СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое прочтение вокального произведения

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неотъемлемым звеном музыкальной культуры является исполнительское искусство. Оно связано с воспроизведением и созданием художественных ценностей. Вокальное искусство – особый вид искусства. В нем объединяются три составляющие: идея, заложенная автором музыки, идея автора текста и работа исполнителя, который должен выразить то, что заложено композитором и поэтом.

Просмотр содержимого документа
«Творческое прочтение вокального произведения»

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Детская школа искусств №8









Творческое прочтение вокального произведения


Методическая разработка

преподавателя высшей категории Г.В.Казюхановой


















г. Ульяновск, 2024





Задача раскрытия художественного образа, понимание замысла композитора и умение передать характерное для данного автора, данного жанра, данной эпохи всегда актуальна в музыкальной педагогической работе. Суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» произведение, раскрыть в своем исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки должен быть передан максимально убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесен собственный, пусть небольшой, но индивидуальный опыт понимания и переживания музыки. Это придает интерпретации особую неповторимость и убедительность.

Неотъемлемым звеном музыкальной культуры является исполнительское искусство. Оно связано с воспроизведением и созданием художественных ценностей. Вокальное искусство – особый вид искусства. В нем объединяются три составляющие: идея, заложенная автором музыки, идея автора текста и работа исполнителя, который должен выразить то, что заложено композитором и поэтом. Показателем композиторского мастерства является способность убедительно раскрыть заложенный в произведении художественный образ.

Для правильного вокального исполнения необходимо установить связь музыки и слова. Музыка углубляет и расширяет содержание словесного текста, являясь «подтекстом» к слову. Внутренний смысл произведения в музыке и в слове проявляется по-разному. Порой смысловую нагрузку несет музыка порой – слово. Часто их смысловая нагрузка равноценна.

Ознакомившись с произведением в целом, следует более подробно изучить поэтический текст, временно отделив его от музыки, чтобы не пропал смысл стихотворения, чтобы музыка не заслонила его красоту. Ведь совместно с музыкой текст перестает восприниматься как самостоятельная эстетическая ценность и преломляется только через музыку, хотя в конечном итоге именно в этом синтезе он и должен доходить до слушателя. В стихи надо вчитаться, разобраться в их строении, выразительно продекламировать вслух. Верное, выразительное чтение, правильные акценты выделение главных слов, четкое произношение ударных гласных – все это должно найти свое место в последующем исполнении произведения.

Музыкальный текст также следует проанализировать с точки зрения формы, особенностей мелодического и гармонического склада и ритма, найти кульминацию, понять, как развивается мелодическая линия. Надо очень внимательно отнестись ко всем авторским ремаркам, обратив внимание на изменение темпа и ритма, на динамические оттенки, отдельные указания о характере исполнения.

Как во всяком искусстве, в искусстве пения сливаются и сосуществуют на равных две составляющие: творческая и техническая. Прежде чем приступить к технической проработке вокального произведения, нужно создать план его построения. Необходимо наметить его общую форму, установить равновесие частей, развить логическое движение чувств, заключенных в музыке, определить различные манеры пения, которые должны быть использованы для воплощения данной формы. Нужно понять, от чьего лица действует певец-исполнитель, каков характер изображаемого лица, каковы его внутренние задачи. Строго следуя созданному плану певец никогда не собьется с пути, не израсходует понапрасну своего эмоционального заряда, для него исчезнет необходимость петь, ожидая вдохновения. Певец может спеть хуже или лучше (это часто зависит от состояния вокального аппарата), но должен исполнить произведение верно, последовательно решая внутренние задачи, плодотворно расходуя голос и эмоции.

Одного интеллектуального усилия здесь недостаточно. В этой стадии создания художественного образа вступает в действие творческое воображение – одно из самых главных орудий художественного творчества. Не всякое воображение моно назвать истинно творческим. Чтобы стать таковым, ему необходимы:

- богатая база исходных представлений (память),

- четкость целеполагания,

- инициативность,

- яркость и конкретность создаваемых образов.

Большое значение имеют также индивидуально-личностные качества человека: высокий уровень интеллектуальной активности, развитость познавательного интереса, наличия эмоционально прочувствованного отношения к предмету познания. Помимо этого следует учитывать роль таких природных задатков, как впечатлительность, живость эмоциональных реакций, легкая возбудимость нервных процессов.

Способность к воображению может быть развита путем соответствующей тренировки. Следует научить начинающего певца перед пением вводить в действие творческое воображение, не допускать формального пения, без ясных образов, мыслей и ярких представлений о ситуации, которую ему следует выразить.

Материалом для воображения служат знания, личный опыт, впечатления. Знакомство с жизнью композитора, поэта, знакомство с эпохой, в которой они жили или которую описывают – все это обогащает исполнителя

Особое место в развитии воображения у музыканта играют музыкальные впечатления. Музыка – своеобразное отражение жизни в форме звуков, особый язык. Конечно, язык музыки часто бывает лишен той конкретности, которой отличаются словесные описания. Однако музыкой можно выразить то, чего нельзя описать словами.

В вокальной музыке, обычно связанной со словами, сам текст подсказывает содержание. Однако он создает часто лишь общую картину, настроение. Музыка же является ведущим рассказчиком и выразителем идеи, главной, наиболее ценной в художественном отношении стороной произведения.

Критерием правильности работы нашего творческого воображения является практика. В соответствии с той деятельностью, которой занимается человек, у него развивается больше зрительное, слуховое или эмоциональное воображение. Однако во всех случаях сильное воображение возможно только тогда, когда накоплен достаточный материал, который к тому же активно используется. Для педагогического процесса этот момент очень важен, поскольку позволяет связать развивающиеся технические навыки с определенными образами и избежать формального звуковедения («звукодуйства»).

Результатом деятельности творческого воображения является создание системы ассоциативно-образных связей – основы стабильного и качественного исполнения. Это позволяет проникать в самую суть музыкального произведения, раскрывая природу и внутреннее содержание его художественного образа. Каждый звук при этом становится носителем определенного смысла, подчиняясь общей концепции исполнительского замысла.