СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое развитие младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческое развитие младших школьников»

Тема: компетентность творческого мышления.

К компетенции творческого мышления следует относить характеристики мышления обучающихся, которые позволяют им не просто осваивать учебный материал, но и находить творческие варианты интеграции учебной информации в обыкновенную жизнь под руководством педагога.

Актуальность. Проблема развития творческого мышления была и остается одной из важнейших проблем всего человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, когда человек непрерывно должен адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно увеличивающимся объемом информации, которым вынужден оперировать современный специалист в любой области, и с процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого уровня творческого развития.

Младший школьный возраст - оптимальный период для формирования творческого мышления.

Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к получению новой информации, к освоению новых способов деятельности, к созданию собственных способов решения задач (и не только учебных).

Определим основные положения актуальности компетенции «Творческое мышление»:

  • Для младшего школьника компетентность творческого мышления является необходимым условием для успешной социализации;

  • Младший школьный возраст – сензитивный период для развития творческого мышления;

  • Компетентность «творческое мышления» – основа информационной компетентности.

Необходимость компетенции обусловлена следующими утверждениями:

  • Работа над формированием компетенции творческого мышления у обучающихся требует от педагога постоянного повышения собственной квалификации;

  • Формирование компетентности у младших школьников предполагает совершенствование педагога в этой же компетенции;

  • Навык педагога в формировании компетенции у обучающихся позволит ему быть востребованным специалистом в своей профессиональной области.

Опыт по развитию и формированию компетенции. Определим умения, которые составляют компетенцию «Креативность мышления»:

- Умение максимально углубиться в исследование проблемы
(не только учебной);

- Умение самостоятельно осуществлять поисковую и исследовательскую деятельность;

- Умение критично и лояльно отнестись к идеям оппонента;

- Умение найти творческое (новое для себя/коллектива) решение задачи или проблемы.

Каждое из данных умений формируется в деятельности. Ниже приведу виды деятельности и примеры их организации из собственного педагогического опыта.

1. Организация групповой и парной работы на каждом уроке. Организация групповой и парной видов учебной деятельности на каждом уроке позволяет обучающимся научиться координировать свои действия с действиями одноклассников, создавать новые способы коммуникации. Ребенку необходимо научиться находить творческие, оригинальные способы решения задач, чтобы деятельность группы (пары) была наиболее яркой, успешной. Данные формы работы в своей педагогической деятельности я организовываю на каждом уроке. На слайде представлена фотография с урока окружающего мира, где мною организована групповая работа обучающихся по поиску информации по теме урока (указать тему, класс).

2. Применение игровых технологий в учебной и во внеурочной деятельности. Одним из самых продуктивных способов формирования компетенции «Творческое мышления» является включение игровых технологий в учебную и внеурочную деятельность обучающихся. В игре обучающиеся получают колоссальный опыт разнообразного взаимодействия и простор для творческой деятельности. Особую ценность игровая деятельность приобретает еще и по следующей причине: в игре младший школьник «примеряет на себя» различные социальные роли, каждая из которых предполагает свою специфику деятельности (исходя из условий игры). Ребенку необходимо быстро сообразить, каким способом необходимо решить игровую проблему, для того, чтобы выйти из игры победителем. В рамках игрового процесса каждый ребенок может также с помощью рефлексивных карт (либо других материалов) проанализировать собственную деятельность. На слайде презентации вы можете наблюдать фото организации и проведения дидактической игры в рамках кружка (название кружка и небольшое описание игры).

3. Организация проектной деятельности младших школьников. В помощь педагогу, стремящемуся сформировать у обучающихся высокий уровень развития творческого мышления, разработана современная педагогическая технология – организация проектной деятельности младших школьников, которую я регулярно использую в своей педагогической деятельности. На слайде представлены в виде фотографий конкретные примеры организации подобной работы: проекты «Живой уголок» и «Зеленый город». В рамках реализации проектов классный коллектив делится на группы. Перед каждой группой стоит конкретная задача, решение которой приблизит обучающихся к достижению проектной цели. Обучающиеся не ограничены в своем взаимодействии внутри групп. Более того, проект позволяет обучающимся самостоятельно согласовать способы выполнения поставленной перед группой задачи, углубиться в исследование проблемы. Обучающиеся анализируют свой предыдущий опыт деятельности, опыт других групп и создают собственный творческий способ решения проектной задачи. На слайдах представлены уже конечные результаты реализации вышеупомянутых мною проектов.

4. Организация взаимодействия обучающихся в форме диспутов, дебатов. В современном мире любому человеку необходимо уметь: отстоять собственную позицию, по какому либо вопросу; обосновывать свою приверженность позиции, опираясь на логичную доказательную базу. Развитие этих умений невозможно без развития творческого мышления. Младший школьный возраст является сензитивным для развития данных умений. В своей педагогической деятельности я регулярно использую такие методы обучения как диспут и дебаты. На слайде представлен конкретный пример организации дебатов по учебному предмету «Русский язык» (либо любой другой учебный предмет) по теме (указать тему). В процессе дискуссии обучающиеся формируют умение отстаивать и обосновывать собственную позицию. Необходимость эффектной презентации своей позиции требует от младшего школьника умения найти, создать творческий способ представления позиции.

5. Организация работы по решению задач, направленных на поиск причины события». Обучающимся необходимо создать собственную версию причин, которые могли привести к определенному событию. Более того, версии обучающихся должны максимально отличаться друг от друга. Умение устанавливать причинно-следственные связи позволяет обучающимся выстраивать подобные версии.

Применение компетенции обучающимися:

- в учебной деятельности;

- во взаимодействии со взрослыми;

- при поиске информации (не только учебной);

- при общении со сверстниками;

- в общественно-полезных проектах;

- при взаимодействии с самим собой.

Могу сказать, что использование вышеописанных методов по развитию, формированию компетенции создают мой положительный педагогический опыт. Я вижу положительную динамику результатов своих обучающихся. При чем, это не только образовательные результаты. С развитой компетенцией «Творческое мышление» обучающемуся проще ориентироваться в потоке информации (не только учебной), у обучающегося отсутствует страх перед освоением нового опыта (социального учебного и т.д.), обучающийся легко ориентируется в современном изменчивом мире. Все это демонстрирует успешность применения данной компетенции детьми, которую изо дня в день я формирую при организации образовательного и воспитательного процессов. Моя основная задача: социализировать ребенка, дать ему возможность научиться ориентироваться в мире и адаптироваться под его особенности, сделать его компетентным со всех сторон. Презентованный мною педагогический опыт является наглядной демонстрацией того, что я справляюсь с этой задачей успешно.

Познакомиться подробнее с моим педагогическим опытом по формированию компетенции «Взаимодействие с другими и с самим собой» можно на персональном педагогическом сайте.