из-за сложной эпидемиологической ситуации в стране плановые экскурсии были заменены на виртуальные)
https://okmuseum.ru/virt - Виртуальная экскурсия по краеведческому музею. Виртуальная экскурсия по Военно-историческому музею.
https://www.kp.ru/go/http://spasskoye-lutovinovo.ru/tour/TourSpasskoe_.html - виртуальный тур по уникальному музею-усадьбе Ивана Тургенева.
http://turgenevmus.ru - онлайн-путешествие по дому Леонида Андреева, музеям писателей-орловцев, Бунина и Тургенева.
https://orelmusizo.ru/omii.html - виртуальный тур в музей ИЗО.
http://oreluniver.ru/virt_towr - виртуальный тур по Орловскому государственному университету имени А.С. Тургенева.
https://online.m24.ru/compilations/11 - виртуальные экскурсии по музеям, заводам и фабрикам.
https://vistavkaorel.ru/online/video/2 - видео-выставки (Орловский областной выставочной центр).
https://postupi.online/professii / - онлайн-тестирование «Траектория поступления в ВУЗы России».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Успех в профессии – это не только профессиональные знания, но и компетенции, а также умение эффективно использовать свой потенциал личности.