"Мастерская акцентирует внимание на состоянии, мыслях, общении учащихся и на творчестве, на сочетании учения, общения и творчества. Именно в мастерской школьники лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли."
Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская»
Творческая мастерская для учащихся 5 класса по изучению темы «Рассуждения как тип речи»
Индуктор. Сегодня мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие по паркам нашего города. Готовы? Представили? Что и кого вы видите в парке? (деревья, сугробы, прохожих, птиц…) Вот именно! Птиц! Помните, мы с вами участвовали в акции «Синичкин день»: рисовали птиц, делали кормушки, приносили корм птичкам? (да) А какие птицы зимуют в нашем парке, лесу? (чижи, корольки, снегири…). Предлагаю взглянуть на снегирей. Кто из вас видел снегиря вблизи, а может, только на картинке? Чем эти птички привлекают наше внимание? (красные грудки, яркий окрас…)
Создание творческого продукта. Перед вами листы, разделённые на 4 части.
А) В части 1 нарисуйте снегиря. Вы будете рисовать под звуки природы (запись звуков зимнего леса). Если кто-то из вас не очень чётко представляет снегиря, то предлагаю посмотреть на слайд с изображением этих птиц. (дети рисуют)
Б) В части 2 составьте «11-словие» о снегире, которого вы нарисовали. Какой тип речи вы используете для того, чтобы выполнить эту работу? (рассуждение) Какой тип речи поможет вам реализовать ваши рассуждения? (описание).(дети составляют «11-словие»).
3. Социализация. Дети представляют свои работы. Зачитывают «11-
словие», показывают классу рисунки. Работы высталяются на отдельную парту или прикрепляются на доску.
Например:
Яркогрудый!
Прекрасный снегирь!
Ты- зимняя птица.
Я насыплю тебе крошек.
Не замерзай!
4.Промежуточная рефлексия и самокоррекция. Дети рассматривают рисунки друг друга, перечитывают «11-словия». Звучит аудиозапись звуков зимнего леса. Небольшая физпауза.
5.Новая информация и её обработка. Дети читают текст:
— Скажи-ка, почему снегирей снегирями з..вут? — спрашиваю я.Лёньке хочется уг..дать. Он ёрза..т на с..ломе, но в конце концов1 добродушно созн..ётся:
— Не знаю.
— Понима..шь, вместе с з..мой, с морозами, со снегом прил..тают. Снег — снегирь.
Неожиданная пр..стота отга..ки приводит2 Лёньку в восторг.
— Значит, бабушкин домовой — это потому, что в доме... Пустырь... Богатырь, — бормоч..т Лёнька.
— Эх, побегу-ка я к Витьке! Уж я ему заг..даю.
Работа с текстом. Орфографическая работа. Почему поставлены тире в начале строк? Верна ли догадка маленького Лёньки о том, почему домового назвали домовым? А почему Лёнька, говоря о домовом, добавляет «бабушкин»? Запишите по-своему те части текста, в которых содержится объяснение происхождения слов снегирь. Напишите продолжение этой истории (2-3 предложения).
6.Корректировка. Дети на 3 части листа записывают свой вариант объяснения и продолжения.
7.Социализация. Дети зачитывают свои варианты объяснения и продолжения.
8. Общая рефлексия.
Детям показать небольшое видео (презентацию) о снегирях с комментарием (Красивое и необычное наименование неизменно вызывает у людей вопрос: "Почему птицу назвали снегирь?" В переводе с латыни имя звучит как «огненный». Такое название присвоили птичкам за ярко-красный оттенок брюшка у самцов. Красного цвета у них также боковые стороны головы. Крылышки и шапочка на голове черного цвета, спинка окрашена серым. Самки отличаются от самцов тем, что грудка у них не красного, а бурого цвета с серым оттенком. Одним из ответов на вопрос "почему снегирей называют снегирями" может послужить примета, говорящая о том, что появление птицы предвещает скорый снег. Снегири становятся заметными с наступлением холодов.)
На 4 части листа запишите высказывание о том, что вас заинтересовало на уроке. Например:
Урок.
Творческий, интересный.
Рисовал, сочинял, слушал.
Я выполнил работу хорошо.
Увлечён.
9. Домашнее задание. Напишите рассуждение на одну из тем:
Какую телевизионную программу вы постоянно смотрите и почему?
Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?
Чем вы занимаетесь в свободное время и почему?