СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Ты и твои товарищи».

Нажмите, чтобы узнать подробности

        К     Международному дню толерантности 

Просмотр содержимого документа
«« Ты и твои товарищи».»


             Международный день толерантности – 16 ноября.

                         Воспитание культуры поведения.

                                « Ты и твои товарищи».

                                                     

                                       

         

                  Сегодня в детской среде всё большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много.    Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, социальное окружение детей, семью всё чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных приёмов воспитания детей в духе толерантности.

                   «Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное – постигать её суть умом и сердцем», - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

        Что же такое толерантность?

Толерантность (от латинского «толеран») – терпение, переносимость. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.Признание – это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение взглянуть на мир другого с двух точек зрения: своей собственной и его.

          Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

          Занятие по воспитанию культуры поведения по теме:

                                    «Ты и твои товарищи».

Цели и задачи:

1.Вести и закрепить определение термина «толерантность», углубить  понимание его значения.

2.Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

3.Формировать у учащихся толерантность мышления,  как ценностной установки сознания   и деятельности, включающей не просто терпимость, но и понимание, солидарность, готовность к сотрудничеству, уважение к своим правам и правам других людей

4.Сформировать представление о толерантном отношении.

5.Формирование нравственных качеств обучающихся: умения дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Основные понятия: толерантность, различия между людьми, терпение, сопереживание, компромисс.

План:

 1.Введение темы, актуализация вопроса.

 2.Постановка вопроса, деление класса на группы для обсуждения вопросов.

 3.Обсуждение групповых работ.

 4.Подведение итогов.

 5.Рефлексия.

 6.Основной вывод занятия.

Форма проведения: групповая работа с дальнейшим общим обсуждением вопросов.

Оборудование: физическая карта материков, цветные изображения мальчиков и девочек, ножницы, клей.

                                                Ход занятия:      

I Орг. момент.

    16ноября – Международный день толерантности. Толерантность означает уважение культуры других народов. Мы должны с уважением относиться к другим людям. Толерантность помогает находить друзей.

         «Друг имеется – так и сердце греется».

         «Кто себе друзей не ищет, самому себе враг».

Как вы понимаете эти пословицы?

        Сегодня будем говорить о дружбе. Как вы понимаете, что такое дружба? Друг, подруга, дружные ребята?

         Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

       II  Чтобы стать настоящим другом этому надо учиться. А быть хорошим товарищем мы можем все. Давайте подумаем, какие правила общения друг с другом помогут нам быть верными, добрыми товарищами, чтобы вас могли называть дружные ребята и верные хорошие товарищи.

 1.Послушайте рассказ, который называется «Две подружки».

       Жили две неразлучные подружки, дружно играли, никогда не ссорились и учились они только на «5» и «4». Родители девочек были очень довольны. Однажды Лиза прибежала домой после уроков очень весёлая и похвасталась маме:

-Я получила по математике «5», а Зоя только «3»!

Мама внимательно посмотрела на дочку и сказала грустно:

-Ты, дочка, стала хуже…

-Я? – удивилась Лиза. – Но ведь «3» получила не я!

-Да, тройку получила Зоя, но она на днях болела… А ты обрадовалась - это значительно хуже.

-Подумайте, почему мама Лизы так сказала?

-Как должен поступить друг в такой ситуации?

      С  хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

 -Приведите свои примеры, когда вы радовались успехам своих товарищей, когда вы или вам звонили одноклассники, когда вы болели.

         Очень приятно, когда тебя поддерживают, если что-то произошло плохое или радуются за тебя, если  у тебя радость.

 2.- Как вы назовёте девочек, о которых мы сейчас послушаем стихотворение?

 Вера с Таней, две сестрички

 Всем ребятам дали клички.

 Из окошка день- деньской

 Так  кричат наперебой:

                       Алёшка- матрёшка,

                       Серёжка- поварёшка,

                       Костик- хвостик,

                       Рафик- жирафик,

                       Машка- замарашка,

                       Наташка- напугашка.

 День кричали. Два кричали.

 Зло косички их торчали.

 А на третий – замолчали:

 Всех друзей – порастеряли.

                               

                                 Очень плохо, между прочим,

                                 Стало двум сестрёнкам жить-

                                 До сих пор никто не хочет

                                 С обзывашками дружить.

    С девочками произошло САМОЕ СТРАШНОЕ.

-Как вы это понимаете?

-Как можно назвать девочек?

         Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая не кричи.

3.- Как вы понимаете слово ябеда?   

   -.Кого называют ябеда?

    Ябеда – мелкий донос, клевета. Ябедничать – наушничать.

        (Словарь русского языка Ожегова С.И.)

     Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по-разному думают, кого можно назвать ябедой.

                                            Сонечка.      

                                                             А.Л.Барто

Тронь её нечаянно –

Сразу:- Караул!

Ольга Николаевна, (имя заменить)

Он меня толкнул!

        Ой, я укололась!-

        Слышен Сонин голос.-

        Мне попало что-то в глаз,

        Я пожалуюсь на вас.

                 Дома снова жалобы:

                 -Голова болит…

                 Я бы полежала бы-

                 Мама не велит.

                         Сговорились мальчики:

                         -Мы откроем счёт,

                         Сосчитаем жалобы-

                         Сколько будет в год?

                                   Испугалась Сонечка

                                   И сидит тихонечко.

- Почему испугалась Сонечка и сидит тихонечко?

- Как бы вы назвали Сонечку? Докажите свой ответ.

 

         Послушайте рассказ, который так и называется:

                                     

                                        ЯБЕДА.

          Андрей вбежал в класс, когда Кирилл складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки  соединились, и не было видно, что горшок разбит.

              Начался урок. Валентина Павловна и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

     -Кто разбил горшок? – спросила Валентина Павловна.

Все молчали. Андрей посмотрел на Кирилла. Тот молчал.

Тогда Андрей встал и сказал:

- Это сделал Кирилл, я видел.

Кто-то из ребят тихо сказал:

-Ябеда…

            Подумайте, можно ли назвать Андрея ябедой? Докажите свой ответ.

- Почему Кирилл молчал?

- Как бы поступили в этой ситуации вы?

- Как вы думаете, что сказала учительница?

                           

     Если  друг не прав, то скажи ему об этом. Надо отличать, когда с вами рядом ябеда, а когда верный товарищ. Никогда не ябедничайте сами.

4.-Ой, кто это у нас в классе? (В классе два мальчика с рожками на голове.)

                                   

                                              Два козла.

                                                             В.Лифшиц

Однажды на лужайке

Подрались два козла.

Подрались для забавы,

Не то, чтобы со зла.

                            Один из них тихонько

                            Приятеля лягнул.

                            Другой из них легонько

                            Приятеля боднул.

   Один лягнул приятеля

   Немножко посильней,

   Другой боднул приятеля

    Немножко побольней.

                             Один разгорячился,

                             Лягнул, что было сил!

                             Другой его рогами под брюхо подцепил!

Кто прав, а кто виновен-

Запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся

Не в шутку, а всерьёз…

                              Я вспомнил эту драку,

                              Когда передо мной

                              На школьной переменке

                              Такой же вспыхнул бой.

- Как вы думаете, почему козлики появились в нашем классе?

-Вы посмотрели на себя со стороны, хочется  верить и надеяться, что превращаться в козликов желания у вас не появилось.

                                                 

                                                          Игра.

                                                                 Е.Ильина

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать:

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

        Хорошее дело футбол и хоккей,

        Соседей они превращают в друзей,

        А в играх с друзьями мы сами

        Должны оставаться друзьями.

                       Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

                       Да здравствует вежливость и доброта,

                       Да здравствуют добрые лица!

                       И пусть тот, кто злится- стыдится!

             В играх не будьте грубыми, не кричите, не ссорьтесь, старайтесь играть и  работать дружно.

           Все вы, ребята, в любой ситуации должны оставаться дружелюбными, помнить фразу:«Ребята, давайте жить дружно!»

                                         

               III   О каких правилах поведения необходимо помнить, чтобы у тебя были верные, добрые друзья?

1.С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.

2. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая не кричи.

3. Если  друг не прав, то скажи ему об этом.

4. Никогда не ябедничайте сами.

  5.  В играх не будьте грубыми, не кричите, не ссорьтесь, старайтесь играть и  работать дружно.

     


                 

             

       

               

               Модель толерантного ученика школы.

Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Личностные качества (черты характера):

  • сознательная дисциплинированность;

  • умение дружить;

  • порядочность

  • честность, правдивость

Отношение к окружающим:

  • уважение, гуманность

  • забота о других; милосердие

  • интерес к людям, общительность;

  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству;

  • толерантность, уступчивость;

Интеллектуальное развитие

  • информационный кругозор

  • потребность применять знания на практике

Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  • добросовестность

  • старательность

  • осознанность

Человек - творец самого себя:

  • "любящий себя" - значит уважающий себя и других;

  • стремление к саморазвитию.

Культура поведения:

  • умение жить вместе с другими;

  • культура речи.